КОЛОБОК НА НОВЫЙ ЛАД” АВТОР В.КОРНИЛОВ
(КУКОЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ)
Цели и задачи:
1. Побуждать детей к инсценированию знакомых произведений, к активному участию в театрализованных играх
2. Развивать речевое дыхание, интонационную выразительность
3. Совершенствовать приемы кукловождения, закреплять знания о правилах манипуляции театральными куклами разных систем
4. Пополнять и активизировать словарь детей: закреплять правильное произношение слов и словосочетаний
5. Формировать умение правильно использовать в речи специальные термины: (артисты, спектакль, сцена, занавес, зрительный зал, режиссер, осветитель, костюмер, художник-декоратор)
6. Продолжать развивать диалогическую речь, обучая пересказу художественных произведений и характеристике сказочных героев; формировать интонационную выразительность в пении
7. Стимулировать развитие внимания, памяти, мышления, воображения благодаря заучиванию наизусть авторских произведений, а также использованию метода зарисовки
8. Привлекать детей к режиссерской деятельности (подготовке афиш, декораций и атрибутов, подбору музыкального сопровождения)
Методы и приемы обучения:
o Знакомство со сказкой В.Корнилова “Колобок на новый лад”
o Сравнить произведение В.Корнилова с р.н. сказкой “Колобок”
o Домашний конкурс “Придумай свою сказку про Колобка”
o Сочинение стихов по заданному ритму “Колобок-румяный бок”, “Лиса-коса”, “Тропинка-паутинка”
o Выставка рисунков по сказке В.Корнилова
Временной промежуток | Наименование темы-предмета | Форма работы, материал |
Сентябрь1-3 неделя | Актерское мастерство | Разыгрывание мини-сценок:“Лиса” И.ПетроваИгра-пантомима:Игра “Продолжи фразу и покажи” Разыгрывание стихотворного текста “Уронила белка шишку” В.Шульжик |
4 неделя | Сценическая речь | Логопедическая гимнастика:“Тропинка” М.КартушинПомоги закончить поговорки:“Хитрый как…” |
Октябрь1-2 неделя | Сценическое движение | Игра с имитацией движений “Кто как ходит?” Динамическое упражнение “Зайкина зарядка” М,КартушинаИгра “Кто лучше покажет” |
3 неделя | Массовая работа | Креативная гимнастика “Художественная галерея”Ритмический танец “Лесная зверобика” |
4 неделя | Отработка диалогов | Диалоги: волк – колобок, лиса — колобок, медведь - колобок, заяц - колобок. |
Ноябрь1 неделя | Ритмопластика | Показ и отработка движений зайцаПоказ и отработка движений волкаПоказ и отработка движений лисыПоказ и отработка движений медведя Ходонович Л.С. Игра «Чья фигура лучше?» |
2 неделя | Основы грима | Нарисуй портрет Колобка |
3-4 неделя | История театра | Беседа–знакомство с кукольными театрами (театр на гапите, верховой театр, штоковый театр и т.д.) |
Декабрь1 неделя | Прикладное искусство | Наблюдение за работой воспитателя по изготовлению кукол |
2-4 неделя | Постановка сказки | Методы и приемы обучения(см. выше) |
Январь1-4 неделя | Работа по постановке спектакля (“Три медведя” или“Морозко” (спектакль)) | -Чтение сказки;-Рассматривание иллюстраций Атрура Рэкхема к сказке;-Лепка сказочных персонажей из доступных материалов;-Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, “интерьера” сказки; -Игры на развитие внимания, воображения; Ходонович Л.С — игра «Подскажи голосок» -Отработка диалогов; -«Озвучивание» сказки с помощью шумовых (орфовских) инструментов |
Февраль1-2 неделя | Репетиция | Репетиция сказки:Определить готовность детей к показу сказки. Отработка диалогов, выразительность, интонация, четкая дикция. |
“МУХА-ЦОКОТУХА” (МЮЗИКЛ)
Игорь Олейников
Цели и задачи:
1. Разнообразить театральную деятельность детей; стимулировать эмоционально-положительное восприятие, детьми театрализованных игр, создавая зону совместных переживаний
2. Продолжать использовать в свободной деятельности детей знакомые виды театра
3. Развивать умение отожествлять себя с театральным персонажем (перевоплощаться) и побуждать детей находить соответствующие выразительные средства для передачи образа в движении, мимике, жестах, интонациях.
4. Учить языку чувств; обогащать словарной лексикой, отражающей язык чувств и эмоционального состояния человека. Учить анализировать поступки литературных героев, соотносить их с собственным поведением и поступками других детей.
Методы и приемы обучения:
o Прослушивание детской оперы “Муха Цокотуха” М. Красева
o Сочинение загадок о насекомых
o Игра “Буриме” (из придуманных рифм сочинить стихи со смыслом)
o Выставка эскизов костюмов к сказке
o Составление сюжета сказки из пиктограмм
o Изготовление персонажей сказки из бросового материала
Временной промежуток | Наименование темы-предмета | Форма работы, материал |
Март1-3 неделя | Ваш мир театра | Беседа – викторина “Театр” (виды театра: драматический, оперный, сатиры, кукольный, театр оперы и балета и т.д. Чем они похожи и чем отличаются?)КВН “История белорусского костюма”Викторина “А знаешь ли ты?” (виды настольных театров и театрально-игрового оборудования) |
4 неделя | Этикет | КВН “Правила поведения в театре” |
Апрель1-2 неделя | Актерское мастерство | Мимическая гимнастика “Облака” Н.Якимова Логопедическая гимнастика:“Чашечка” Т.Буденная“Болтушка” М.Картушина Игра “Расскажи стихи, из сказки используя мимику и жесты” Игра-драматизация «Гуси-лебеди» |
3 неделя | Сценическая речь | Чистоговорка “Ук-ук – появился вдруг Паук Исполнение частушекПридумать мелодию на стихотворение “На паркете в восемь пар”Упражнение на развитие артикуляции “Разговор через стекло” Проговаривание скороговорок: “У осы не усы” “Жужелица не жужжит” |
4 неделя | Сценическое движение | Динамическое упражнение “Тараканы прибегали”Рассказать стихотворение, сопровождая речь движением “Балалайка” И.ЛопухинаИмпровизация стихотворения “Кузнечик” А.Апухтин Придумай и составь схему танца “Бабочек” муз. Э. Грига Г.Никашина ПИ-М » Балерины» Г.Никашина МИЭ «Пляшем сидя» |
Май1 неделя | Массовая работа | Подвижная игра “Спрячься от паука” Коммуникативная игра “Фонарик”Танец-игра “Паучок”Ритмические танцы «Кузнечик», «Старый жук» — (Са-фи-дансе) Танцевально-ритмическая гимнастика «Четыре таракана и сверчок» — (Са-фи-дансе) |
2 неделя | Основы грима | Игра “Нарисуй себе маску насекомого из сказки” |
3-4 неделя | Постановка сказки | Методы и приемы обучения(см. выше) |
Июнь1-3 неделя | ||
4 неделя | История театра | Экскурсия в драматический театрСоставление кроссворда “Все о театре” |
В течение трех лет может быть инсценировано 12 сказок:
· “ТРИ МЕДВЕДЯ” (спектакль)
· “ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ” (теневой театр)
· “ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ” (музыкальный спектакль)
· “СКАЗКА О ХРАБРОМ ЦВЕТОЧКЕ” (спектакль с участием родителей)
· “КОЛОБОК НА НОВЫЙ ЛАД” (кукольный спектакль)
· “СНЕГУРОЧКА” (спектакль)
· “ДЮЙМОВОЧКА” (музыкальная сказка)
· “ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО” (игра-драматизация)
· “СКАЗКА ПРО ЗОЛОТУЮ ОСЕНЬ, ЗАЙЧИКА-БЕЛЯНЧИКА И ЕГО ДРУЗЕЙ” (музыкальная сказка)
· “МОРОЗКО” (спектакль)
· “МУХА-ЦОКОТУХА” (мюзикл)
· “ГУСИ–ЛЕБЕДИ” (игра-драматизация)
X.Литература:
1. Методические рекомендации к началу 2005-2006 учебного года от 12 июля 2005года № И- 1015/170 «Об организации дополнительных образовательных услуг в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования».
2. Методические рекомендации к началу 2006-2007 учебного года от15 июня 2006 года
3. Методические рекомендации для родителей по формированию у детей ст. дошкольного возраста гуманного отношения к сверстникам в режиссерской игре в условиях семьи.
4. Никашина Г. А. В мире фантазии и звуков: Пособ. для педагогов дошк. учреждений и музыкальных руководителей. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004.—ПО [2] с: ил.
5. Никашина Г. А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях: Пособие для музыкальных руководителей и педагогов дошкольных учреждений — Мн.: Беларусь, 2000. — 168 с: нот. ил.
6. Ходонович Л. С. – Ребенок. Игра. Творчество: в 2ч. Ч.I Теоретические основы/ Акад. последип. образования. – 2-е изд. — Мн., 2004.— 201 с.
7. Ходонович Л. С. – Ребенок. Игра. Творчество: в 2ч. Ч.2 Педагогический инструментарий / Акад. последип. Образования. – 2-е изд. — Мн., 2004.— 110 с.
8. Ходонович Л. С. Необыкновенные знакомства: Учеб. пособие для воспитанников ст. ступени (от пяти до шести лет) учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / Л. С. Ходонович. — Мн.: Сэр-Вит, 2004. — 56 с. — (Я хочу учиться!).
9. Ходонович Л. С. Мир музыки: Пособие для детей старшего дошкольного возраста. — Мн.: ООО «Сэр-Вит», 2000. — 32 с.
10. Н.Дз.Някрасава , Маісеенка Р.В. “Дзеці і мір казак” — Мн., “Зорны верасень”, 2006г.
11. Свяці, свяці, сонейка (уклад. І.Цімошчанка), Мн., «Юнацтва», 1994
12. Л.С.Марціновіч. “Сцяжынка” — Мн., “Народная асвета”, 1994
13. Я. Жабко, “Катится по небу солнышко” — Мн., Современное слово, 2003.
14. Практическое пособие по хореографии для муз. руководителей дошкольных учреждений и нач. школы / Авт.-сост. Т. О. Шалар. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2002. — 84 с.
15. Хрестоматия для детей ст. дошкольного возраста /З.Я.Рез/—, М., «Просвещение», 1990г.
16. М.И.Чистякова, «Психогимнастика»
17. Л.В.Артемов, «Театрализованные игры дошкольников» — М., «Просвещение», 1991г.
18. Я.К. Крез, «Сказку вспомнить нужно» — Мозырь, «Белый ветер», 2003г.
19. О.Г.Ксенда, О.Д.Негай, «Комплексы развивающих игр» — Мозырь, «Белый ветер», 2004г.
20. М.Д.Маханева, «Театрализованные занятия в детском саду» — М., 2001г.
21. Л.М.Шипицина, «Азбука общения» — С-Петербург, «Детство-Пресс», 2004г.
22. А.М.Матлина, Здравствуй, май —»Народная асвета», 1971
23. Кисилева О.И. «Развитие творческих способностей детей средствами театрально–игровой деятельности». Методическое пособие. — Томск, 2003 г.
24. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду». — Москва, «Школьная Пресса». 2000 г.
25. Джоан Фриман. «Как развить таланты ребенка» — Москва, ТОО Центр «ПРО». 1995
26. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. Л.Ф.Островская —М., 1997г.
27. Поговорим о воспитании. Б.В.Бушелева, М., 1983г.
28. Программа «Театр – творчество — дети» Н.Ф. Сорокина, журнал «Дошкольное воспитание» №. 8,9,11 /1996г
29. О воспитании, В.А. Сухомлинский, М., 1979г.
30. Развитие общения у дошкольников (под ред. А.В. Запорожца), М., 1974г.
31. Театральные занятия в детском саду – журнал «Дошкольное воспитание» №7-12 /2002; № 1-3/2003
32. Э.Г.Чурилова// ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ.-1997.-№4.-С.92-103.-(Музыка и дети).
33. Э.Г.Чурилова. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и мл. шк. (м). — М.:Владос, 2004, 160 с.
34. Ж.Е. Фирилева, Е.Г.Сайкина “Са-фи-дансе”, танцевально-игровая гимнастика для детей – С.-Петербург , “Детство-Пресс”, 2006г.
35. Журналы «Пралеска», «Муз. руководитель»,«Дошкольное воспитание»
36. Интернет
XI. Приложения
1. Список литературных произведений для детей:
· И.Петров “Передавалки”
· И.Петров“Веселые превращения”
· Рус. нар. сказки «Теремок», «Колобок»
· М.Картушин“Козлик”, “Кто за кем идет”
· Я.Аким “Васька-козел”
· М.Чистякова “Цветок”
· Чистоговорка “Ах, трава-мурава”
· В.Берестов “Подснежник”
· В.Катаев “Цветик-семицветик”
· В.Корнилов “Колобок на новый лад”
· И.Петров “Лиса”
· В.Шульжик “Уронила белка шишку”
· М.Картушин “Тропинка”, “Зайкина зарядка”
· Э.Мошковская “Вежливые слова”
· рус. нар. сказка “Снегурочка”
· А.Островский “Снегурочка”
· Л.Олиферова “Снеговик”
· М.Чистякова “Ручеек”
· Н.Нищев “Как подул Дед Мороз”
· И.Суриков “Зима”
· А.Ануфриева “На дворе мороз и ветер”
· О.Высотская “Мы слепили снежный ком”
· М.Картушин “Снежная баба”
· Б.н.игра “Мороз”
· Р.н.игра “Гори, гори, ясно”
· Н.Якимов“Облака”
· Ф.Тютчев “Весенние воды”
· Т.Буденная “Чашечка”
· М.Картушин “Болтушка”
· И.Лопухин“Балалайка”
· А.Апухтин “Кузнечик”
2.Список музыкальных произведений для детей:
· Ходонович Л.С., «Чудесный молоточек»
· Ходонович Л.С. Игра «Король и принцесса»
· Ходонович Л.С — игра «Стань артистом»
· Ходонович Л.С — игра «Подскажи голосок»
· Ходонович Л.С. — игра «Кто споет выразительней»
· Ходонович Л.С. «Кто приехал в зоопарк»
· Ходонович Л.С. «Каза-манюка»
· Ходонович Л.С. Игра «Чья фигура лучше?»
· Г.Никашина ПИ-М » Балерины»
· Г.Никашина МИЭ «Пляшем сидя»
· Г.Никашина И-Э, «Ветер»
· Г.НикашинаВРИ «Цветы»
· Г.Никашина И-Э «Колокольчики»
· М. Красев “Волк и семеро козлят”
· Д. Кабалевский “Три характера”
· П.И.Чайковский “Вальс цветов”
· Н.А.Римский–Корсаков, опера “Снегурочка”
- Песня и пляска птиц из пролога
- Ария Снегурочки
- Океан — море синее
- Пляска скоморохов
- Третья песня Леля
- Хор «Проводы масленицы»
· “Метелица” р.н.п.
· А. Вивальди “Зима”
· И.Демьянов, хороводная игра “Снежная баба”
· М. Красев, опера “Муха Цокотуха”
· Э.Григ “Бабочки”
· Танец-игра “Паучок”
· Б.Савельев, «Зверобика»
· Танцевально-игровая гимнастика для детей “Са-фи-дансе”
-Ритмические танцы:
«Кузнечик»
«Старый жук»
«Слоненок»
«Травушка-муравушка»
«Приходи, сказка»
«Сосулька»
«Четыре таракана и сверчок»
-Игры
«Два мороза»
«Отгадай, чей голосок»
«Нам не страшен серый волк»
-Игры-путешествия
«В мире музыки и танца»
«Лесные приключения»
«На лесной опушке»
«Поход в зоопарк»
«Приходи, сказка»
«Цветик-семицветик»
3. Список произведений изобразительного искусства для детей:
· Ю.И.Жуковский “Золотая осень”
· И.С.Остроухов “Золотая осень”
· И.Савич «Веселый зоосад» (иллюстрация)
· А.Саврасов “Хоровод”
· А.Рябушкин “Втерся парень в хоровод”
· В.К.Жолток “Блакітны нацюрморт”
· С.Каткова “Палявыя кветкі”
· М. А. Врубель «Снегурочка»
· В. М. Васнецов «Снегурочка»
· К. А. Васильев «Гуси-лебеди»
· И. Олейников, иллюстрации к сказке «Муха-цокотуха»
· И. Олейников, иллюстрации к сказке «Дюймовочка»
· Я. Хорева, иллюстрации к сказкам
· Нурия, иллюстрации к сказке «Теремок», «Волк и семеро козлят»
· Артут Рэкхем, иллюстрации к сказке «Три медведя»
4. Перечень вспомогательного материала:
· Рооу , кинофильм “Снегурочка”
· кинофильм “Мама”
· музыкальные инструменты
· шумовые (орфовские) инструменты
· лоскуты тканей
· коробочки, хранящие запахи
· карандаши
· краски
· пластилин
Этапы реализации программы:
1 этап организационный. Предполагается реализовать в 2005 – 06 гг.
· Создание развивающей среды
· Получение и анализ информации об интересах детей и родителей и условиях их обучения и развития, отработка отдельных форм и методов работы с детьми, создание системы взаимосвязи педагогического сообщества с учреждениями ближайшего социума, повышение квалификации педагогических кадров
2 этап реализации. Срок реализации 2006 – 08 гг. Непосредственная работа с детьми. На этом этапе планируется целенаправленная работа с одаренными детьми через курс специальных интегрированных занятий, направленных на развитие творческих способностей:
· Содержание произведения, разбор пьесы по отдельным эпизодам, характеристика отдельных персонажей, разбор театрально-исполнительских средств.
· Индивидуальная работа с детьми.
· Работа по накоплению исполнительских навыков и умений. Дети находят новые комбинации, видоизменяют, улучшают. Возникает атмосфера совместного творчества детей и взрослых.
· Коллективная работа. Работа над выпуском готового спектакля. На завершающем этапе дети сами обдумывают замысел театральной постановки, придумывают варианты театральных костюмов, рисуют эскизы, афиши, пригласительные билеты, декорации и т.д.
3 этап — завершающий — предусматривает итоговый контроль и анализ реализации программы. Контроль и анализ реализации программы, достигнутых результатов планируется проводить:
Промежуточный контроль – после постановки спектаклей
Итоговый контроль – на завершающем этапе в конце 2016 г.
На завершающем этапе при анализе реализации программы “Театральные ступеньки” будут выявлены положительные стороны, а также возникшие проблемы и намечены пути на улучшение работы в этом направлении с одаренными детьми.