Развитие речи. Предложение. Домашние животные
Цель:
·познакомить детей с предложением;
·правилам и выделения границ предложения через условные обозначения'
·учить выделять предложение из потока речи, делить предложение слова;
• совершенствовать навыки слого-звукового анализа слов, постановок ударения ;
• активизировать и актуализировать словарь по теме «Домашние животные»;
·упражнять в образовании притяжательных прилагательных; образовании антонимов;
·составлять описательный рассказ по картинке;
·развивать связную речь, мышление, внимание, мелкую моторику;
·воспитать навыки сотрудничества, инициативность, бережное отношении к природе.
Ход занятия
1. С помощью чего люди общаются друг с другом?(Дети могут давать разные ответы.) Достаточно одного слова, чтобы выразить свои мысли? (Нет) Люди общаются при помощи речи. Речь - это все, что мы говорим, Чтобы речь была понятна, слова должны быть связаны между собой, Послушайте, что я сказала: «Домашние людям животные приносят пользу». Вам понятно, какую мысль я хотела выразить этими словами, т.е., что я хотела сказать? (Нет) Почему? (Слова не связаны между собой.) Попробуем сказать их так: «Домашние животные приносят пользу людям».
- Вот такие слова, связанные между собой и выражающие законченную мысль, называются предложением.
Сегодня мы с вами продолжим говорить о домашних животных и познакомимся с предложением.
2. 1. Рассмотрите картинку. Что делают животные?
Это схема предложения из двух слов. Такие же схемы у вас в тетрадях.
Придумайте предложения про остальных животных из двух слов.
Сделать анализ каждого предложения, выделяя слова.
--Кто нарисован на этих картинках?
- Предложение из скольких слов нужно придумать про взрослых животных? (Из трех)
Придумать. Проверить по схеме. Проанализировать.
--Давайте разделим слова-названия животных и их детенышей на слоги и поставим ударение. (Отхлопать - обозначить слоги, «позвать» - поставить ударение.)
2. Работа в тетрадях по сюжетным картинкам. (Жеребенок скачет. Корова дает молоко. Цыплята клюют зерно.)
--Что делает жеребенок? (Жеребенок скачет.) Сколько слов вы сказали? (Два слова) Какое первое слово? (Жеребенок) Второе? (Скачет) Задайте вопрос к слову «жеребенок». (Кто?) Задайте вопрос к слову «скачет». (Что делает?)
Что обозначает первое слово? (Предмет) Как вы узнали'? (Отвечает на
вопрос: кто?)
Что обозначает второе слово – скачет? (Действие. Отвечает на вопрос
(Что делает?)
Физминутка «Кони».
Кони гуляют гурьбой на лугу.
Я всех коней перечислить могу:
Черный, как уголь, белый, как снег;
Рыжий, как пламя, красивее всех.
Серый весь в яблоках, с гривой седой.
Конь шоколадный, совсем молодой.
Кони пасутся у речки гурьбой.
(Шагают с высоким подниманием колена. На каждое название коня загибают по одному пальцу на обеих руках. Снова шагают с высоким подниманием колена.)
3. 1. А теперь игра с мячом «Чей? Чья? Чье? Чьи?».
Рога быка- чьи рога? (Бычьи)
Голова собаки - чья голова'? (Собачья)
Вымя коровы - чье вымя? (Коровье)
Хвост кошки - чей хвост? (Кошачий) И т.д.
2.Игра «Скажи наоборот» (с мячом). - Поймав мяч, вы должны 'Закончить предложение, назвав противоположные признаки.
Конь большой, а кот ... (маленький).
У кошки шерсть длинная, а у коровы …
Бык сильный, а теленок ...
Лошадь высокая, а собака ... и т.п.
4. 1. Послушайте расскази сосчитайте, сколько предложений вы услышали? Что вы узнали о козленке?
У нас живет козленок шалун. У него маленькие рожки и белый хвостик. Он любит прыгать,
(Между предложениями делать паузу, чтобы дети поняли, что мысль
закончена и начинается другая.)
- Вы сказали предложение, в котором говорится, что делает козленок. Это предложение можно «записать» с помощью условных обозначений: первое слово в предложении всегда обозначается прямоугольником с черточкой (это значит, что первое слово в предложении пишется с большой буквы). Второе слово предложении мы тоже обозначим прямоугольником, но уже без черточки, напишем его на расстоянии от первого (слова в предложении произносятся раздельно). В конце предложения ставится точка (мысль закончена). (Преподаватель зарисовывает схему на доске.)
2. Выберите любое животное на картинках и опишите.