Электронные средства обучения
В отраслевом фонде программных средств учреждения «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь» имеются электронные средства обучения, в том числе электронные средства обучения победителей республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет». Копии данных электронных средств обучения можно приобрести на безвозмездной основе в региональных институтах развития образования или в учреждении «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь».
Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь разработаны электронные образовательные ресурсы, которые включают более 200 учебных курсов, подготовленных в соответствии с содержанием учебных программ по учебным предметам.
Каждый электронный образовательный ресурс по учебному предмету содержит три основных блока-модуля:
– справочно-информационный, призванный значительно расширить информационную базу учебных мероприятий (учебных и факультативных занятий, семинаров, конференций);
– контрольно-диагностический, содержащий учебный материал для тематического и итогового контроля учащихся;
– интерактивный, предназначенный для отработки умений и навыков учащихся по учебным предметам.
Все разработанные электронные образовательные ресурсы размещены на Национальном образовательном портале www.adu.by на странице «Электронное обучение» (http://e-vedy.adu.by). Раздел «Электронные образовательные ресурсы» функционирует в LMS Moodle. Данный ресурс доступен для всех желающих на безвозмездной основе после процедуры регистрации.
Учебно-методические издания для учителей и издания для учащихся
В дополнение к учебникам и учебным пособиям по каждому из учебных предметов имеются учебно-методические издания для учителей, а также дополнительные издания для учащихся, которые могут использоваться в образовательном процессе, однако не являются обязательными (www.adu.by / Педагогам / Учебно-методическое обеспечение дошкольного, общего среднего и специального образования http://www.adu.by/ru/uchitelyu/uchebno-metodicheskoe-obespechenie-doshkolnogo-obshchego-srednego-i-spetsialnogo-obrazovaniya.html).
Обращаем внимание, что к началу 2016/2017 учебного года на Национальном образовательном портале будет функционировать онлайн-каталог «Учебники.by», в котором будет представлена информация обо всех учебных изданиях, рекомендованных к использованию в образовательном процессе.
Статьи, научно-популярная литература
В предметных научно-методических журналах систематически публикуются методические, дидактические и занимательные материалы, призванные помочь учителю при подготовке к учебным и факультативным занятиям, в организации внеклассных мероприятий.
Перечень статей, опубликованных в научно-методических журналах и рекомендуемых для использования в образовательном процессе, размещен на Национальном образовательном портале (www.adu.by / Образовательный процесс. 2016/2017 учебный год http://www.adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess.html / Перечни пособий для учителей, дидактических сценариев, учебно-методических комплексов, статей и др.).
IV. ВЕДЕНИЕ ПЛАНОВОЙ И УЧЕТНО-ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
В соответствии с выпуском 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании», утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.04.2001 № 53 (в редакции постановления от 31.10.2013 № 106), учитель ведет установленную плановую и учетно-отчетную документацию.
В письме Министерства образования Республики Беларусь от 21.10.2014 № 05-21/212 «О документообороте в учреждениях общего среднего образования» установлен исчерпывающий перечень документов, обязательных для ведения учителем, классным руководителем и иными категориями педагогических работников.
С целью осуществления планирования по учебному предмету учитель ведет следующую плановую документацию:
– календарно-тематическое планирование учебного материала (требования к нему изложены в пункте 3.1 раздела III данного инструктивно-методического письма);
– поурочное (текущее) планирование учебного материала, форму ведения которого, его объем и т.д. учитель определяет самостоятельно.Дидактический сценарий, используемый учителем в полном объеме, является планом урока, его дополнительное переписывание не требуется.
В поурочное планирование в зависимости от темы, типа и вида урока могут быть включены следующие разделы: тема урока, цели и задачи урока, оборудование, используемое на уроке, ход урока (организационный момент, проверка домашнего задания, актуализация знаний и умений учащихся, необходимых для изучения нового материала, изучение нового материала, закрепление изученного материала, подведение итогов урока, домашнее задание).
При постановке цели учебного занятия следует ориентироваться на реализацию задач, определенных учебными программами. Цель зависит от темы и содержания каждого учебного занятия.
С целью осуществления учета успеваемости и посещаемости учащихся учитель заполняет классный журнал. Выставляя отметку в классный журнал, учитель обязан выставить ее и в дневник учащегося.