Задания для подготовки к практическому занятию
- Произвести литературоведческий анализ «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.
- Сопоставить «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина и сказку бр. Гримм «Белоснежка и семь гномов» эти сказки, заполнить таблицу:
бр. Гримм «Белоснежка и семь гномов» | «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина |
- Во время прочтения «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» заполните «Дневник читателя».
A 4. Составьте электронный сборник «Иллюстрации разных художников к творчеству детского писателя» (с комментариями) на тему «Сказки А.С. Пушкина».
5. Сделайте подборку детских анимационных, мультипликационных и художественных фильмов по мотивам сказок А.С. Пушкина.
Вопросы для обсуждения:
1) Зачем Пушкин пересказал сказку братьев Гримм?
2) Почему один Царевич Елисей оказался сильнее всех богатырей, сильнее даже смерти?
3) Какие из сказок схожи со «Сказкой о мёртвой царевне и семи богатырях?» (Сказка братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов», сказка В.А.Жуковского «Спящая царевна»).
4) Назовите другие женские образы в сказках Пушкина. Каково их значение в реализации идеи произведения?
5) Сравните царицу-мачеху с мачехой народной сказки. Какими приемами, не принятыми в народной сказке, удается Пушкину углубить и индивидуализировать этот характер?
6) Что, по вашему мнению, привлекает в пушкинских сказках детей? Какие сказки вы считаете возможным прочесть вашим воспитанникам? Нуждаются ли они в пояснениях? Каких именно?
Тема №9. И.А.Крылов. Басни в чтении детей дошкольного возраста.
8 1. Басня – это _____________________________________________________________
_____________
2. Басня близка к таким литературным жанрам: _______________________________
_____________
3. В каком возрасте в дошкольном образовательном учреждении детей знакомят с басней? ________________________________________________________________
4. Осветите особенности выявления в чтении образа рассказчика, образов действующих лиц и их диалогов, морали басни:
5. Подготовьте информацию о И.А. Крылове для детей:
- Познакомьтесь с алгоритмом литературно-исполнительского анализа басни (Приложение №12).
7. Составьте партитуру чтения басни И.А. Крылова.
8. Подготовьте инсценировку басни (фланелеграф, теневой театр, пальчиковый, настольный (театр ложек, баночный, конусный, на палочке), из нагрудников.
A 9. Подготовьте слайд-шоу «Басни И.А. Крылова».
Тема №10. Особенности стихотворной речи.
Техника стихосложения. Стихотворный размер.
81.Стихосложение – это ________________________________________________________
______________
Стихотворный размер – это __________________________________________________
__________
Назовите типы расположения рифмующихся строк в строфе:
2. Познакомьтесь с таблицей «Стихотворные размеры» (Приложение №13)
3. Назовите 5 основных стихотворных размеров и способы их определения:
4. Определите стихотворный размер:
А. Странный такой человек этот Саня:
Он умудрился ужонка в кармане
В класс принести. Крик истошный раздался.
Чуть наш герой без ушей не остался. ___________________
Б. Вчера насмешил нас до слез этот Саня:
Ужа притащил он тихонько в кармане.
Неистовый вопль по всей школе раздался,
Чуть Санечка наш без волос не остался. ____________________
В. Решил сегодня Саня
Таскать ужа в кармане,
Ужонка настоящего,
Красивого, блестящего,
Такой тут вопль раздался –
Едва живой остался! ____________________
Г. Приходил как-то раз в школу Саня,
Приносил он ужонка в кармане.
Тут такой вопль истошный раздался –
Чуть заикой Санек не остался. ____________________
Д. Умудрился в школу Саня
Принести ужа в кармане.
Страшный вопль вдруг раздался –
Чуть живой герой остался. _____________________
5. Познакомьтесь с алгоритмом литературно-исполнительского анализа стихотворения (Приложение №14).
6. Запишите имена отечественных поэтов ХIХ века и названия произведений, вошедших в круг детского чтения (по Гербовой В.В.), определите их основную тематику:
От 2 до 3 лет | ||
От 3 до 4 лет | ||
От 4 до 5 лет | ||
От 5 до 6 лет | ||
От 6 до 7 лет |
- Подготовьте электронную презентацию «Поэты ХIХ века и их стихи для детей» с декламацией стихотворений.
- В.А. Жуковский («Жаворонок»).
- А.С. Пушкин («Птичка»).
- А.В. Кольцов («Дуют ветры…»).
- Н.А. Некрасов («Снежок»).
- А.Ф. Фет («Мама, глянь-ка из окошка…»).
- А.Н. Плещеев («Травка зеленеет…»).
- И.З. Суриков («Зима»).
- А.Н. Майков («Летний дождь»).
План презентации:
1) Название стихотворения, автор.
2) Краткая биография автора.
3) Анализ стихотворения.
4) Языковые средства.
5) Слайд-программа к стихотворению с использованием музыки.
!8. Сочинитеакростих, лимерик, тавтограмму или монорим.
Тема №11. Д.Н. Мамин-Сибиряк Цикл «Аленушкины сказки».
Тематическое и жанровое разнообразие произведений этого цикла.
- Задания для подготовки к практическому занятию
- Подготовьте сообщения:
1) Добрый сказочник: страницы жизни Д.Н. Мамина-Сибиряка».
2) Аленушкины сказки» Мамина-Сибиряка -- классический образец того, как надо писать для детей.
3) История создания цикла «Аленушкины сказки».
4) Народность сказок Д.Н. Мамина-Сибиряка: авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой народной сказки.
5) Художественные приемы сказок, вошедших в цикл «Аленушкины сказки».
- Во время прочтения «Аленушкиных сказок» заполните «Дневник читателя».
- Составьте аннотацию к сказкам Д.Н. Мамина-Сибиряка.
- Произведите литературно-исполнительский анализ сказки на выбор:
1) Сказка прохраброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост;
2) Сказка про Козявочку;
3) Сказка про Комара Комаровича-длинный нос и про мохнатого Мишу-короткий хвост;
4) Ванькины именины;
5) Сказка про ВоробьяВоробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу;
6) Сказка о том, как жила-была последняя Муха;
7) Сказка про Воронушку-чёрную головушку и жёлтую птичку Канарейку;
8) Умнее всех;
9) Сказка о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке;
10) Пора спать.
A5.Подготовьте и проведите викторину по сказкам Д.Н. Мамина-Сибиряка.
Тема №12. Малые повествовательные формы
в творчестве писателей-педагогов К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого.
- Во время прочтения рассказа Л.Н. Толстого «Лев и собачка» заполните «Дневник читателя».
- Познакомьтесь с алгоритмом литературно-исполнительского анализа рассказа (Приложение №15).
- Работа в малых группах с литературно-критическими статьями:
1) Малые повествовательные формы в творчестве К. Д. Ушинского.
2) Малые повествовательные формы в творчестве Л. Н. Толстого.
- Выполните литературно-исполнительский анализ рассказов:
- К. Ушинский. «Петушок с семьей».
- Л. Толстой. «Птица свила гнездо…».
- К. Ушинский. «Бодливая корова».
- Л. Толстой. «Лев и собачка».
- Составьте партитуру и выразительно прочитать рассказ К.Д. Ушинского «Петушок с семьей»:
Петушок с семьей
Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает:
- Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи-хозяюшки! Пестренькие-рябенькие, черненькие-беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зернышко припас!
Курочки с цыплятами собрались, разкудахталися; зернышком не поделились, передрались.
Петя-петушок беспорядков не любит — сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зернышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во все горло заорал: «Ку-ка-ре-ку!».
Тема №13. Сказки разных народов мира.
1. Запишите названия сказок, вошедших в круг детского чтения (по Гербовой В.В.) в данную таблицу:
Название сказки | Страна | |
От 3 до 4 лет | ||
От 4 до 5 лет | ||
От 5 до 6 лет | ||
От 6 до 7 лет |
2. Напишите реферат по теме: «Сказки разных народов. Национальный характер сказок, их тематическое и жанровое многообразие».
A 3. Подготовьте сообщение-презентацию «Педагогическая ценностьсказок народов России».
4. Познакомьтесь с алгоритмом работы над сценарием (Приложение №16).
5. Напишите сценарий и подготовьте инсценировку одной из сказок:
- украинской народной сказки «Рукавичка» (театр теней).
- ненецкой народной сказки «Айога» (театр на фланелеграфе).
- английской народной сказки «Сказка о трех поросятах» (настольный театр).
- венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка» (театр масок).
Тема №14. Легенды и мифы Древней Греции, рекомендуемые для изучения в ДОУ.
1. Познакомьтесь с детской литературой, предлагающий мифы и легенды, и аннотацией к ней:
1) Асов А.И. Мифы славян для детей и их родителей. Меч Сварога – М.: Издательство: АСТ Язык, 2013. – 287 с. http://iknigi.net/avtor-aleksandr-asov/77953-mify-slavyan-dlya-detey-i-ih-roditeley-mech-svaroga-aleksandr-asov/read/page-3.html