Установочные, промежуточные и итоговые конференции и совещания
Целостность и системность процесса педагогической практики обеспечивается ее важнейшими компонентами, формирующими своеобразную кольцевую композицию, — установочной и итоговой конференциями. Поэтапными звеньями выступают адаптационный период студента-практиканта и бакалавра филологического образования в школе (привыкание к непосредственной ученической аудитории, изучение методической системы работы учителя-наставника, «вхождение» в педагогический процесс), пассивная, полуактивная и активная формы практики, а также научно-педагогическая деятельность при методической помощи со стороны учителей-наставников и администрации школ, консультаций с сотрудниками кафедр НГПУ — участников (организаторов) педпрактики.
Кафедрой теории и методики обучения русской словесности апробированы разнообразные формы установочных, промежуточных и итоговых консультаций, совещаний и конференций. Разрабатываются и внедряются новые личностно-ориентированные формы и приёмы работы.
Установочные конференции по педагогической практике чаще всего проходят в виде информационно-диагностического совещания, на котором студенты и бакалавры филологического образования знакомятся с основными направлениями педагогической практики, её целями и задачами. Практикантам предлагается блок заданий по методике преподавания русского языка и литературы, педагогике, психологии, дисциплинам специализации (мировая художественная культура, русская словесность, фольклор и родное слово, практическая журналистика) с подробными объяснениями и комментариями. Студентам и бакалаврам филологического образования представляются преподаватели-кураторы, учителя-наставники, зачитывается приказ о направлении студентов и бакалавров филологического факультета на педагогическую практику в базовые школы города Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Назначаются старосты студенческих бригад, работающих в одной школе.
На старших курсах предусмотрена установочная конференция в форме рабочего научно-практического диалога. Выбираются организаторы, помощники, оформители, работают инициативные творческие группы.
Промежуточные конференции планируются и проводятся и как кафедральные, и как выездные. Данные конференции часто сопровождаются открытыми уроками студентов и бакалавров филологического образования с участием учителей и преподавателей кафедры, с их последующим обсуждением, и приобретают характер семинаров, затрагивающих и решающих актуальные проблемы школьной и вузовской филологии.
Большим разнообразием форм общения, информативностью, дискуссионностью, естественной эмоционально-ценностной окрашенностью отличаются итоговые конференции, которые проводятся в виде «круглого стола», «деловой игры» и т.д. На них ведется коллективное обсуждение проблем, возникших в процессе практики, ее результатов и значения для профессионально-педагогического становления студентов и бакалавров филологического образования. Группа практикантов каждого базового образовательного учреждения оформляет выставку, представляет фото- и видеоматериалы, иллюстрирующие прохождение практики.
На итоговых конференциях обсуждаются следующие вопросы:
1. Специфика работы базовых образовательных учреждений на современном этапе развития среднего образования.
2.Роль учителя-словесника в реализации задач, стоящих перед образовательным учреждением. Готовность студентов и бакалавров филологического образования к выполнению функций учителя-словесника. Особенности организации разнообразных форм методической работы.
3. Анализ педагогической деятельности со школьниками.
4. Анализ работы практикантов с родителями.
5. Проблемы и трудности, возникшие в ходе практики.
6. Оценка результатов методической практики и предложения по ее совершенствованию.
Отличительными особенностями итоговых конференций являются:
- методический вернисаж «В творческой лаборатории учителя-словесника», который образуют всевозможные наглядные пособия; дидактический материал, ориентированный на разные типы восприятия личности («художника», «логика», «общественника» и т.п.), образцы творческих работ учащихся, студентов, бакалавров филологического образования и учителей;
- педагогический калейдоскоп, состоящий из отдельных записей на темы: «День за днём», «Мой первый урок», «Мои первые ученики»;
- методическая копилка «С педагогической практики» (интересный языковой материал, выдержки из устных и письменных ответов учащихся, справочные материалы, терминосистемы, рецензии, аннотации, алгоритмы орфографических и пунктуационных правил, модели и конспекты уроков);
- диагностические карты и статистические данные будущих учителей-исследователей, отражающие уровень сформированности ученика-читателя и ученика — языковой личности («Портрет ученика-филолога на фоне эпохи»).
Итоговые конференции — это подведение итогов одного из значимых этапов личностного и профессионального развития будущего учителя-словесника, его оценка и самооценка.
Предметом обсуждения на конференциях являются не только реальные достижения на педагогическом поприще, но и насущные проблемы как объективного, так и субъективного характера, а иногда и целый ряд проблемных вопросов и ситуаций, возможные пути их решения, что становится объективным основанием для дальнейшего совершенствования организации и содержания педагогической практики.