III. Этап всесторонней проверки знаний
СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА (Методика разработана Ю.А. Конаржевским)
Этапы урока:
I - организационный;
II — проверка домашнего задания;
III — всесторонняя проверка знаний;
IV — подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала;
V — усвоение новых знаний;
VI — проверка понимания учащимися нового материала;
VII — закрепление нового материала;
VIII- информация учащихся о домашнего задания, инструктаж по его выполнению.
Анализ может проводиться как по всем этапам урока, так и выборочно, но обязательно по следующим параметрам:
• дидактическая задача этапа;
• содержание этапа;
• условия достижения положительных результатов этапа;
• показатели выполнения дидактической задачи этапа.
I. Организационный этап.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подготовить учащихся к работе на уроке.
СОДЕРЖАНИЕ – взаимные приветствия, фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния класса и готовности учеников к уроку; организация внимания.
УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований.
ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи - крат^ ковременность организационного момента, полная готовность к работе, быстрое включение учеников в деловой ритм, установка внимания всего класса.
II. Этап проверки домашнего задания.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учениками, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания, умения и навыки.
СОДЕРЖАНИЕ — выявление степени усвоения заданного на дом, определение типичных недостатков в знаниях и их причин, ликвидация обнаруженных недочетов. , УСЛОВИЯ достижения положительных результатов — оперативность учителя, целевая направленность его деятельности, использование учителем системы приемов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у большинства учеников класса.
ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — способность учителя за короткий промежуток времени (5-7 мин) установить уровень знаний у большинства учеников и выявить типичные недостатки, возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные представления и понятия, ликвидировать причины обнаруженных «достатков, степень и масштабы выявления качества знаний материала, изученного учащимися дома.
III. Этап всесторонней проверки знаний.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – глубоко и всесторонне поверить знания учащихся, выявив причины обнаруженных пробелов, стимулировать учащихся к овладению рациональными приемами учения и самообразования.
СОДЕРЖАНИЕ — проверка различными методами объема и качества усвоения материала, изучение характера мышления учеников, проверка степени сформированности общеучебных умений, оценивание.
УСЛОВИЯ достижения положительных результатов — использование самых различных методов проверки знаний (беседа, опрос, тестовая проверка и т. д.), привлечение с помощью специальных заданий всех учеников к активному слушанию и поиску более точных ответов, осознание важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе.
ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике. Рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их знаниях, умениях и навыках и на указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы. Активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.
IV. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – организовать и направить на достижение цели познавательную деятельность учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ – сообщение темы, целей и задач изучения нового материала, показ его практической значимости, постановка учебной проблемы.
УСЛОВИЯ достижения положительных результатов - формулирование учителем целей и задач, оценка практической значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы. Фиксации всего этого в поурочном плане. Умение учителя четко и однозначно озвучить цели урока, согласовать их с учениками: чему они должны научиться на уроке, какими знаниями, умениями и навыками овладеть. Вариативность приемов сообщения учащимся целей на различных уроках.
ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах урока, эффективность восприятия и осмысления нового материала, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.