Б) Социометрическое исследование прикрепленного класса
При содействии классного руководителя Вы предлагаете учащимся письменно ответить на следующий вопрос:
«Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем из своих одноклассников ты предпочел бы оказаться на этом острове?»
Обратите внимание учащихся, что при ответе на этот вопрос можно указать фамилии только троих
одноклассников. Обработайте результаты исследования, заполните социоматрицы и приложите их к Дневнику.
Выводы: _____________________________
Соотнесите результаты выполнения данного задания с результатами Ваших наблюдений за классом и информацией, полученной от классного руководителя.
______________________________________
Баллы за задание № 2
Оценивается количество посещенных уроков; умение во время наблюдения выявлять общие качества личности учащегося.
Часть А.Максимальное количество баллов – 5.
Методист по педагогике ________________
количество баллов подпись
Часть Б.Максимальное количество баллов – 6.
Методист по психологии ________________
количество баллов подпись
Задание № 3. Изучение индивидуальных особенностей учащегося
Одно из направлений Вашей работы в период практики – изучение индивидуальных особенностей одного из учеников. Выбирая кандидатуру, опирайтесь на свои впечатления от первых посещенных уроков, а также посоветуйтесь с классным руководителем.
1. Из классного журнала выпишите общие сведения об учащемся:
Фамилия, имя, отчество ______________
Состав семьи, социальное положение членов семьи ______________________________________________________
Успеваемость ______________________
2. Из беседы с классным руководителем выясните:
Условия семейного воспитания: кто из членов семьи оказывает наибольшее влияние (положительное или отрицательное), взаимоотношения с членами семьи ____________________________________________________________
Учебные интересы (математика и т. п.) _______________________________________________________________
Внеучебные интересы (кружок, спортивная секция, музыкальная школа и т.п.) ______________________________
Выполняемое общественное поручение ________________________________________________________________
В дальнейшем, при посещении уроков, проводите наблюдения за этим учеником, за проявлением общих качеств его личности (отметьте знаком «+»):
№ | Качества | Качество выражено ярко | Качество выражено | Качество выражено слабо |
Общительность | ||||
Инициативность | ||||
Активность | ||||
Находчивость | ||||
Наблюдательность | ||||
Работоспособность | ||||
Настойчивость | ||||
Организованность | ||||
Самостоятельность | ||||
Самообладание |
Выводы:_____________________________
3. Индивидуальная беседа с изучаемым Вами учеником.
Вы продолжаете изучать индивидуальные особенности выбранного Вами ученика. Теперь Вы должны изучить его отношение к учению и к учебным предметам.
Предложите ученику в указанной ниже таблице подчеркнуть доводы, характеризующие его отношение к Вашему предмету. При желании он может дописать недостающие причины.
№ | Люблю предмет, потому что: | Не люблю предмет, потому что: |
данный предмет интересен | данный предмет неинтересен | |
нравится, как преподает учитель | не нравится, как преподает учитель | |
его нужно знать всем | его не нужно знать всем | |
он нужен для будущей работы | он не нужен для будущей работы | |
он легко усваивается | он трудно усваивается | |
он заставляет думать | он не заставляет думать | |
он считается выгодным | он считается невыгодным | |
он требует наблюдательности, сообразительности | он не требует наблюдательности, сообразительности | |
он требует терпения | он не требует терпения | |
он занимательный | он не занимательный | |
одноклассники интересуются им | одноклассники не интересуются им | |
интересны отдельные факты | интересны только отдельные факты | |
родители считают его важным | родители не считают его важным | |
у меня хорошие отношения с учителем | у меня плохие отношения с учителем | |
учитель часто хвалит | учитель редко хвалит | |
учитель интересно объясняет | учитель неинтересно объясняет | |
получаю удовольствие при его изучении | не получаю удовольствие при его изучении | |
знания по предмету необходимы для поступления в ВУЗ | знания по предмету играют несущественную роль при поступлении в ВУЗ | |
он способствует развитию общей культуры | он не способствует развитию общей культуры | |
он влияет на изменение знаний об окружающем мире | он не влияет на изменение знаний об окружающем мире | |
просто интересно | просто неинтересно |
Выводы: _____________________________
______________________________________
4. Выявление индивидуальных особенностей характера учащихся.
Проведите исследования по выявлению черт характера путем анализа и обобщения характеристик, данных самим экспериментатором (студентом), классным руководителем и самим учащимся (самооценка черт характера). В таблице приводится перечень черт характера разной модальности и степеней их выраженности (в 1-ю колонку вносятся данные классного руководителя; во 2-ю – учащегося; в 3-ю – студента) (Знак «+» ставится в соответствующей колонке).
Черты характера | Степень выраженности | ||||||||
часто | иногда | никогда | |||||||
1. Моральные: трудолюбие, чувство долга, коллективизм, доброта, честность. 2. Волевые: выдержка, самообладание, решительность, смелость, настойчивость, упорство, организованность, дисциплинированность. 3. Эмоциональные: вспыльчивость, тревожность, чувствительность (ранимость), уравновешенность, впечатлительность. 4. Интеллектуальные: сообразительность и находчивость, наблюдательность, вдумчивость, любознательность, эрудированность. 5. Черты, проявляющиеся в общении: общительность, тактичность, отзывчивость, непринужденность, доверчивость. |