Сказка про облизанный колобок

Привет всем! Я – Колобок, ваш старый знакомый. Правда, у меня такое впечатление, что я одновременно существую в нескольких параллельных мирах – так много про меня наплели всяких историй. Так что у меня, говоря языком психиатров, сложная личность, и я не уверен, какая из них настоящая. Впрочем, это судьба всех популярных героев – молва искажает их до неузнаваемости. А я вам расскажу историю, которая и вправду со мной случилась однажды. По-моему, это было в момент искривления пространства-времени, когда я съехал с классического, известного всем сюжета.

И я хочу кое-что поправить в своей истории. Во-первых, момент моего рождения отнесен к желанию дедки насладиться чем-нибудь вкусненьким и стараниям бабки состряпать это вкусненькое. Дескать, тогда-то я и родился. Дудки-фигушки! Насколько сам помню, я существовал всегда, только выглядел по-разному. До того, как попасть в дедкины-бабкины закрома и сусеки, я точно был пшеничным колосом. И меня всегда норовили склевать какие-то птицы. Иногда им это удавалось – частично. Но от меня так просто не избавишься! А до этого я жил в бесчисленных предках этого колоса. В общем, наша генеалогия теряется в такой глубокой древности, что я не решаюсь назвать своего самого главного предка. Если бы я захотел получить дворянский титул, то это был бы как минимум, герцогский.

Одним словом, в очередной раз я появился из-под ловких бабкиных пальцев, которыми она меня перемешала (даже дух захватывает от воспоминаний!) с вкуснейшей девицей Сметанкой, о которой я мог только вздыхать в своем амбарном плену. И вот – где Сметанка, а где я – есть только я, я, я! И кто же теперь я? Ладно, так можно голову сломать от размышлений. Ха-ха, да только не мою, не с чего ее обламывать! Спасибо бабке – гениальный замысел. Дальше все как рассказано, так и было. Встречал я разные существа в лесу. Но куда им было меня провести! Катился я и радовался своей свободе. Мне-то много не надо. Тропинка или иная плоскость (плохо только в яму закатиться – я слышал, так играют люди в гольф – похожими на меня, только глупенькими и не столь благородными происхождением колобками). Так вот - тропинка, утром восход, вечером – закат – вот и все, что мне нужно.

И вот однажды я встретил Ее. Она была прекрасна – величавая, рыже-пушистая и сладкоголосая. Как она пела хвалебные песни герою… Это мне. И я был готов на все. Как сейчас вижу – сижу у нее на носу, и уже острый ее язычок касается моего бока. И ласково так облизывает меня со всех сторон. А меня в голове вдруг слово взорвалось белой вспышкой, незнакомое, видно, от каких-то моих предков: «Шухер!». Я срываюсь с лисьего носа и качусь изо всех сил. Она за мной, а я от нее. Она настигает, и тут, братцы мои, из меня как поперли колючки…(бабка, что ли, их туда наложила для дедки?). А лиса в меня мордой как раз! Вот вою-то было… Одним словом, я свободен и теперь, облизанный, но не побежденный. Привет всем!

Ключевые слова:победа, могущество, целостность, солнце, его свет. Происходят от позднего скандинавского, означавшего «солнце», британского Sigil (солнце), готского Sauli (солнце).

Соулу – руна мысли, озарения, способности по-своему увидеть мир. Это мощная трансформационная руна. Она олицетворяет неразделимое первозданное единство Силы (того, что ведет) и Мощи (того, что действует). Она символизирует солнце, его свет, силу, могущество, дающее жизнь, и Белый Свет в целом. Это похоже на то действие, которое оказывает маленький ребенок на всех окружающих. Нормальное настроение ребенка до 5 лет – несколько приподнятое, «солнечное». Другие детские проявления руны – жадное сосание груди, требовательный плач в мокрых пеленках и штанишках, стремление увидеть новые вещи и потрогать их, а заодно попробовать на зуб или беззубые десны.

Это сказка написана по мотивам фантазии мальчика четырех лет о колобке, который убежал из дома и закатился под крыльцо, а оттуда выкатился уже ёжик, который уколол лису. В этом возрасте очень часто (и по свидетельству К.И. Чуковского в его книге «От двух до пяти» и по моим наблюдениям) дети не соглашаются с логичным для взрослого исходом сказки о колобке, и всемерно спасают его, отождествляя, видимо, с ним самих себя. Колобок должен обязательно стать победителем. И ведь даже его круглая форма, как и у блинов, традиционного славянского угощения на масленицу, напоминает формой солнце. Я даже думаю, что народная сказка про колобок является не только и не столько назидательной (мол, не катись далеко, а то съедят), хотя, разумеется, не без этого, сколько провоцирующей на сопротивление среде и рождение героического сюжета. Возраст знакомства со сказкой – период сплошных протестов и противоречий, стратегия жизни – жить вопреки.

Один из персонажей руны, Буратино – настоящий маленький хулиган. Он делает, что хочет. Вот ключевое слово – своеволие, как выражение высшей правоты (мы сейчас в горнем царстве Прави, где каждый житель одарен знанием свыше). Он проникнут духом решимости и отступать не намерен. Он одарен первичным знанием, что есть хорошо. Он является настоящим демиургом, творящим свой мир, и в конце каждого дня творения восклицающий:

- И это хорошо!

И у него все, как это ни печально для иного законопослушного читателя, получается. Ведь со стороны его деяния выглядят как чистой воды разрушение. Герой этой главы также похож на мышку из сказки о курочке Рябе. Она разбивает яичко, но в каждом яичке, согласно космогоническим мифам множества народов, содержался материал для построения мира. В индуизме есть миф о борьбе злых и светлых сил – данав и адитьев. Чтобы одолеть данав, был створен Индра. Он был сыном Неба и Земли. Возникнув, он раздвинул их раз и навсегда. Глотнув хорошенько сомы и взяв важдру – чудесное копье, он поразил Вритру (его имя означает «нечто скрытое»), который в виде змея лежал на горной цепи. Из Вритры (по другой версии – из гор под ним) хлынули небесные воды, которые уже были беременны солнцем, и подобно мычащему стаду коров, ринулись к Индре. Воды и солнце отправились на небо, а потом мир, в котором стало всего достаточно, разделился на Сущее и Не Сущее, из которого, однако это сущее и возникало. Напрашивается аналогия Не Сущего с Несущим, курочкой-несушкой, которая породила Вритру - космическое яйцо, содержащее в себе солнце. В скандинавском мифологическом наследии в роли такого космического яйца оказывается первовеликан Имир, которого убивает и расчленяет на элементы мира Один с братьями. Это фактически первое деяние будущего Всеотца. Это начало творения своего собственного мира маленьким ребенком.

- Не пей из копытца, Иванушка – козленочком станешь, - говорила братцу Аленушка.

Но Иванушка все равно выпил, и пророчество исполнилось. На самом деле любая Аленушка знает, что братец станет козликом, и любая женщина это знает, и не слишком старается на самом деле предотвратить ужасное превращение, потому что только оно дает ни с чем не сравнимую свободу и силу действий. В этом смысл древних мистерий – выйти из человеческого облика на короткое время, проникнуться духом дикой природы, напиться из ее чистых родников мертвой и живой воды.

Соулу персонифицирует та ипостась бога-всеотца Одина, которая носит воинственный и зооморфный характер, т.к. развитие и эволюция человека еще только началось. Кем были наши самые отдаленные предки, ясно из наблюдения за развитием человеческого зародыша, который проходит стадии примитивного многоклеточного, рыбы, птицы, затем только млекопитающего. Так и в своей личной истории ребенок поднимается от самых примитивных форм восприятия и реагирования до возвышенно-духовных. Сейчас наш герой носит черты главного бога воинских искусств – Тюра, которого в разных местах звали Тиу или Зиу. Когда-то он являлся верховным богом скандинавов, пока его не вытеснили Тор и Один. Он традиционно изображается в рогатом шлеме. Этот образ близок по содержанию образу Ивана - коровьего сына из русской былины, того самого, который дал бой драконам на Калиновом мосту над речкой Смородиной. В скандинавской мифологии тоже проходит «коровья» линия. Согласно Старшей и Младшей Эддам, люди на земле зародилась по причине лизания камней некой пра-коровой Аудумлой.

Имир – первый из хримтурсов, инеистых великанов (или йотунов). От него пошел род великанов на земле. Сначала в своей подмышке он зачал мужчину и женщину, а обе его ноги зачали мужчину. Как видите, эти предтечи людей на земле даже не зооморфны, а еще ближе к примитивной изначальной природе, флоре, обладая способностью к вегетативному размножению и почкованию. В крайнем случае являются гермафродитами (чертами гермафродита обладал Гермес и его сын от Афродиты – Гермафродит). Если продолжить параллель с греко-римской мифологией, то легко вспомнить, что Зевс родил Афину из своей головы, а Диониса переродил из бедра. Эти боги, как сама природа, не ограничены подобно людям в своих возможностях, и не связаны только половым способом размножения.

Продолжая мысль о «коровьих» культах, нельзя не вспомнить Индию с ее поклонением коровам, как священным животным, где комплементом является описание глаз как «волооких», т.е. похожих на коровьи.

Итак, наш юный бог все еще явно зооморфен и имеет очевидный избыток сил. Эти силы дают ему возможность как творить, так и вытворять. В этом контексте он уже приобретает черты бога-плута, бога-трикстера, хулигана, взрывателя границ, попирающего все приличия и порядки, постоянно провоцирующего богов на столкновения, междоусобицу, да еще сам себя подставляющий под удар. Так, Локи срезал волосы Сив, супруги Тора, и был во искупление вины отправлен богами в путь за новыми волосами для пострадавшей богини. Так у Сив появились новые, золотые волосы. Как это похоже на поведение малыша, который может запросто при гостях ляпнуть правду-матку про гостей же, и получить за это по попке.

Еще такой солнечный и непосредственный ребенок напоминает Диониса - бога веселья и виноделия, другое имя которого – Лисий, что значит, растворитель границ.

Что интересно, такому герою и море по колено, и все сходит с рук. «Но судьба любит отважных, бросающих ей вызов, ибо игра – ее стихия. Она дает наглым больше, чем прилежным, грубым охотнее, чем терпеливым и потому одному, не знающему меры, она уделяет больше, чем целому поколению…» (С. Цвейг «Казанова»).

Психологический смысл руны в способности мгновенно мобилизовать свои возможности, осуществить мощный бросок самое себя на реализацию цели, которая сейчас является самой важной, судьбоносной. Противоположно по смыслу (при наличии запрета на проявления силы и буйства жизни) состояние астении, ипохондрии, фиксации на своей слабости, немощи.

В плане возрастной периодизации Соулу соответствует периоду жизни от крещения или иного ритуала принятия ребенка в сообщество людей примерно до 5-6 лет. В это период входит первый возрастной кризис 3 лет, когда ребенок проявляет черты непокорности, своеволия, упрямства, неистребимого желания побеждать, преодолевать, взламывать все существующие границы. В календаре это время с 7 по 22 февраля.

Дети, особенно, мальчики любят осуществлять эту мистерию перевоплощения – в дракона, особенно динозавра, причем, ни в какого попало, а в самого ужасного – Тиранозаврус рекс. Их воодушевляют герои, подобные Спайдермену – человеку-пауку, Гайверу и Сейлор-Мун (девочка из японского мультсериала, которая говорила: «лунная призма, дай мне силу!» – и тут же превращалась в супергероиню, которая может все). Все эти герои исполнены мощи и внутреннего огня, так же, как и древние скандинавские берсерки – воины-медведи. Девиз всех этих персонажей: «Veni, vedi, vici!» («Пришел, увидел, победил!» – лат.).

Многие матери боятся этой мощи ребенка, этого внутреннего огня, который заставляет их отчаянно отстаивать свою правоту. Мамам хочется притушить эти «звериные» проявления, которые «унижают» его человеческую сущность.

Поскольку период действия этой руны примерно до 5-6 лет, то дитя еще физически мало, и этим пользуются родители, пресекая его поведение. Истинный берсерк продолжает упрямиться, если он прав изнутри (например, он еще совершенно не голоден, а вы настаиваете на принятии внутрь каши-размазни и прочих сомнительных деликатесов). Или ему надо доиграть еще немножко, потому что он еще не умеет управлять своими тормозами так же хорошо, как Вы. Но если Вам удастся вспомнить собственные мокрые штанишки (потому что не успели вовремя добежать до туалета), то, возможно, отнесетесь с пониманием к несовершенству своего юного героя, и повторите свою попытку минут через 10-15, когда его Мощь и Правь уже будут иссякать. Одна из сутей Соулу – импульс, порыв, т.е. невозможно на высочайшем уровне энергетики жить долго, надо уметь вовремя уйти на запасную позицию, восстановить свои силы после подвига. Поэтому правильное понимание Соулу (эту мысль высказал уже К. Сельченок): это единство с одной стороны безоглядного рывка вперед, а с другой – умение отпустить руну Победы с благодарностью. Дитя этого еще не знает. За него это должна почувствовать его мать. Вы сами знаете сколько угодно примеров, когда ребенок перевозбуждается в своих буйных играх и нуждается в остановке процесса снаружи, чтобы тут же уснуть.

Соулу ребенка нужно научиться радоваться, потому что тот, кто познал эту светлую и мощную руну в детстве, с Победой будет в естественных отношениях, и все последующие достижения и трансформации упадут в благодатную почву раннего опыта. Эта руна и первый возрастной кризис соответствуют первой негласной ступени героического посвящения, на которой ребенок противопоставляет себя всему миру для того, чтобы выделить себя из него ради себя же.

В конце февраля (конец Соулу – начало Тейваз) на Руси празднуют Масленицу – победу бога Солнца над Зимой.

Мантика и магия. Если Соулу досталась при гадании, это карт-бланш для ваших действий по поводу той ситуации, о которой сейчас размышляете. Она говорит: «Вперед, без страха и сомнений. Солнце сейчас на вашей стороне». Если вам необходима победа, нужно сосредоточиться на символе Соулу, обратиться ко всем образам, так или иначе с ней связанным, и исполниться духом Силы и солнечного света. Вы сейчас определенно правы, ваше желание и действие имеют высшее покровительство царства Прави, но само по себе ничего не получится без вашего самого активного участия. Если Соулу досталась в ответ на вопрос по поводу ваших ожиданий извне, она просто сообщает, что все у вас будет хорошо, и ваши ожидания правомерны. Область магического применения Соулу – достижение победы, мобилизация всех своих сил, настрой на подвиг, прояснение ситуации (действие солнечного света). Форма Соулу напоминает зигзаг молнии и напоминает нам о мощи и мгновенности ее воздействия. Это энергия солнца в импульсе, это разрядка огромных сил в короткое время.

17. Тейваз. Руна Воина Духа

  «Не падай духом, а падай брюхом» (А.В. Суворов). *** «Per aspera- ad astra!» (через тернии - к звездам!).

Наши рекомендации