Правила записи общеразвивающих упражнений
Классификация и характеристика обшеразвивающих упражнений.
Общеразвиваюшие упражнения классифицируются:
По анатомическому признаку:
— упражнения для мышц рук и плечевого пояса;
— упражнения для мышц туловища;
— упражнения для мышц ног.
По принципу комплекса. Комплекс — подбор упражнений, обеспечивающий нагрузку на все основные группы мышц. Педагогическая направленность комплекса зависит от конкретных задач. Критериями правильного подбора являются согласованность движений по анатомическому признаку, их размещение по принципу сверху вниз (первое упражнение всегда — для рук и плечевого пояса), наличие разных исходных положений.
Поналичию разных исх. положений:
Исходное положение — это положение туловища, ног и рук перед началом выполнения упражнения. От исходного положения зависит дифференцировка нагрузки на мышцы (динамическая, статическая), степень нагрузки, устойчивое положение тела, сложность упражнения, амплитуда движения, комбинация двигательных действий.
- для туловища — стоя, сидя, лежа (на спине, животе, боку), а также стойка с согнутыми ногами (на одном и двух коленях, на четвереньках);
-для ног— основная стойка (пятки вместе, носки врозь), сомкнутая стойка (носки и пятки вместе), стойка ноги врозь (слегка расставлены, на ширине плеч, одна нога впереди, другая — сзади), скрестная стойка (одна нога перед другой);
-для рук (по отношению к туловищу) — руки вытянуты (вниз, вперед, в стороны, вверх, назад), руки согнуты (на поясе, к плечам, перед грудью, на голове, за головой).
По использованию предметов:
- без предметов
- с предметами (погремушками, кубиками, флажками, ленточками, обручами, палками, с природным материалом — шишками, листочками, снежками идр.)
- на предметах (скамейках, стульях), у предметов (у гимнастической стенки, и деревьев и др.).
3. Использование предметов при ОРУ
Значение использования предметов
1. придает упражнениям характер конкретных заданий (поднять, положить, достать, дотянуться)
2. делает понятной поставленную двигательную задачу, помогает детям контролировать свои действия.
3. предметы усиливают корригирующую функцию упражнений, особенно жесткие — палки, обручи, скамейки и др., создающие эффект сопротивления.
4. совершенствуется и мелкая мускулатура — предметы приходится захватывать, удерживать, перекладывать из одной руки в другую.
Методика использованияпредметов:
Главный критерий при выборе предметов — целесообразность. Предмет должен работать на упражнение, увеличивать его полезность, а не просто занимать руки. Предмет и действие должны логично сочетаться. Например, кубики, которые должны встретиться над головой или за спиной, стимулируют законченность и точность действий; повороты с палкой дают наибольший эффект, если палканаходится за спиной на лопатках или на локтевых сгибах, а не в вытянутых вперед руках; упражнение с большим мячом должны строиться так, чтобы руки можно было бы время от времени освободить иглубоко вздохнуть и т. д.
В младших группах доминируют предметы, создающие эмоциональный эффект — погремушки, ленточки, кубики, султанчики.
4. Методика обучения общеразвивающим упражнениям:
САМОСТОЯТЕЛЬНО РАСКРЫТЬ!
Контроль за дыханием
Во время физических упражнений частота дыхания возрастает, т.к. повышается потребность работающих мышц в кислороде. Дыхание учащается также при волнении, возбуждении, поскольку деятельность дыхательной системы (как и любой другой) управляется центральной нервной системой.
Гимнастические упражнения делают дыхание более глубоким и ритмичным, укрепляют дыхательные мышцы, развивают грудную клетку.
В то же время правильное дыхание обеспечивает более высокую работоспособность мышц, т.к. продукты распада эффективнее удаляются из организма во время продолжительного или энергичного выдоха. В противном случае углекислота, накапливающаяся в мышцах, будет снижать их жизнедеятельность.
Сущность контроля за дыханием на элементарном уровне состоит в том, чтобы обеспечивать согласование дыхательных движений с характерными двигательными действиями. Поднимание рук вверх, отведение в стороны и назад, прогибание в любом исходном положении, поднимает и расширяет грудную клетку, а, значит, способствует выдоху. Всякая группировка тела— наклоны, приседания, подтягивание и поднимание ног и т. п. способствует выдоху.
Старшим детям нужно подсказывать, когда сделать вдох, напомнить, что вдыхать надо через нос. Малыши таких подсказок не воспринимают. Поэтому в младшихгруппах наиболее эффективным способом контроля за дыханием является произнесение звуков в момент выдоха. Особенно логично и естественно происходит это в имитационно-■ образных упражнениях. Дети, по сути играя в движения, дополняют образ звукоподражанием, что приносит им не только пользу, но и удовольствие. (Например: "...Увидели гуси собачку, вытянули шеи и зашипели: "ш — ш — ш ...")
Правила записи общеразвивающих упражнений
Одинаковые по названию упражнения могут иметь разную структуру.
Например, "поднимание рук вверх" можно выполнять одним широким махом через стороны. Можно делать это с промежуточной остановкой в положении "руки в стороны". Можно поднять руки одним махом,а опускать с промежуточной остановкой. Можно делать остановки и при поднимании рук при опускании. Можно поднимать руки вверх через стороны, поочередно.
Одно ито же упражнение может выполняться из разных исходных положений и в зависимости от этого по-разному влиять на мышцы.
В выполнении одного и того же упражнения может быть задействовано разное число мышечных групп, например наклоны хорошо сочетаются с активными действиями рук.
Наконец, некоторые визуально одинаковые упражнения используются и в младшей и в старших группах, но в младшейони выполняются слитно, а в старшей — под счет.
Вся конкретная информация об упражнении должна вытекать иззаписи, включающей, согласно установленным правилам, название, исходное положение. Запись упражнений должна быть рациональной.
Название(условное или образное) показывает общую направленность действий и делает излишним обозначение некоторых положений, деталей движения.
Исходное положение конкретно обозначается только перед началом упражнения. Если упражнение выполняется в естественном для человека положении стоя, то указывается положение ног. Если исходное положение — основная стойка, аположение рук иное, указывается только положение рук. Всякое грамотно построенное упражнение за-канчиваетсяисходным положением. Принято сокращенное написание термина исходное положение— и. п.Аналогично обозначается основная стойка — о. с.
Счет отражает структуру упражнения иобозначается цифрами.
Упражнения симметричные для краткости можно записывать наполовину, однословно замечая, что при повторении это же действие выполняется в другую сторону, или с другой ноги.
Если в выполнении упражнения одновременно участвуют разные части тела, то сначала обозначается стержневое действие, например: подтянуть ноги, обхватив колени руками; или: наклониться, отводя руки назад; или: поднять руки вверх, поднимаясь на носки.
Некоторые традиционные правила действий не обозначаются взаписи, но должны выполняться естественно. Например, поднимая вверх руки, флажки, кубики и пр. надо смотреть на них, подняв голову, чтобы мышцы спины напрягались и в поясничной части обозначался прогиб.
Например, для старшей группы:
"Ножницы"
И. II.: сесть на пол, ноги врозь, руки и упоре сзади,
1 — поднять ноги, оттянувноски,
2 — скрестить,
3 — развести,
4 — и. п. (5 раз).
«Наклоны о стороны»
И. п.: ноги на ширине плеч, руки за голову,
1 — наклон вправо(влево),
2 — и. п.(6 раз).
Для младшей группы:
"Кубики встречаются"
И. п.: узкая стойка, кубики за спиной.
Вып. поднять кубики вверх — "стук!"; и. п. (4 раза).
"Загораем"
И. п.: лечь на пол на спину.
Вып.: покажем солнышку пятки...; и. п. (4 раза).