Раздел 2. Психолого-педагогическая диагностика развития общения и речи детей третьего года жизни
Ситуативно-деловая форма общения ребёнка третьего года жизни со взрослым: инициативные действия с предметами; чувствительность к воздействиям взрослого; средства общения (экспрессивно-мимические, предметно-действенные, речевые). Гармоничное использование средств общения ребёнком третьего года жизни.
Интенсивность речевого развития. Степень развития активной речи. Степень развития пассивной речи. Способность выполнять речевые инструкции взрослого.
Психолого-педагогическая диагностика элементов внеситуативно-познавательного общения со взрослым у ребёнка третьего года жизни.
Диагностические ситуации обследования развития общения и речи у детей третьего года жизни. Шкалы оценки параметров общения и речи на третьем году жизни ребёнка. Анализ результатов. Составление заключения об уровнях развития общения и речи ребёнка третьего года жизни.
Раздел 3.Психолого-педагогическая диагностика развития предметной деятельности у детей третьего года жизни.
Параметры и показатели предметной деятельности ребёнка третьего года жизни. Виды действий с предметами: ориентировочно-исследовательские, манипулятивные, культурно-фиксированные. Познавательная активность: эмоциональная вовлечённость в деятельность; настойчивость в деятельности; стремление к самостоятельности в деятельности. Включённость ребёнка в общение со взрослым: стремление воспроизводить образец действия; ориентация на оценку взрослого; речевое сопровождение деятельности. Целенаправленность в предметной деятельности.
Диагностические ситуации, направленные на выявление параметров и показателей развития предметной деятельности у детей третьего года жизни. Шкалы оценки параметров предметной деятельности на третьем году жизни ребёнка. Анализ результатов. Составление заключения об уровнях развития предметной деятельности у детей третьего года жизни.
Раздел 4.Диагностика развития процессуальной игры у детей третьего года жизни.
Параметры и показатели процессуальной игры у детей третьего года жизни. Потребность в игре с сюжетными игрушками. Показатели потребности: инициативность в игре, длительность игры, эмоциональное состояние в ходе игры. Характер игровых действий у детей третьего года жизни – сосредоточенность на процессуальной стороне игры. Показатели: вариативность игровых действий, речевая активность в игре. Использование ребёнком предметов-заместителей как показатель воображения. Принятие ребёнком игровой инициативы взрослого – определение «зоны ближайшего развития» игровой деятельности. Показатели: включение ребёнка в совместную игру со взрослым, подражание действиям взрослого.
Диагностические ситуации по определению уровней развития процессуальной игры у детей третьего года жизни. Шкалы оценки параметров процессуальной игры на третьем году жизни ребёнка. Анализ результатов. Составление заключения об уровнях развития процессуальной игры у детей третьего года жизни.
Раздел 5. Основные показатели развития ребёнка в период от двух до трёх лет.
Показатели развития ребёнка к 2-м годам 6-ти месяцам: познавательное развитие, социально-эмоциональное развитие, речевое развитие, бытовые навыки, физическое развитие.
Показатели развития ребёнка к 3-ём годам: познавательное развитие, социально-эмоциональное развитие, речевое развитие, бытовые навыки, физическое развитие.
Диагностические методики, направленные на определение уровня развития ребёнка в указанные возрастные сроки. Особенности организации психодиагностических процедур. Подбор и применение психодиагностического инструментария. Особенности стимульного материала, применяемого при обследовании детей третьего года жизни. Наблюдение как основной метод сбора информации о ребёнке третьего года жизни. Естественный эксперимент – главный психодиагностический метод в изучении уровня развития детей третьего года жизни. Памятка-вопросник для контроля за поведением детей третьего года жизни. Составление заключения об уровне психического развития ребёнка в возрасте от 2-х до 3-х лет. «Кризис трёх лет» как показатель нервно-психического развития детей. Диагностические критерии распознавания признаков «кризиса трёх лет» у детей третьего года жизни.