По предложенной схеме проанализируйте учебник для коррекционных образовательных учреждений VIII вида (один из учебников по выбору)
1. Название учебника Русский язык
2. Выходные данные (2013, «просвещение»)
3. Авторы Н.Г. Галунчикова, Якубовская Э.В
4. Обращение к читателю (учащимся) от авторов
5. Реализация принципа «от простого к сложному» (на примере упражнений части речи, подробный разбор каждой части речи: сущ, прил, гл, (скл, падеж, ед, мн, и т.д))
6. Реализация принципа коррекционного обучения (направленность учебного материала на развитие психических процессов)
- восприятие; повтор
- внимание; выделение текста, схемы
- память; словарная работа, слова исключ.
- мышление; сделай вывод, закончи высказывание, загадки и т.д
- речь; упр. Расскажи по картинкам, ответы на вопросы
7. Практическая направленность (уточнение и формирование новых знаний об окружающей действительности)
8. Коммуникативная направленность материала
(привести конкретные примеры) №228 (новый) подумай, докажи, напиши
9. Характеристика иллюстративного материала
- реалистичность и красочность
- соответствие тексту
- практическая направленность, связь с СБО (сказкочные,стр.116 иллюстр. Почта, адрес, доставка, экскурсия)
- наличие схем, их доступность, значение (схемы доступны для детск. Восприятия, соответствуют материалу)
10. Перечислите основные понятия, встречающиеся в учебнике. (правила??????????)
11. Наличие инструкций (алгоритмов), их простота и доступность для детей (привести конкретные примеры)(грамматический разбор, обложка; учитесь работать над ошибками )
12. Характеристика речевого материала
- соответствие опыту детей, учёт интересов и возраста учащихся
- простота и доступность материала (материал доступен для детей, тематика повторяется из года в год.С каждым годом все усложняется: 5 кл правило- 6 кл допиши правило)
- тематическое соответствие сезону(соответствует)
- разнообразие заданий, их повторяемость с целью закрепления знаний (задания разнообразные допиши слова, вставь окончание, допиши загадку, пропущенные буквы и все закрепляется упражнениями на закрепление)
13. Наличие заданий, направленных на формирование естествоведческих понятий (на примере упражнений)????????????7
14. Связь с другими дисциплинами учебного плана.(связь с СБО, чтение, история)
Билет № 17
1. Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Вступление в силу Конвенции о правах инвалидов на территории Российской Федерации с 2008 года открыло новые перспективы в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Готовность общества к интеграции инвалидов способствует формированию значимости и ценности образования детей с ОВЗ. Включение обучающихся с ОВЗ в учебный процесс в рамках обычных образовательных учреждений, дает значительные психологические преимущества, способствует более полному удовлетворению интеллектуальных, социальных, эмоциональных запросов за счет обеспечения регулярного взаимодействия с различными категориями обучающихся.
По мнению известных отечественных ученых: Н.Н. Малофеева, Е.А. Стребелевой, Н.Д. Шматко, Л.М. Шипициной и др., главное направление интеграционных процессов – сближение систем общего и специального образования на всех его ступенях.Инклюзивное (включенное) образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ с обычно развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.
Необходимым условием реализации инклюзивного образования является специальная обучающая среда, включающая:
· наличие педагогических кадров со специальным образованием, владеющих инновационными методами и информационно-коммуникационными образовательными технологиями;
· комплекс индивидуальных учебных программ, планов, методических материалов, литературы;
· создание адекватных внешних условий (необходимый уровень комфортности, специализированные средства передвижения и организация адаптивных учебных мест, дистанционные средства обучения) и т.д.
Помимо основной цели поддержки профессионального образования лиц с ОВЗ, мы развиваем идеи инклюзивного образования на разных его уровнях; в условиях начального общего образования, в условиях дошкольного образования. Учитывая подготовку специалистов по специальностям «Коррекционная педагогика в начальном образовании», «Специальное дошкольное образование», «Организация сурдокоммуникации», наличие специально подготовленных кадров, имеющих квалификацию педагога-дефектолога для работы с детьми с отклонениями в развитии, творческий коллектив специалистов колледжа работает над созданием безбарьерной среды, проводит совместные мероприятия, обеспечивающие также и социальную интеграцию лиц с ОВЗ.
Сущность инклюзивного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья заключается в комплексном, многопрофильном подходе к восстановлению способностей человека к общественной и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу. Для достижения этой цели необходима концентрация общественных, образовательных, технических, кадровых, медико-оздоровительных, научных и других ресурсов. Необходимо не только обеспечить организацию совместной ведущей деятельности обучающихся, но и создать условия для непосредственного общения в рамках учебных, трудовых, жизненных ситуаций, объединить усилия работников образовательных учреждений, участвующих в профессиональном становлении лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Для того чтобы молодые люди с ограниченными возможностями здоровья стали специалистами, конкурирующими на рынке труда с обычными гражданами, необходимо создание определенных условий: корректировка целей и учебных планов в соответствии со способностями и потребностями инвалидов, создание адекватных условий профессионального обучения с помощью разумного приспособления, психолого-педагогическое и социально-реабилитационное сопровождение.
Сегодня инклюзивное (включенное) образование понимается Российскими учеными как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Система психолого-педагогической помощи в инклюзивном образовании основана на социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Описанный подход позволяет рассматривать коррекцию и компенсацию нарушений развитияне как конечную цель, а как одно из важнейших условий наиболее адекватного и эффективного вхождения ребенка или подростка в социум. Российская модель инклюзии базируется на позициях Л.С. Выготского, который мыслил личность и среду как целостность. Согласно его взглядам, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время в Российской Федерации интегрированное обучение получает все большее распространение, одновременно государство старается обеспечить каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья уже с раннего возраста доступную и полезную для его развития форму инклюзии. Вместе с тем поспешное широкое внедрение инклюзии, попытки подмены системы специального образования тотальным совместным обучением, могут привести не к равенству прав, а к потере детьми с особыми образовательными потребностями возможности получить адекватное образование, обеспечивающее продвижение в психическом и социально-культурном развитии.
Подлинная интеграция предполагает организацию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий для каждого ребенка с особыми потребностями. Простое перемещение ученика из специального образовательного учреждения, имеющего все необходимое (оборудование, а главное — штат квалифицированных специалистов), в неприспособленные для него общеобразовательный детский сад или школу не имеет ничего общего с интеграцией, соответствующей возможностям и особым потребностям ребенка.
Формальная инклюзия является скрытой формой дискриминации. Если ребенку предоставляется доступ к общей образовательной системе, не имеющей условий для обеспечения соответствующего его особым потребностям обучения, его право на качественное образование, в действительности, нарушается. В этом случае положение ребенка не только не улучшается, но ухудшается.
Подлинная интеграция предполагает организацию в общеобразовательном учрежденииоптимальных условий для каждого ребенка с особыми потребностями.
Адепты инклюзии в числе основных преимуществ чаще всего упоминают о том, что в ее результате «включенный» ребенок успешно овладевает социальным опытом. Второе достоинство инклюзии состоит в том, что дети из окружения «включенного ребенка» становятся добрее и заботливее.
Инклюзивное (включенное) образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ с обычно развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Инклюзивное обучение позволяет избежать длительного пребывания детей-инвалидов в интернатах, обеспечивает возможности их проживания в семье и общения со сверстниками. Дети-инвалиды, которые учатся в обычной школе, не чувствуют себя оторванными от общества. При этом развитие инклюзивного образования не предполагает отказа от специального, коррекционного образования. Тем детям, которые не могут учиться в школе или вузе, надо создать условия для получения дистанционного образования. Недавно был принят законопроект об электронном обучении, осталось воплотить его в жизнь.
Инклюзияв широком смысле этого слова включает в себя не только сферу образования, но и весь спектр общественных отношений: труд, общение, развлечения. Везде должна быть создана доступная и доброжелательная аттмосфера, преодолены барьеры среды и общественного сознания.
На сегодняшний день основными направлениями ресурсного обеспечения развития инклюзивного образования являются:
1. Научное и методическое обеспечение деятельности педагогических коллективов;
2. Психологическое сопровождение всех участников инклюзивного процесса;
3. Проектирование процесса взаимодействия различных уровней образовательной системы;
4. Разработка практико-ориентированных технологий индивидуального обучения и психолого-педагогического сопровождения процессов включения ребёнка с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную среду;
5. Моделирование компонентов и содержательного наполнения инклюзивной образовательной среды.
Участники инклюзивного процесса, в нашем случае это - дети и их родители, педагоги, воспитатели, а так же администрация учреждения. Все они нуждаются в профессиональной социально-психологической поддержке.
Интеграция в переводе с латинского языка (inteder – целый) – процесс воссоединения, объединения в целое ранее разрозненных частей и элементов. Как научный термин интеграция своим появлением скорее всего обязана математике (Чапаев Н.К. 1998 г.). В российских образовательных учреждениях: отсутствуют необходимые методики и оборудование для интегрированного обучения детей; не готовы учителя и воспитатели массовых образовательных учреждений, на которых ляжет основная работа, ко всему этому добавляется недовольство родителей.
Сколько времени должно пройти, для того, чтобы были достигнуты основные принципы работы в условиях интеграции?
1. Обязательное согласие родителей всех детей посещающих образовательное учреждение нового типа.
2. Готовность педагогов к работе с детьми в условиях интеграции и инклюзии.
3. Специально организованная среда.
4. Предварительное знакомство детей до начала процесса интеграции.
5. Индивидуальные образовательные маршруты и задания, адекватные возможностям детей.
6. Постоянный мониторинг достижений ребенка.
Учитывая высокую социальную значимость модернизации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, интеграция/инклюзия вошли в число приоритетных направлений исследований, проводимых Институтом коррекционной педагогики РАО.
Определен, обоснован и экспериментально проверен набор вариантов интеграции/инклюзии, позволяющих подобрать каждому ребенку с особыми образовательными потребностями доступную и полезную для его развития модель интеграции, сохранив во всех случаях необходимую специализированную психолого-педагогическую помощь. Это очень большая помощь для специалистов образовательных учреждений, которые уже на местах, на практике будут реализовывать научные разработки. Нельзя так же забывать, что инклюзия в образование – всего лишь ступенька инклюзии в общество.