Принципы и сущность программированного обучения
…Программированное обучение строится на основе ряда принципов, которые в какой-то мере присущи и обычному обучению, но здесь они выражены и реализованы более последовательно и полно.
Первым из таких принципов является принцип шаговой организации обучения. Суть его заключается в том, что сообщение информации и вся деятельность обучаемых по ее усвоению строго дозируется и, как правило, дается малыми порциями. При обычном обучении, как известно, учебный материал также делится на разделы, темы, параграфы и т.д., но при программированном обучении такое деление носит более завершенный характер. Пока нет единого определения, что должно представлять собой одна порция информации (да вряд ли и возможно подобное определение в общем виде), но в подавляющем большинстве случаев принято говорить, что такая порция должна включать в себя одну логическую единицу.
Деление учебного материала на небольшие, четко ограниченные дозы определенным образом регламентирует деятельность учащихся, создает благоприятные условия для привлечения внимания обучаемых к каждой из этих порций и тем самым способствует, или во всяком случае создает условия для более успешного управления деятельностью учащихся.
Однако подобная разбивка учебного материала на части допустима лишь до определенного предела, который, конечно, различен для разного содержания. Особенно сложно решается вопрос о дроблении материала для гуманитарных учебных предметов, легче в области точных наук, т.к. при подобном делении материала, во первых, могут быть нарушены связи внутри его и тем самым затруднено осознанное усвоение этого материала; во-вторых, может оказаться излишне легкой учебная деятельность учащихся…
Вторым принципом программированного обучения является то, что это обучение характеризуется высокой степенью операционности. Высокая степень операционности достигается за счет того, что на каждую малую порцию сообщаемой информации предусматривается совершение какой-либо операции с данной порцией информации.
При обычном обучении тоже всегда предусматривается определенная деятельность учащихся по оперированию учебным материалом, но это, как правило, делается отсроченно и со значительно большими по объему дозами.
Высокая степень операционности является одним из решающих факторов, обеспечивающих эффективное управление в процессе обучения, так как в этом случае перед учащимися не ставится неопределенная задача, как "выучи", "запомни" и т.д., а предлагается четкая система действий, в процессе выполнения которых и совершается усвоение соответствующей порции информации.
Третий принцип, характерный для программированного обучения, - это принцип сжатой цикличности, или как его чаще называют, принцип обратной связи.
Любое обучение, как правило, носит цикличный, т.е. замкнутый характер. Всегда сообщение обучающего предполагает усвоение этого сообщения обучаемыми и проверку результатов усвоения. Однако при обычном обучении каждый такой цикл является растянутым по времени. Это особенно заметно в системе вузовского обучения, где результаты усвоения лекционного курса, читаемого в течение года, проверяются лишь после его завершения. Но даже если взять школьное обучение, то и здесь обратная связь осуществляется в основном после изучения материала целого урока и выполнения домашнего задания. При этом проверяются знания лишь отдельных учеников. Проверка, осуществляемая учителем в ходе урока, носит эпизодический и выборочный характер.
При программированной же обучении, весь цикл сжимается, проверка становится постоянной и сплошной. Это достигается за счет того, что обратная связь осуществляется после совершения каждой операции, в деятельности каждого ученика.
Если учесть, что здесь информация сообщается малыми порциями, по каждой порции совершается операция и тут же дается обратная связь, то при программированном обучении открывается возможность контролировать не только результат усвоения, но и сам процесс усвоения, причем, именно ту деятельность, которую совершает при этом учащийся.
Такое построение обратной связи, во-первых, обеспечивает правильность усвоения каждой порции информации; во-вторых, позволяет ученику осознать каждый этап совершаемой деятельности в третьих, убеждает школьников в целесообразности и необходимости самоконтроля; в-четвертых, вселяет в учащихся уверенность в своих силах, т.к. они постоянно знают результаты своей работы.
Поскольку за счет подобной обратной связи постоянно вносятся необходимые коррективы в деятельность обучаемых, данный принцип открывает широкие возможности для управления деятельностью учащихся.
Четвертый принцип - это принцип индивидуализации обучения. К соблюдению этого принципа стремятся при любой организации обучения, однако только при программированной обучении создаются вполне реальные условия для полного сохранения этого принципа.
При программированном обучении каждый ученик получает отдельное задание, которое дается либо при помощи соответствующего технического устройства, либо в виде тетради с печатной основой, либо программированного задания и.т.д.
В этом случае каждый ученик может работать в наиболее оптимальном для него темпе, задания могут варьироваться по своему содержанию, по степени трудности, объему, форме предъявления материала и т.д. Даже при сохранении единого содержания и формы, при регламентации работы по времени, соблюдается принцип индивидуализации в том отношении, что все задания полностью выполняются каждым учеником.
Пятый принцип - это принцип иерархиализации, т.е.принцип определенного соподчинения в процессе обучения.
Специальное выделение этого принципа применительно к программированному обучении особенно важно по трем соображениям, Во-первых, при появлении программированного обучения довольно широко было распространено мнение, что технические средства и различные программированные материалы заменят учителя. Однако, как и следовало ожидать, подобная идея потерпела крах. Программированное обучение оказалось лишь одним из средств, оптимизирующих процесс обучения, но не заменяющим учителя. Во - вторых, при программированном обучении, когда сообщение информации преимущественно осуществляется за счет различных программированных материалов, у учителя появляется реальная возможность выполнять необходимые в процессе обучения функции по контролю за деятельностью отдельных учащихся, по оказанию им помощи, по регулированию учебной нагрузки для учащихся, работающих в различном темпе и т.д.
В третьих, при программированном обучении за учителем сохраняется ведущая роль, т.к. именно он подводит итоги обучения, осуществляет руководство коллективным обсуждением и обобщением результатов обучения по программированным материалам, осуществляет взаимосвязь и переходы от обычного обучения к программированному и т.д.
О ведущей роли учителя при программированном обучении можно говорить и потому, что, хотя обычно программированные материалы составляются достаточно широким кругом специалистов, в их состав включаются и учителя.
Поэтому есть все основания говорить, что программированное обучение есть одно из средств, рационализирующих труд учителя, повышающих общий эффект педагогического воздействия.
(Психологические вопросы программированного обучения. Л., 1971., Текст дан в сокращении)
Приложение № 21
Е.И. Машбиц