Ориентировка в пространстве
Занятие 1
Закреплять и развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью услов ных обозначений (стрелок-указателей движения), планов, маршрутов, схем.
Учить определять направление движения объектов, отражать в речи их взаимное располо жение; моделировать пространственные отношения с помощью плана, схем.
Занятие 2
Закреплять умение правильно ориентироваться в пространстве.
Уточнить понятия «вверху - внизу», «слева - справа», «выше - ниже», «правее - левее». |
Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Занятие 3
Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.
Учить находить точку, строчку, столбец на клетчатой бумаге по описанию их места: пра вый (левый), верхний (нижний) край листа; левый верхний (нижний), правый верхний (нижнш углы.
Упражнять в составлении композиций (орнаментов).
ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ
Занятие 1
Закреплять представление о последовательности дней недели, времен года, месяцев.
Развивать чувство времени.
Упражнять в дифференцировании длительности различных временных интервалов.
Занятие 2
Формировать понимание временных отношений «сначала - потом», «до - после», «рани ше - позже», «в одно и то же время».
Учить пользоваться этими понятиями в жизни. Познакомить с часами и их назначением.
Занятие 3
Формировать и закреплять понятие о движении времени, его периодичности, сменяемо сти и в то же время необратимости.
Закреплять умение определять время по часам с точностью до одного часа, устанавливал
время на макете часов с циферблатом, использовать часы в играх. j
\ 32
РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР:
ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ. ЯВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.
ПРИРОДНОЕ ОКРУЖЕНИЕ. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Программе содержание раздела «Ребенок и окружающий мир» состоит из трех составляю
щих: Предметное окружение. Явления общественной жизни. Мир природы. \
Каждая составляющая раздела имеет свою базовую основу. \
Введение в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете как таковом, и как о творении человеческой мысли, и результате трудовой деятельности.
В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд людей.
В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы.
Природное окружение. Экологическое воспитание. Цель раздела - ознакомление детей с живой и неживой природой, формирование осознанно бережного отношения к ней, формирование начал экологической культуры.
Реализация цели происходит через решение следующих задач:
• Уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды.
• Формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие).
• Формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса.
• Развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними.
• Формирование потребности заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, города (поселка, деревни и т. д.).
• Развитие осознанного отношения к себе как к активному субъекту окружающего мира.
• Формирование привычки рационально использовать природные ресурсы.
• Развитие умений правильно взаимодействовать с природой.
• Развитие интереса к миру природы.
• Формирование эстетического отношения к действительности, прежде всего к природе во всех ее проявлениях.
Реализация программных задач осуществляется в процессе как повседневного общения с детьми, так и на специальных занятиях, фронтальных и подгрупповых. Во всех группах детей знакомят с многообразием окружающего мира, но на каждом возрастном этапе интересы и предпочтения дошкольников касаются то одной, то другой сферы действительности. Поэтому сетка занятий предусматривает разумное чередование их в течение каждого месяца.
К концу года дети могут:
• Различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный); пред
меты, облегчающие труд человека на производстве; объекты, создающие комфорт и уют в поме
щениях и на улице; определять материал, из которого сделан предмет: ткань (ситец, сатин, ка
прон, драп, трикотаж и т. п.), серебро, алюминий, железо, дерево (фанера, доска, бревно), искус
ственные материалы (пластмасса, полиэтилен, пластик и т. п.).
• Знать, что предметы - это творение человеческой мысли. щ
• Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
• Обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий (действий восприятия).
• Выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.
• Иметь представление об истории создания предметов.
^*,Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
• Знать герб, флаг, гимн России. Иметь представления о Президенте, Правительстве России.
• Иметь представление о разных родах войск и почетной обязанности - защищать Родину.
• Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете; о труде взрослых, их деловых и личностных качествах, творчестве; о героях космоса; государственных праздниках.
• Иметь первичные представления о школе, библиотеке.
• Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
• Ухаживать за растениями и животными в уголке природы.
• Иметь представление о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.
• Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
• Делать элементарные выводы и умозаключения.
• Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
• Определять происхождение рукотворных предметов.
• Обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий.
• Знать существенные характеристики предметов, их свойства и качества.
Необходимо закреплять и углублять представления дошкольников о комнатных растениях, растительности леса, луга, сада, поля; о домашних и диких животных, птицах. Знакомить с растениями и животными родного края, занесенными в Красную книгу.
Объяснять экологические зависимости, осознание которых способствует развитию современного экологического мышления. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия; учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности.
Способствовать осмыслению различных аспектов взаимодействия человека с природой.
Обобщать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности растений и животных. Формировать представление о неразрывной связи человека с природой (человек - часть природы); желание беречь природу. Знакомить с деятельностью людей по охране диких животных.
Систематизировать и углублять представления детей о сезонных изменениях в природе.
Формировать умение различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения.
Расширять представление о классификации животного мира: звери, насекомые, рыбы, земноводные и др.
Учить различать и называть характерные особенности домашних и диких животных. Закрепить знания детей о животных, обитающих в близлежащей климатической зоне, в нашей стране [ других странах.
Учить устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и об-юзом жизни животных. Формировать представление о взаимосвязи обитателей леса - растений и животных, об их пищевой зависимости друг от друга. Воспитывать бережное отношение к животным и растениям.
Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической И исследовательской деятельности.
Знакомить с нашей планетой (Земля - это громадный шар; на Земле есть материки: Азия, Европа, Африка и др., а также два полюса: Северный и Южный).
Знакомить с планетами Солнечной системы (Солнце - это большая горячая звезда; его роль и /IIпни человека; Солнце - источник света и тепла).
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Закреплять желание ^отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой, в рисовании, лепке и аппликации. г
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С СЕМЬЕЙ КАК ЯВЛЕНИЕМ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Детей необходимо знакомить с семьей, начиная с самого раннего детства на доступном их . пониманию уровне. Необходимо воспитывать у ребенка любовь к семье (такой, какая она есть), к родным и близким. Все люди разные, и семьи тоже бывают большие и маленькие, каждая семья уникальна и замечательна по-своему, отношения в семье тоже могут строиться по-разному. I Компонент интеллектуальности развития усиливает воспитание, предполагает формирование :у дошкольников представлений о семье как о явлении общественной жизни, о составе семьи, :об отношениях родственников; обогащение словарного запаса, характеризующего семейные ;' и родственные отношения; развитие умения оперировать словами, обозначающими родство.
ЗАДАЧИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С СЕМЬЕЙ И РОДОСЛОВНОЙ
Нравственное воспитание: • продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; умение помогать им; • объяснять детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых, что нужно учиться слушать собеседника, не перебивать его; • развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых, выполнять установленные нормы поведения, следовать j в своих поступках положительному примеру.
Умственное воспитание:
1 • закреплять знание отчества ребенка, имен и отчеств родителей, дедушек, бабушек;
Е-
f • расширять и закреплять представления о родственных отношениях; познакомить с терми-
| нами родства: прабабушки, прадедушки;
Г • закреплять знание домашнего адреса и телефона;
• формировать представления о родословной как истории семьи и народной традиции.
Детей шестого года жизни еще рано знакомить с родословной, но работу в этом направлении , в старшей группе проводить нужно, рассматривая ее как предварительный этап. Основное внимание следует уделять расширению представлений детей о том, что такое семья, о родственных i отношениях, терминах родства, правилах общения и поведения с родными; закреплению знаний
V
[ 35
имени отчеств не только родителей, но и дедушек и бабушек. Работу необходимо проводить комплексно. Наряду с традиционными занятиями по развитию речи и ознакомлению с окружающим, важную роль в накоплении впечатлений, образов и представлений детей играют изобразительная деятельность, знакомство с произведениями художественной литературы, живописи и графики, относящимися к жанру семейного портрета.
ДИАГНОСТИКА ЗНАНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ О СЕМЬЕ
К концу учебного года дети могут:
• знать свое отчество, имена и отчества родителей, дедушек и бабушек;
• иметь представления о родственных отношениях; з
• иметь элементарные представления о том, что такое семья, что у семьи есть история и тра диции;
• иметь представления о родословной как истории семьи и народной традиции, характерно! для народов России;
• проявлять уважительное отношение к окружающим людям, заботливое отношение к малы шам, пожилым людям, помогать им;
• понимать, что не следует вмешиваться в разговор взрослых, что нужно учиться слушать со беседника, не перебивать его;
• иметь волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия подчиняться требованиям взрослых, выполнять установленные нормы поведения, в своих по ступках следовать положительному примеру. *
Рекомендации для родителей:
Напоминать ребенку дату его рождения и даты рождения членов семьи: Рассказывав об увлечениях родных, знакомить с их интересами. Беседовать о профессиях взрослых члена семьи, об их трудовых достижениях. Рассматривать семейные альбомы с фотографиями. Позна комить ребенка с семейными преданиями, интересными судьбами родственников, случаям] из жизни. Хранить и показывать ребенку почетные грамоты, военные ордена и медали дедо и отцов, награды и памятные знаки, имеющиеся у членов семьи.
Задания для детей:
1. Интервью для телевидения детского сада «Что такое семья и зачем она нужна». Такую ди агностику можно провести в начале учебного года, записав индивидуальные ответы детей на вн деокамеру. Желательно, чтобы дети не слышали ответы друг друга и не могли рассказать осталь ным, о чем их спрашивали. Видеозапись помогает оценить знания детей о семье и может быт использована на занятии, посвященном обобщению и закреплению представлений о семье.
2. Используя наглядные материалы (родословные, составленные совместно детьми и родите лями, образы-рисунки семьи, созданные детьми, иллюстрации пособия «Славянская семья: poj ство и занятия», фотографии из семейного альбома), показать и рассказать на элементарно уровне о том, что такое родословная, о традициях своей семьи, старинных традициях народе России, семейных поколениях.
Критерии оценки
№ п/п | Критерии | Баллы |
Уверенно называет свои имя и фамилию, называет имена и отчества своих родителей. Знает и называет имена и отчества своих дедушек и бабушек. | 2 2 |
Окончание табл.
Проявляет интерес к истории своей семьи и ее традициям.
Называет слова, обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра, прадедушка, прабабушка.
Понимает родственные отношения: родители, дети, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, муж, жена, дядя, тетя, племянница, племянник.
Проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, уважительное отношение к окружающим людям. Старается радовать старших своими хорошими поступками. Проявляет волевые качества.
Проявляет свою заботу о родных и близких, помогая им, выполняя свои домашние обязанности.
Проявляет интерес к профессиональной деятельности своих родителей. Имеет элементарные представления о том, что такое родословная
2 2
Примерные уровни оценки