Категориальный аппарат специальной психологии и коррекционной педагогики, выделение общих и специфических понятий.

Материалы для подготовки к ОКР

Взаимосвязь отраслей специальной психологии и коррекционной педагогики.

Связь специальной психологии с коррекционной педагогикой осуществляется через психологическое обоснование методов, способов, приемов, условий коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии. В соответствии с имеющимися особенностями в развитии ребенка в специальной психологии выделяют следующие части:

• психологию детей с трудностями в обучении

(изучает психическую деятельность детей с задержкой психического развития). Обнаруживая тесную связь со спец психологией коррекционная педагогика тогда будет заниматься вопросами воспитания и обучения детей с задержкой психического развития

• олигофренопсихологию

(исследует психическую деятельность умственно отсталых детей);

олигофренопедагогика

• тифлопсихологию

(изучает психическую деятельность людей с нарушениями зрения);

тифлопедагогика

• сурдопсихологию

(исследует психическую деятельность людей с нарушениями слуха);

сурдопедагогика

• логопсихологию

(исследует психическую деятельность детей с нарушением речи).

логопедия

Исследования детей с другими отклонениями в развитии осуществляются относительно недавно и еще не оформились в самостоятельные разделы специальной психологии (дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с тяжелыми комбинированными дефектами и др.)

Категориальный аппарат специальной психологии и коррекционной педагогики, выделение общих и специфических понятий.

Общие понятия

Под коррекцией (от лат. correction – исправление) понимается исправление или ослабление отклонений психического и физического развития посредством различных психолого- педагогических воздействий. Важно подчеркнуть, что коррекционная работа направлена на максимальное приближение отклоняющегося развития к нормальному.

Адаптациясрабатывает, когда нарушается равновесие между индивидом и средой в результате изменений в последней. Восстановление баланса в подобной ситуации возможно лишь при условии, что определенные перемены произойдут в самом индивиде: ему следует отказаться от своего прежнего исходного состояния. Следовательно, адаптация — составная часть приспособительных реакций системы на изменение среды существования, выражающихся в том, что система, реагируя на изменения существенных для нее параметров и дефектов среды, перестраивает, изменяет свои структурные связи для сохранения функций, обеспечивающих ее существование как целого в изменившейся среде.

Спец психологии

Компенсация(от лат. compensatio – возмещение) – исправление дефектов работы той или иной функции за счет деятельности сохранных функций. Выделяют внутрисистемную и межсистемную типы компенсации. Внутрисистемная компенсация связана с исправлением недостатков работы какого- либо органа внутри одной системы. Например, ослабление зрения одного глаза компенсируется работой другого.

За норму психического развития ребенка можно принимать тот социокультурный идеал (эталон), которому может соответствовать ребенок на определенном возрастном этапе своего развития.(Слепович Е.С.)

абилитация (предоставление прав) - это система мероприятий, направленных на формирование эффективных способов социальной адаптации в возможных для данного индивида пределах.

Реабилитация(лат. re … + abilitas – пригодность, способность) – меры, направленные не столько на исправление отклонений в развитии, сколько на приведение в соответствие между собой внешних условий жизни индивида и его потребностей и возможностей для повышения качества жизни, социализации и предотвращения стойких изменений лично- сти. Важно, что реабилитация затрагивает не только сферу психического развития, но имеет комплексный характер, включая в себя социально-экономические, педагогические, медицинские аспекты, а также мероприятия, связанные с профессиональной подготовкой.

Коррекционной педагогики

Воспитание (от рус. «питание» и приставки «вос», что означает – «воспоить», «воскормить») – процесс целе- направленного, систематического взаимодействия взрослого и ребенка с целью формирования личности последнего в соответ- ствии с действующими в обществе социокультурными практика- ми и нормативными моделями.

Обучение детей – это целенаправленный процесс взаимо- действия учителя и ученика с целью передачи и усвоения знаний, умений и навыков деятельности, основное средство подготовки к жизни и труду.

Развитиеличности – сложный процесс ее духовного рос- та, совершенствования, качественного изменения во всех значи- мых сферах: в деятельности, познавательных процессах, отраже- нии окружающей действительности, отношении к окружающим явлениям, людям.

Интеграция (от лат. integratio – восстановление, соедине- ние) – в контексте коррекционной педагогики, это включение де- тей с проблемами в окружающую среду, обычные межличност- ные отношения с целью максимальной нормализации их социо- культурного статуса.

Наши рекомендации