Система среднего профессионально-педагогического образования
Система среднего профессионально-педагогического образования представлена профессионально-педагогическими техникумами и колледжами. Подготовка мастеров производственного обучения осуществляется как на базе основного общего среднего образования, так и на базе полного общего среднего образования. Подготовка в профессионально-педагогических колледжах и техникумах ведется в соответствии с классификатором специальностей среднего профессионального образования и по образовательным программам этого уровня. Максимальный срок подготовки мастера производственного обучения 2 года 10 месяцев.
Среднее профессионально-педагогическое образование регламентируется двумя государственными образовательными стандартами: ГОС по специальности 0308 - Профессиональное обучение (по отраслям) - первый компонент, и ГОС подготовки отраслевого специалиста (техника, технолога, экономиста и т.п.) - второй компонент. Обязательным является получение рабочей профессии - это третий компонент.
Образовательные профили (отрасли) специальности ориентированы на потребности начального профессионального образования: горнодобывающая промышленность, нефтегазовая промышленность, энергетика, металлургия, машиностроение и технологическое оборудование, электронная техника, радиотехника и связь, автоматика и управление, информатика и вычислительная техника, транспорт, воспроизводство и переработка лесных ресурсов, химическое производство, строительство, сельское хозяйство, легкая промышленность, пищевая промышленность, сервис, полиграфическое производство, производство художественных изделий и народные промыслы.
Сегодня подготовку специалистов по специальности 0308 - профессиональное обучение (по отраслям) ведут 83 учебных заведения, 46 из них являются специализированными профессионально-педагогическими образовательными учреждениями, многопрофильными по отраслям.
Размещаются колледжи и техникумы на территории Российской Федерации неравномерно, а в 53-х субъектах Российской Федерации их вообще нет. Развитие сети колледжей и техникумов ведется в двух направлениях: а) создание на базе передовых профессиональных лицеев и училищ профессионально-педагогических техникумов или перепрофилирование существующих средних профессиональных учебных заведений; б) создание филиалов существующих профессионально-педагогических колледжей, техникумов.
Основными видами профессиональной деятельности выпускника профессионально-педагогического колледжа (техникума) являются:
обучение профессиональным знаниям и умениям в соответствии со специализацией и образовательными программами профессиональных образовательных учреждений и воспитание;
постоянное сотрудничество с родителями по вопросам обучения и воспитания;
создание благоприятных психолого-педагогических условий для разнообразной и содержательной деятельности обучаемых;
педагогическое самообразование с целью повышения уровня квалификации и совершенствования педагогического мастерства;
планирование и организация работы первичного трудового коллектива;
обеспечение выполнения заданий и договорных обязательств;
техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация оборудования в соответствии с профилем подготовки;
внедрение новых технологий;
принятие обоснованных управленческих решений и контроль за их выполнением.
Подготовка педагогов профессионального обучения в системе среднего профессионального образования осуществляется по нескольким направлениям (блокам): блок общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, блок общепрофессиональных дисциплин, дисциплины медико-биологической подготовки, дисциплины психолого-педагогической подготовки и иных специальных дисциплин. Выпускник имеет возможность продолжить свое образование в учебных учреждениях соответствующего профиля системы высшего профессионального образования.
Подготовка мастера производственного обучения осуществляется по трем направлениям:
основная подготовка - мастер производственного обучения, дополнительная квалификация - техник;
основная подготовка - техник, дополнительная квалификация – мастер производственного обучения,
подготовка мастера производственного обучения после получения среднего или высшего профессионального образования.
По окончании профессионально-педагогического колледжа или техникума специалист может работать в профессиональных образовательных учреждениях любого типа, осуществляя воспитание и профессиональное обучение учащихся.
В соответствии с общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовкой такой специалист может осуществлять следующие основные виды деятельности:
учебно-производственную деятельность;
воспитательную работу;
методическую работу;
организационно-управленческую деятельность;
эксплуатационно-обслуживающую деятельность.
В настоящее время актуальной является проблема обеспечения преемственности среднего и высшего профессионально-педагогического образования.