Технологии развивающего обучения Л.В. Занкова
Ведущая роль в развитии принадлежит обучению: изменение построения обучения влечет за собой изменение психического облика школьника.
Обучение действует, преломляясь через внутренние особенности ребенка, в результате чего каждый ребенок под влиянием одной и той же формы обучения достигает своих ступеней развития.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ
Цели обучения:
общее психическое развитие личности;
создание основы для всестороннего гармоничного развития.
Содержание образования:
Богатое содержание начального образования, которое дает учащимся общую картину мира на основе ценностей науки, литературы, искусства.
Дидактические принципы системы:
обучение на высоком уровне трудности;
изучение программного материала быстрым темпом;
ведущая роль теоретических знаний;
осознание школьниками процесса учения;
общее развитие всех учащихся, в том числе и наиболее сильных, и наиболее слабых.
Свойства методической системы
многогранность;
процессуальность познания;
разрешение коллизий;
вариативность
Особенности организационных форм
Урок – основная форма организации обучения, но более динамичен, гибок; меняется его содержание.
Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
Ребенок рассматривается как самоизменяющийся субъект учения, имеющий потребность и способность в самоизменении.
Дидактическая характеристика системы
Цели обучения:
формировать теоретическое сознание и мышление, СУД (способы умственных действий);
обеспечить условия для превращения ученика в учащегося.
Содержание образования
Основу содержания обучения составляет система научных понятий, определяющая общие способы действия в предмете (как предпосылка овладения общими принципами решения задач определенного класса).
Свойства методической системы:
концепция целенаправленной учебной деятельности;
проблемное изложение знаний;
метод учебных задач;
коллективно-распределительная деятельность.
Вопросы для самоконтроля
Какова взаимосвязь обучения и развития? Обучение влечет за собой развитие или развитие способствует быстрейшему обучению?
Какие существуют уровни развития личности?
В чем сущность системы Л.В.Занкова?
В чем сущность системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
Литература
Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. – М., 1973.
Бардин К.В. Как научить детей учиться. – М., 1987.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. – М., 86.
Библер В.С. Мышление как творчество. – М., 1975
Верницкая Н.Н. Индивидуальность личности – Минск, 1990.
Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся /под ред. И.С. Якиманской – М., 1989
Грибов Ю.А. психолого-педагогические условия развития творческого воображения учащихся и учителей //Вопросы психологии – 1989. - № 2.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения – М.: Педагогика. – 1986.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
Давыдов В.В. и др. Организация развивающего обучения в V-IX классах средней школы //Психологическая наука и образование. – 1997 - № 1.
Занков Л.В. Наглядность и активизация обучающихся в обучении – М.: Учпедгиз, 1960.
Занков Л.В. О начальном обучении – М., 1963.
Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся – М., 1968.
Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М., 1981.
Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя – М., 1989.
Леви В. Нестандартный ребенок. – М., 1983.
Лук А.М. психология творчества. – М.: Наука, 1979
Обучение и развитие /Под ред. Л.В.Занкова – М., 1975
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учеб.пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. заведений /Под ред. С.А.Смирнвоа. – М.; 1998.
Психологические критерии качества знаний школьников /под рук. И.С.Якиманской – М., 1990.
Репкин В.В, Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика – Томск, 1997.
Селевко Г.К. Доминанта в развитии личности //Народное образование – 1995. - № 8.
Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников – М. - № 6, 1999.
Селевко Г.К. Саморазвивающее обучение – Ярославль: ИПК, 1996.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: НО, 1998
Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М.: Интерпакс, 1995.
Шадриков В.Д. Личностно-ориентированное обучение //Педагогика – 1994. - № 5.
Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. – М.: Логос, 1996.
Якиманская И.С. Дифференцированное обучение: “внешние” и “внутренние” формы // Директор школы – 1995 - № 3.
Якиманская И.С. Развивающее обучение – М., 1979.