Основные категории педагогики. Педагогика– наука о воспитании, обучении и образовании человека
Педагогика
Педагогика– наука о воспитании, обучении и образовании человека.
Объект педагогики– воспитание в широком смысле. Процесс целенаправленного формирования личности: как из ребёнка, существа почти исключительно биологического, формируется личность - существо социальное, сознательно относящееся к окружающему миру и преобразующее этот мир.
Предмет педагогики- целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования. (Вопрос соотношения воспитания, обучения и образования спорен, но исторически воспитание включает в себя обучение и образование).
Что включают в себя данные категории педагогики:
Воспитание- передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению (сопоставляют с социализацией). Воспитательные отношения - разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения.
Обучение- двусторонний процесс учения и преподавания, процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности.
Образование В техническом смысле образование — это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передает свое культурное наследие — накопленное знание, ценности и навыки — от одного поколения другому.
В широком мировоззренческом плане образование - процесс приобщения человека к ценностям науки, искусства, религии, нравственности, права, экономики, и одновременно, продукт, называемый культурой личности.
Как говорил Альберт Эйнштейн: "Образование это то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили".
Система педагогического научного знания непременно подразумевает теснейшую взаимосвязь воспитания, обучения и образования с самовоспитанием, самообучением и самообразованием.
Самовоспитание - процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.
Самообучение- процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и им самим выбранных средств.
Самообразование - система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленная на собственное развитие.
Преподаватель не даст вам больше, чем вы сами готовы взять. Устами гениального Галилео Галилея это было произнесено так: “Вы не можете научить человека чему-нибудь; Вы можете только помочь ему понять это самому”.
Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика была вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом, и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского. Именно Коменский заложил основные принципы воспитания и образования, которые, по его мнению, составляют неразрывное единство. Этими принципами мы руководствуемся до сих пор: природосообразность, систематичность, последовательность, наглядность, посильность, самостоятельность. Выделившись в качестве самостоятельной науки, педагогика сосредоточилась на проблемах человека; взаимоотношений личности и общества; воспитания, образования и обучения; идеалов воспитания, идеала личности в обществе. К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.
Система педагогических наук:
· общая педагогика (общие основы педагогики) - исследование педагогических знаний, теории и практики, методов и функций, места педагогики среди других наук, взаимосвязь с другими науками;
· дидактика - теория обучения. Изучение процесса обучения как средства воспитания и развития. Разработка целей, содержания, принципов, методов и средств обучения. Определяет направление частных методик. На основе дидактики разрабатываются методы обучения, пособия, учебники и программы различных типов учебных заведений;
· теория воспитания устанавливает связь между отдельными направлениями воспитания: трудовым, нравственным, умственным, правовым, эстетическим, физическим;
· школоведение – управление школьным образованием, организация учебно-воспитательного процесса;
· история педагогики;
· сравнительная педагогика - тенденции и закономерности обучения и воспитания в различных странах;
· педагогическая инноватика;
· дошкольная педагогика;
· дефектология - психическое и физическое развитие детей с отклонениями в развитии. Сурдопедагогика - глухие и слабослышащие; тифлопедагогика - слепые и слабовидящие; олигофренопедагогика - умственно отсталые; логопедия - нарушения речи и их преодоление;
· педагогика высшей школы;
· педагогика семьи;
· профессиональная (рабочая педагогика);
· военная педагогика;
· исправительно-трудовая педагогика;
· социальная педагогика – взаимосвязь человека и социальной среды.
Педагогическая наука, как и другие науки, имеет следующие функции, которые коррелируются со стоящими перед нею задачами: объяснительную, преобразовательную, прогностическую. Объяснительная функция состоит в том, что наука описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким законам, как и почему эти процессы протекают, а явления происходят. Иначе говоря, основная задача педагогики - открывать новое, до этого неизвестное знание. Результатом исследования являются законы и принципы педагогики, теории, концепции - все это дают фундаментальные педагогические исследования.
Вторая функция науки преобразовательная имеет прикладное, практическое значение: на основе фундаментального знания усовершенствуется педагогическая практика. Ученые считают, что результатом исследований должны быть педагогические системы, технологии, то есть пооперационные описания процессов воспитания/обучения, рассчитанных на получение заданного результата. Выполняя задачи создания педагогических технологий и внедрения их в практику через систему образовательных учреждения разного уровня, педагогика носит нормативный, регулятивный характер.
Прогностическая функция педагогики заключается в обоснованном предвидении развития педагогической реальности: дистанционное обучение, междисциплинарные подходы, принципиально иные носители информации и средства ее обработки и т.д. Возникла даже отрасль науки о предвидении развития педагогической системы - педагогическая футурология.
Методы педагогики
Метод – это путь к цели, способ действия или поведения.
В своем арсенале педагогика имеет методы научно-педагогических исследований, именно о них сейчас пойдет речь, а также методы воспитания, обучения, с которыми мы встретимся позже.
Многообразные методы педагогических исследований обычно делят на две основные группы. К одной группе относят такие методы, которые служат для изучения фактов, различных конкретных педагогических явлений и процессов. Это наблюдение, непосредственное, опосредованное, сплошное; различные опросы от беседы до письменного анкетирования; тестирование; эксперименты; изучение документации учебных заведений и непосредственно работ учащихся; изучение передового педагогического опыта, и другие способы накопления данных по существу изучаемого вопроса, а затем их анализ, синтез, обобщение в виде теоретических выводов и научно обоснованных рекомендаций. Эти методы называются содержательными.
Другую группу методов педагогических исследований называют формальными. Их особенностью является высокая степень абстрагирования от конкретных педагогических явлений. Исследователь, отвлекаясь от их содержания и оперируя в своих рассуждениях и умозаключении лишь формой, общей для ряда различных по своему содержанию явлений (или своими предположениями), выводит из этих понятий новые понятия. К этой группе методов относятся: математические методы, в частности количественного и кибернетического моделирования явлений и процессов, логические методы, методы теоретического анализа и синтеза. С их помощью исследуются такие, например, проблемы, как определение предмета педагогики, выяснение роли воспитания в развитии общества, прогнозирование развития учебных заведений различных ступеней и т. д.
Вообще в большинстве случаев формальные и содержательные методы тесно взаимодействуют. Использование формальных методов, как правило, возможно лишь при накоплении достаточного количества фактов, обстоятельно познанных с помощью наблюдений, эксперимента и других содержательных методов. В то же время нельзя считать завершенными большинство исследований педагогических явлений, выполненных посредством содержательных методов, если полученные результаты не подвергнуты глубокому анализу, а затем не последовали соответствующие выводы.
Основные категории педагогики
Мы уже начали с вами знакомиться с основными категориями педагогики, когда говорили о воспитании, образовании и обучении. К основным категориям относятся так же:
Педагогическая деятельность– это деятельность, направленная на решение педагогических задач (воспитание, обучение, образование). Т.к. педагогическая деятельность является совместной деятельностью педагога и учащегося, то строится по законам взаимодействия обеих сторон.
Педагогическое взаимодействие - определяется как взаимосвязанный процесс обмена воздействиями между его участниками, ведущий к формированию и развитию познавательной деятельности и других общественно значимых качеств личности. Взаимодействие учащегося и педагога осуществляется в общении, когда устанавливаются контакты в рамках которых происходит обмен информацией, выработка единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека, познание самого себя. Взаимодействие осуществляется в ходе совместной деятельности учащегося и педагога.
Педагогическое взаимодействие имеет две стороны: функционально-ролевая сторона взаимодействия педагога с учащимся обусловлена объективными условиями педагогического процесса, в котором педагог и учащийся выполняют свои определенные роли. Личностная сторона педагогического взаимодействия связана с тем, что педагог и учащиеся, взаимодействуя, устанавливают межличностные отношения, реализуя собственные потребности и способности в общении и познании, развивая свои личностные качества.
Основными вопросами педагогики являются не только вопросы: "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и "как учить результативно?". Этот вопрос привел педагогов-исследователей и практиков к попыткам технологизировать учебный процесс, т.е. превратить его в единый технологический процесс с предсказуемым и гарантированным результатом. В связи с этим в педагогике появилось направление – педагогические технологии.
Педагогическая технология– детально разработанная модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом, который ведет к достижению запланированного результата.
С категорией педагогическая технология тесным образом связано понятие педагогической задачи:
Педагогическая задача – сформулированный результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике.
Образование
Понятие «образование» было введено в научный лексикон в XIX в. швейцарским педагогом И.Г.Песталоцци. Мы уже говорили в курсе наших лекций, что образование одновременно и педагогический процесс, в ходе которого, через систему социальных институтов передается культурное наследие от одного поколения к другому; и социокультурный феномен воспитания нового человека в морально-нравственных, эстетических ценностях своего общества. Философско-антропологический подход рассматривает образование как становление индивидуального образа «Я» в процессе самоопределения по отношению к культуре и социальным видам деятельности.
Еще древнегреческие философы были убеждены, что воспитание и образование наиболее значимый фактор воспроизводства обществом себя как целостной системы. В силу этого образование, включая человека в пространство общественно значимых ценностей, формируя универсальные модели поведения и ценностные установки, и само осознается как общечеловеческая ценность.
В середине XX века наметилась опасная тенденция отчуждения образования от фундаментальных человеческих ценностей. На передний план вышли критерии целесообразности и эффективности. Само образование стало рассматриваться в качестве средства приобретения знаний, навыков, умений, необходимых для освоения технологий и техники, для выполнения узкопрофессиональных функций.
Но отрезвление пришло довольно быстро. Любая общественная система нацелена на самосохранение. Умаляя ценностную значимость образования, превращая его в некий инструмент деятельности, система выбивает из под себя опору, на которой держится. Только образование, особенно учитывая светский в своей основе характер современной культуры, предопределяет прогрессивное или регрессивное направление развития общества. Образование – единственная технологическая сфера формирования личности человека. Только оно способно помочь личности найти личностные смыслы деятельности, дать позитивные жизненные ориентиры и указать критерии необратимой деградации.
В зависимости от ответа, который дается обществом о смысле человеческого существования, формируется и представление о ценности образования как одного из действенных способов передать будущим поколениям свое понимание смысла человеческой жизни.
Философско-антропологический подход к изучению человека в системе воспитания утверждает, что перекос в сторону прагматизма и утилитаризма противоречит заложенной в человеке потребности в гармоничном развитии.