Социально-правовые аспекты защиты личности ребенка
КСР № 3
Цель:познакомить студентов с документами по защите прав ребенка, учить работать с документацией.
Вопросы для обсуждения
1. Основные международные и национальные акты о защите прав ребенка.
2. Структура и содержание Конвенции и правах ребенка.
3. Основные положения Закона РБ о правах ребенка.
Задания для самостоятельной работы
1. Заполните таблицу «законодательные документы о правах ребенка»
Законодательный документ | Дата утверждения | Основные положения |
Конвенция о правах ребенка | ||
Закон о правах ребенка РБ |
2. Проанализируйте педагогические и детские газеты, журналы (на выбор студента), изданные за последние 2-3 года, с позиции освещения в них вопросов защиты прав и правового воспитания детей.
3. Разработайте конкретное содержание одной из форм работы с родителями (на выбор: родительское собрание, круглый стол, консультация, праздник в детском саду, беседа и т.д.) по ознакомлению с правами ребенка.
4. Подготовьте конспект этической беседы о правах ребенка в стране, мире, о правах ребенка в группе.
Задание 3 или 4 выполняется по выбору студента.
Список литературы
1. Конвенция о правах ребенка // Адукацыя і выхаванне. – 1994. – № 6 – 9.
2. Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О правах ребенка»// Пралеска. – 2000. – № 12.
3. Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» // Адукацыя і выхаванне. – 1994. – № 2.
4. Смагина Л. Права ребенка в дошкольном возрасте // Пралеска. 2004. - № 12.
5. Будякова Т. О. О праве ребенка на честь и достоинство // дошкольное воспитание. – 2004. № 3. С.19-20.
6. Ладутько Л., Шкляр С. Конвенция о правах ребенка: практическийракурс // Пралеска. 2004. - № 5,7.
Форма контроля -конспект, тест
Контрольные задания
Выполните тестовые задания и там, где возможно укажите порядковый номер статьи Конвенции о правах ребенка:
1. Кому принадлежат слова о том, что счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка?
а) Ф.М. Достоевскому;
б) А.П. Чехову;
в) А.М. Горькому.
2. В каком году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка?
а) в 1948 г.;
б) в 1959 г.;
в) в 1966 г.
3. В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?
а) в 1968 г.;
б) в 1982 г.;
в) в 1989 г.
4. Какие различия могут обусловить неодинаковое использование детьми своих прав?
а) таких различий нет;
б) национальная принадлежность;
в) Состояние здоровья.
5. Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка?
а) педагоги;
б) родители;
в) члены правительства.
6. На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей?
а) на благотворительные организации;
б) на иностранных спонсоров;
в) на государство.
7. Государства должны защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая:
а) не указана в официальных справочниках;
б) может мешать образованию; и вредить здоровью;
в) не соответствует интересам и склонностям ребенка.
8. Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию ребенка:
а) чувства страха перед наказанием;
б) осторожности в реализации своих желаний;
в) чувства достоинства и значимости.
9. ООН считает ребенком человеческое существо от рождения до:
а) 16 лет;
б) 18 лет;
в) 19 лет.
Совершенствование системы дошкольного образования Беларуси.
КСР № 4
Цель: закрепить представления студентов о совершенствовании и развитии общественного дошкольного воспитания в Беларуси, формирование умений анализировать документы.
Задания для выполнения
1. Основные изменения в области дошкольного образования РБ с 90-х гг. XX века по настоящее время.
2. Изучите и законспектируйте «Концепцию дошкольного образования» (2000).
Выделите:
- основные цели, задачи дошкольного образования в период реформирования;
- принципы и функции дошкольного образования;
- структуру дошкольного образования;
3. Изучите и проанализируйте тематику статей журнала «Пралеска», «Дошкольное воспитание», «Управление дошкольным образованием» за период 2004-2010 гг. и выделите актуальные проблемы дошкольного образования в этот период.
Список литературы
1. Концепция дошкольного образования Мн. 2000г. // Пралеска. 2001. № 1. С. 5-11.
2.Журнал «Пралеска» 2004. №12, 2005. № 12, 2006. № 12, 2007. №12, 2008. №12, 2009. № 12.
3. Караніна І. Рэформа адукаціі: новыя тыпы дашкольных устаноў. Ориентир – личность ребенка // Пралеска. 2001. № 6. С.3-11.
4.Карасцялева Т. Асноўныя накірункі ўдасканалення дашкольнай адукацыі // Пралеска. 2003. № 10. С. 2.
5.Краснічэнка Т. Першыя дашкольныя ўстановы на Беларусі // Пралеска. 2002. № 10. С.16-18.
6. Сачанка А. Якасць дашкольнай адукацыі: стан, праблемы, перспектывы // Пралеска. 2003, № 12. С. 2-3.
7. Сапун И. Состояние, проблемы и перспективы деятельности центров развития ребенка // Пралеска. 2003. № 12. С. 16.
8. Бабунова, Е. Век нынешний и век минувший [Текст] / Е. Бабунова // Дошкольное воспитание : Ежемесячный научно-методический журнал. – 2010. - № 6. - С. 13-15
9. Волобуева, Л. М. Детские сады в годы войны: факты и воспоминания [Текст] / Л. М. Волобуева // Управление дошкольным образовательным учреждением : Научно-практический журнал. – 2010. - № 3. — С. 115-122.
10. Воронецкая, Л. Н. Научно-методическое обеспечение – гарантированное качество образовательного процесса в дошкольном учреждении [Текст] / Л. Н. Воронецкая // Пралеска : Штомесячны навукова-метадычны iлюстраваны часопiс. – 2009. – N 10. – С.9-11.
11. Гриневич, Н. Г. Актуальные проблемы в деятельности дошкольных учреждений / Н. Г. Гриневич // Пралеска : Штомесячны навукова-метадычны iлюстраваны часопiс. – 2009. – N 10. – С.6-9.
12. Давыдова, О. И. Гуманизация жизнедеятельности современного ДОУ [Текст] / О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец // Управление дошкольным образовательным учреждением : Научно-практический журнал. – 2008. - № 8. – С.62-69
13. Дингилевская, Л. Воспитание с радостью [Текст] : детский сад и новые формы дошкольного образования / Л. Дингилевская, С. Юшко // Пралеска : Штомесячны навукова-метадычны iлюстраваны часопiс. – 2009. – N 3. – С.37
14. Килеева, Г. Из истории общественного дошкольного воспитания / Г. Килеева // Дошкольное воспитание : Ежемесячный научно-методический журнал. — 2010. — № 6. — С. 6—10
15. Комарова, Е. Развитие ДОУ / Е. Комарова // Дошкольное воспитание : Ежемесячный научно-методический журнал. – 2010. - № 6. - С. 19-25
16. Копылова, Л. А. Работа кружков Центра дополнительного образования [Текст] / Л. А. Копылова // Ребёнок в детском саду. – 2009. - № 4. – С.69-74
17. Кузнецова, Е. Б. Инновации в управленческой деятельности ДОУ [Текст] / Е. Б. Кузнецова // Управление дошкольным образовательным учреждением : Научно-практический журнал. – 2009. - № 4. – С.10-19.
18. Кузьмичёва, Е. И. О проблемах дошкольного образования [Текст] / Е. И. Кузьмичёва // Управление дошкольным образовательным учреждением : Научно-практический журнал. – 2009. - № 2. – С.38-39
19. Кунецов, А. Дошкольное образование на рубеже веков: развитие муниципального и негосударственного секторов [Текст] / А. Кунецов // Дошкольное воспитание : Ежемесячный научно-методический журнал. – 2010. - № 6. - С. 26-29
20. Митрофанова, Т. Преемственность поколений [Текст] / Т. Митрофанова // Дошкольное воспитание : Ежемесячный научно-методический журнал. – 2010. - № 6. - С. 11-12
21. Пашковец, Н. Дошкольное образование: проблемы и тенденции [Текст] : международная научно-практическая конференция на тему «Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования / Н. Пашковец, Л. Клышко, Н. Будчанин // Пралеска : Научно-методический журнал. – 2010. - № 5.
22. Сыщикова, А. В. Дополнительное образование в ДОУ [Текст] / А. В. Сыщикова // Управление дошкольным образовательным учреждением : Научно-практический журнал. – 2009. - № 2. – С.80-82
23. Шаехова, Р. К. Проектирование и реализация предшкольного образования [Текст] / Р. К. Шаехова // Управление дошкольным образовательным учреждением : Научно-практический журнал. – 2009. - № 1. – С.115-122.
24. Шумарина, А. П. К вопросу повышения качества дошкольного образования [Текст] / А. П. Шумарина // Управление дошкольным образовательным учреждением : Научно-практический журнал. – 2008. - № 4. – С.20-28
Форма контроля – Конспект выполнения заданий, реферат по теме вопроса № 1 или № 3.