Задания для самостоятельной работы студентов. Практические занятия
Практические занятия
Практическое занятие № 1
Тема: Введение в квалиметрию
План
1. Квалиметрия как наука и ее место в системе других наук.
2. Основные понятия квалиметрии (качество, результативность, эффективность).
3. Историографический аспект квалиметрии.
4. Принципы, функции, значимость квалиметрии.
5. Раскрыть суть новой отрасли науки, связанной с проблемами измерения и количественной оценки качества объектов, процессов и любых видов деятельности специалиста социальной работы.
6. Квалиметрические методы анализа социального развития общества и человека.
7. Перспективы применения социальной квалитологии.
Литература: [1, с. 46-60]; [2, с. 7-20]; [3, с. 16-46]; [4, с. 7-19];
Вопросы и задания для самоконтроля
- Какой смысл вкладывается в понятие «социальная квалиметрия»? Предмет и содержание квалиметрии как науки и учебной дисциплины.
- В чем состоит специфика проблем квалиметрии в социальной работе, социальном обслуживании?
- Что понимается под стандартизацией социальных услуг?
- Какой смысл вкладывается в понятие «Национальный стандарт социальных услуг?
- Какова особенность и специфика стандартов на социальные услуги?
Задания для самостоятельной работы студентов
- Составьте таблицу измерения и оценки социальных систем.
- Определите место и роль предметной квалиметрии в системе знаний общей квалиметрии.
- Выпишите нормативно-правовую базу социальной работы и социального обслуживания в Российской Федерации.
Практическое занятие №2
Тема: Научно-методические основы стандартизации социальных услуг.
План
1. Стандартизация как специфический вид деятельности: понятие и общая характеристика.
2. Задачи и содержание стандартов социального обслуживания
3. Принципы осуществления стандартизацими.
4. Методы стандартизации. Научно-методические основы стандартизации социальных услуг
5. Нормативно-правовая основа стандартизации. Международная и государственная система стандартизации
6. Квалиметрия социальной защиты и поддержки населения.
Литература: [1, с. 231-246]; [2, с. 283-296]; [3, с. 115-188]; [4, с. 183-215];
Вопросы и задания для самоконтроля
- Какова особенность и специфика стандартов на социальные услуги?
- Какие критерии лежат в основе классификации стандартов на социальные услуги, оказываемые в учреждениях социального обслуживания?
- Каково состояние правовой базы в области регламентации социальных услуг в Российской Федерации?
- B чем суть стандартов на социально-медицинские услуги?
- На что направлены эти государственные стандарты, какова их цель и задачи?
- На какие категории населения распространяются государственные стандарты на социально-медицинские услуги?
- Каково содержание понятия «медицинские услуги» и «социально-медицинские услуги», их соотношение? Что в них общее и специфическое?
Задания для самостоятельной работы студентов
Что Вы понимаете под государственными стандартами на социально-бытовые услуги? Какова направленность этих стандартов?
2. Какова роль и место стандартов на социально-бытовые услуги в системе государственных стандартов, применяемых в социальной сфере и социальном обслуживании населения? В научной и ведомственной литературе имеется несколько суждений по этому вопросу(см. ниже). Какое утверждение, на Ваш взгляд, является наиболее полным и правильным?
а) Государственные стандарты на социально--бытовые услуги - это нормы и нормативы, регламентирующие объем и качество услуг в таких формах как оказание помощи всем категориям населения в получении предусмотренных действующим законодательством РФ льгот при социально-бытовом обслуживании, обеспечение нуждающихся продовольственными товарами, бесплатным питанием, одеждой, обувью, бельем, топливом, другими предметами необходимой помощи, предоставления жилья в экстремальных условиях, содействие в налаживании быта и трудоустройстве соответствующей категории граждан, социальный патронаж нуждающихся в нем семей или отдельных граждан;
б) государственный стандарт на социально-бытовые услуги - это нормативно-правовые критерии на удовлетворение социально-бытовых базовых потребностей граждан Российской Федерации;
в) государственный стандарт на социально-бытовые услуги - это комплекс норм и нормативов, направленных на поддержание в быту граждан пожилого возраста и инвалидов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Вступительное слово ведущего. Определение проблем, выносимых на обсуждение. Активизация участников обсуждения проблем. Мнение экспертов из ТК по стандартизации социальных услуг.
Практическое занятие №3
Тема: Задачи и содержание стандартов социального обслуживания.
План
1. Стандарты социального обслуживния: понятие и задачи.
2. Государственные стандарты в сфере социального обслуживания:
- ГОСТ Р 53061-2008 Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг детям.
- ГОСТ Р 53062-2008 Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг женщинам
- ГОСТ Р 53063-2008 Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг семье.
- ГОСТ Р 53347-2009 Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг гражданам пожилого возраста.
- ГОСТ Р 53348-2009 Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг инвалидам.
- ГОСТ Р 53555-2009 Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг лицам без определенного места жительства и занятий.
- ГОСТ Р 54341-2011 Социальное обслуживание населения. Контроль качества реабилитационных услуг гражданам пожилого возраста.
- ГОСТ Р 54342-2011 Социальное обслуживание населения. Методы контроля качества социальных услуг.
Занятие 2
1. Стандартизация социальных услуг в Российской Федерации. Национальные и региональные стандарты социальных услуг.
Нормативная правовая база развития стандартизации социального обслуживания в РФ. Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184 о развитии стандартизации.
Федеральный закон РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 № и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от02.08.1995 о разработке государственных стандартов социальных услуг. Федеральный Закон № 122 от 22.08. 2004 г.
2. Идеология стандартизации по основным видам социальных услуг.
Концептуальные подходы к стандартизации социальных услуг по основным видам и категориям населения.
Научные основы разработки национальных стандартов социальных услуг. Национальный стандарт РФ. ГОСТ Р 52495-2005. «Термины и определения». М., 2006;
Национальный стандарт. «Основные виды социальных услуг». М., 2004.
3. Стандартизация социального обслуживания отдельных категорий населения
Национальный стандарт РФ. ГОСТ Р 52888-2007. «Социальные услуги детям». М., 2008; Национальный стандарт РФ ГОСТ-Р – 2007. Социальные услуги семье. М., 2008; Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53059-2008. «Социальные услуги инвалидам», 2009; Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52886-2007 «Социальные услуги женщинам». М., 2008; и др.
4. Управление качеством Социальных услуг. Стандартизация контроля качества социальных услуг и социальных служб.
5. Проблемы качества социальных услуг. Роль национальных стандартов в обеспечении качества социальных услуг.
Национальный стандарт РФ. ГОСТ Р 52142-2003. «Качество социальных услуг». Общие положения. Региональные стандарты. Комплексная система национальных и региональных стандартов, обеспечивающих контроль качества социальных услуг и социальных служб. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52496-2005 «Контроль качества социальных услуг». Общие положения. Региональные стандарты контроля качества
6. Стандартизация требований к персоналу учреждений социального обслуживания.
Национальный стандарт РФ. ГОСТ Р 52883-2007/2008. «Требования к персоналу учреждений социального обслуживания».
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 528822007 «Специальное техническое оснащение учреждений социального обслуживания». - М.,2007.
Литература: [1, с. 231-246]; [2, с. 283-296]; [3, с. 115-188]; [4, с. 183-215];
Вопросы и задания для самоконтроля
- Дайте определение сущности стандартов социально-педагогических услуг. Какова направленность стандартов на социально-педагогические услуги?
- На какие категории населения распространяются государственные стандарты на социально-педагогические услуги?
- Какое место занимают стандарты социально-педагогических услуг в системе стандартов социального обслуживания и практической деятельности социальных служб?
- Что Вы понимаете под государственными стандартами на социальнобытовые услуги?
- Какова направленность этих стандартов?
- Какова роль и место стандартов на социально-бытовые услуги в системе государственных стандартов, применяемых в социальной сфере и социальном обслуживании населения?
- В научной и ведомственной литературе имеется несколько суждений по этому вопросу(см. ниже).
- Какое утверждение, на Ваш взгляд, является наиболее полным и правильным? а) Государственные стандарты на социально-бытовые услуги - это нормы и нормативы, регламентирующие объем и качество услуг в таких формах как оказание помощи всем категориям населения в получении предусмотренных действующим законодательством РФ льгот при социально-бытовом обслуживании, обеспечение нуждающихся продовольственными товарами, бесплатным питанием, одеждой, обувью, бельем, топливом, другими предметами необходимой помощи, предоставления жилья в экстремальных условиях, содействие в налаживании быта и трудоустройстве соответствующей категории граждан, социальный патронаж нуждающихся в нем семей или отдельных граждан; б) государственный стандарт на социально-бытовые услуги - это нормативно-правовые критерии на удовлетворение социально-бытовых базовых потребностей граждан Российской Федерации; в) государственный стандарт на социально-бытовые услуги - это комплекс норм и нормативов, направленных на поддержание в быту граждан пожилого возраста и инвалидов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.