Правила записи общеразвивающих упражнений

Классификация и характеристика обшеразвивающих упражнений.

Общеразвиваюшие упражне­ния классифицируются:

По анатомическому признаку:

— упражнения для мышц рук и плечевого пояса;

— упражнения для мышц туловища;

— упражнения для мышц ног.

По принципу комплекса. Комплекс — подбор упражнений, обеспечивающий нагрузку на все основные группы мышц. Педагогическая направленность комплекса зависит от кон­кретных задач. Критериями правильного подбора являются со­гласованность движений по анатомическому признаку, их размещение по принципу сверху вниз (первое упражнение всегда — для рук и плечевого пояса), наличие разных исходных положений.

Поналичию разных исх. положений:

Исходное положение — это положение туловища, ног и рук перед началом выполнения упражнения. От исходного положе­ния зависит дифференцировка нагрузки на мышцы (ди­намическая, статическая), степень нагрузки, устойчивое положение тела, сложность упражнения, амплитуда движения, комбинация двигательных действий.

- для туловища — стоя, сидя, лежа (на спине, животе, боку), а также стойка с согнутыми ногами (на одном и двух коленях, на четвереньках);

-для ног— основная стойка (пятки вместе, носки врозь), сомкнутая стойка (носки и пятки вместе), стойка ноги врозь (слегка расставлены, на ширине плеч, одна нога впереди, другая — сзади), скрестная стойка (одна нога перед другой);

-для рук (по отношению к туловищу) — руки вытянуты (вниз, вперед, в стороны, вверх, назад), руки согнуты (на поясе, к плечам, перед грудью, на голове, за головой).

По использованию предметов:

- без пред­метов

- с предметами (погремушками, кубиками, флаж­ками, ленточками, обручами, палками, с природным материалом — шишками, листочками, снежками идр.)

- на предметах (скамейках, стульях), у предметов (у гим­настической стенки, и деревьев и др.).

3. Использование предметов при ОРУ

Значение использования предметов

1. придает упражнениям ха­рактер конкретных заданий (поднять, положить, достать, дотянуться)

2. делает понятной поставленную двигательную задачу, помогает детям контролировать свои действия.

3. предметы усиливают корригирующую функцию уп­ражнений, особенно жесткие — палки, обручи, скамейки и др., создающие эффект сопротивления.

4. совер­шенствуется и мелкая мускулатура — предметы приходится захватывать, удерживать, перекладывать из одной руки в другую.

Методика использованияпредметов:

Главный критерий при выборе предметов — целесооб­разность. Предмет должен работать на упражнение, увели­чивать его полезность, а не просто занимать руки. Пред­мет и действие должны логично сочетаться. Например, кубики, которые должны встретиться над головой или за спиной, стимулируют законченность и точность действий; повороты с палкой дают наибольший эффект, если палканаходится за спиной на лопатках или на локтевых сгибах, а не в вытянутых вперед руках; упражнение с большим мячом должны строиться так, чтобы руки можно было бы время от времени освободить иглубоко вздохнуть и т. д.

В младших группах доминируют предметы, создающие эмоциональный эффект — погремушки, ленточки, кубики, султанчики.

4. Методика обучения общеразвивающим упражнениям:

САМОСТОЯТЕЛЬНО РАСКРЫТЬ!

Контроль за дыханием

Во время физических упражнений частота дыхания возрастает, т.к. повышается потребность работающих мышц в кислороде. Дыхание учащается также при волнении, возбуждении, поскольку деятельность дыхательной системы (как и любой другой) управляется центральной нервной системой.

Гимнастические упражнения делают дыхание более глубоким и ритмичным, укрепляют дыхательные мышцы, развивают грудную клетку.

В то же время правильное дыхание обеспечивает более высокую работоспособность мышц, т.к. продукты распада эффективнее удаляются из организма во время продол­жительного или энергичного выдоха. В противном случае углекислота, накапливающаяся в мышцах, будет снижать их жизнедеятельность.

Сущность контроля за дыханием на элементарном уровне состоит в том, чтобы обеспечивать согласование дыхательных движений с характерными двигательными действиями. Поднимание рук вверх, отведение в стороны и назад, прогибание в любом исходном положении, под­нимает и расширяет грудную клетку, а, значит, способствует выдоху. Всякая группировка тела— наклоны, приседания, подтягивание и поднимание ног и т. п. способствует выдоху.

Старшим детям нужно подсказывать, когда сделать вдох, напомнить, что вдыхать надо через нос. Малыши таких подсказок не воспринимают. Поэтому в младшихгруппах наиболее эффективным способом контроля за дыханием является произнесение звуков в момент выдоха. Особенно логично и естественно происходит это в имитационно-■ образных упражнениях. Дети, по сути играя в движения, дополняют образ звукоподражанием, что приносит им не только пользу, но и удовольствие. (Например: "...Увидели гуси собачку, вытянули шеи и зашипели: "ш — ш — ш ...")

Правила записи общеразвивающих упражнений

Одинаковые по названию упражнения могут иметь разную структуру.

Например, "поднимание рук вверх" можно выполнять одним широким махом через стороны. Можно делать это с промежуточной остановкой в положении "руки в стороны". Можно поднять руки одним махом,а опускать с промежуточной остановкой. Можно делать остановки и при поднимании рук при опускании. Можно поднимать руки вверх через стороны, поочередно.

Одно ито же упражнение может выполняться из разных исходных положений и в зависимости от этого по-разному влиять на мышцы.

В выполнении одного и того же упражнения может быть задействовано разное число мышечных групп, на­пример наклоны хорошо сочетаются с активными действиями рук.

Наконец, некоторые визуально одинаковые упражнения используются и в младшей и в старших группах, но в младшейони выполняются слитно, а в старшей — под счет.

Вся конкретная информация об упражнении должна вытекать иззаписи, включающей, согласно установлен­ным правилам, название, исходное положение. Запись уп­ражнений должна быть рациональной.

Название(условное или образное) показывает общую направленность действий и делает излишним обозначение некоторых положений, деталей движения.

Исходное положение конкретно обозначается только перед началом упражнения. Если упражнение выполняется в естественном для человека положении стоя, то указыва­ется положение ног. Если исходное положение — основная стойка, аположение рук иное, указывается только пол­ожение рук. Всякое грамотно построенное упражнение за-канчиваетсяисходным положением. Принято сокращенное написание термина исходное положение— и. п.Аналогично обозначается основная стойка — о. с.

Счет отражает структуру упражнения иобозначается цифрами.

Упражнения симметричные для краткости можно за­писывать наполовину, однословно замечая, что при пов­торении это же действие выполняется в другую сторону, или с другой ноги.

Если в выполнении упражнения одновременно учас­твуют разные части тела, то сначала обозначается стер­жневое действие, например: подтянуть ноги, обхватив колени руками; или: наклониться, отводя руки назад; или: поднять руки вверх, поднимаясь на носки.

Некоторые традиционные правила действий не обозна­чаются взаписи, но должны выполняться естественно. Например, поднимая вверх руки, флажки, кубики и пр. надо смотреть на них, подняв голову, чтобы мышцы спи­ны напрягались и в поясничной части обозначался прогиб.

Например, для старшей группы:

"Ножницы"

И. II.: сесть на пол, ноги врозь, руки и упоре сзади,

1 — поднять ноги, оттянувноски,

2 — скрестить,

3 — развести,

4 — и. п. (5 раз).

«Наклоны о стороны»

И. п.: ноги на ширине плеч, руки за голову,

1 — наклон вправо(влево),

2 — и. п.(6 раз).

Для младшей группы:

"Кубики встречаются"

И. п.: узкая стойка, кубики за спиной.

Вып. поднять кубики вверх — "стук!"; и. п. (4 раза).

"Загораем"

И. п.: лечь на пол на спину.

Вып.: покажем солнышку пятки...; и. п. (4 раза).

Наши рекомендации