Дополнительные рекомендации
Обследование слуха речью в сомнительных случаях (Правдина О.В. Логопедия. — М., 1989. — С. 168-169).
Сначала установить обиходный словарь ребенка. Из этого словаря выбрать и составить ряд слов с высокочастотными звуками (и, э, с, з, ш, ч, ж) и низкими звуками (у, о, м, н, р), например ряд слов из таблицы Л.В. Неймана: мама, дом, стол, дедушка, парта, собака, рука, барабан, кошка, шуба, мальчик, пампа, нос, часы... (состав и объем словаря зависят от уровня речевого развития обследуемого). Затем посадить ребенка спиной к себе и предложить ему повторить слова, которые он услышит. Слова произносить голосом разговорной силы и на разном расстоянии: сначала с близкого расстояния, постепенно отходить от ребенка до тех пор, пока он не перестанет повторять предложенные слова.
Для неговорящих детей повторение слов нужно заменить показом картинок или выполнением действий (поднять руки вверх, встать со стула, закрыть дверь и т.д.).
Ребенка с выявленным нарушением слуха направить к участковому отоларингологу или в сурдологический центр.
Выявление минимальных проявлений дизартрии — дать функциональные пробы.
Проба № 1: Ребенка просят открыть рот, высунуть язык вперед и удерживать его неподвижно по средней линии и одновременно следить глазами за перемещением в боковых направлениях предмета. Проба является положительной и свидетельствует о наличии Дизартрии, если в момент движений глаз отмечается отклонение языка в сторону.
Проба № 2: Ребенка просят выполнять артикуляционные движения языком, положив при этом руки на его шею. При наиболее тонких
дифференцированных движениях языка ощущается напряжение шейной мускулатуры, а иногда и видимое движение с закидыванием головы, что свидетельствует о дизартрии.
Некоторые организационные вопросы проведения логопедического обследования:
• У детей с ОНР начинать обследование речи необходимо с ее употребления, то есть с активной речи; затем проверять понимание речи и после этого вновь возвращаться к обследованию экспрессивной речи, устанавливая при этом степень обучаемости ребенка.
• При обследовании использовать максимум наглядности.
• Не проявлять своего отношения к ответам ребенка.
• Ответы ребенка можно записывать не полностью, а только ту значащую часть, которую обследуем.
• Заполнение речевых карт заканчивается к 15 сентября.
После первых двух «диагностических» недель, начинается этап
«текущего» изучения детей. Он .включает в себя динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания и позволяет проследить динамику развития ребенка, своевременно находить новые направления работы с ним, учитывать индивидуальные особенности и выбирать соответствующие методы и приемы коррекционного 'воздействия.
Речевая нарта (Образец)
Фамилия, имя (ребенка): Фролова Света.
Дата поступления в. группу: 12.09.95.
Возраст: 04.04.90.
Домашний адрес: ул. Шимборского, дом 16, кв. 23.
Из какого д/сада прибыл(а): д/сад № 96.
Номер протокола ПМПК: № 6 от 20.04.95.
Сведения о семье
Мать — Фролова Людмила Ивановна, 1966 г. рождения, образование — среднее специальное, в настоящее время не работает.
Отец — Фролов Юрий Леонидович, 1964 г. рождения, образование — среднее, в настоящее время не работает.
Жалобы родителей:Света плохо говорит.
Раннее развитие ребенка
Беременность 1-я, попыток прерывания беременности не было, токсикоз первой половины, лекарств не принимала. Роды в срок, с преждевременным отходом вод, затылочное предлежание плода. Закричала не сразу, к груди приложили на 3-й день (ребенок был слабым), брала грудь нормально, на грудном вскармливании — до 1 года, соску сосала до двух лет. Раннее развитие, по словам мамы, шло нормально, на 9-м месяце девочка перенесла воспаление легких с высокой температурой. Гуление — в 2 месяца, лепет — в 8 месяцев, первые слова появились после года,, набирала словарь медленно, слова звучали невнятно (звуковые комплексы), понимала их только мама; предложениями стала говорить после трех лет, невнятность речи сохраняется до сих пор.
Обращались к логопеду поликлиники, рекомендовано прийти на занятия после пяти лет. Детский врач никаких рекомендаций не давала. Детский сад девочка не посещала, дома не занимались.
Состояние общей моторики
Физическое развитие гармоничное, группа здоровья первая, движения неловкие, некоординированные, переключается с одного движения на другое замедленно, обслуживает себя, но тоже очень медленно. Ведущая рука — правая.
Слух нормальный. ЛОР-патологии нет.
Диагноз психиатра — нервно-психическое развитие замедленное (дата).
Общее звучание речи
(Голос, темп, артикуляция, разборчивость, дыхание)
Голос нормальный, темп нормальный, артикуляция смазанная, дыхание чаще с открытым ртом, учащенное, поверхностное.