ТЕМА 9. Теории и технологии подготовки детей к обучению грамоте и чтению.
Лекция (4 часа)
Экспресс-опрос
-что такое ТРИЗ?
- укажите методистов, разрабатывающих данную технологию
- обоснуйте, почему данная технология актуальна для современного дошкольного образования
Экспресс-опрос
-что такое грамота?
- дайте определение чтению
- дайте характеристику основных групп методов обучения грамоте и чтению
Показатели готовности ребенка к обучению грамоте и чтению. Характеристика основных групп методов обучения грамоте и чтению. Задачи и содержание работы. Особенности использования звукового аналитико-синтетического метода в детском саду. Методика ознакомления со звуковым строением слова. Методика ознакомления со слоговым составом слова. Методика ознакомления со словом и словесным составом предложения. Игровая технология обучения грамоте и чтению дошкольников.
Вопросы к практическому занятию (6 часов):
Анализ учебно-наглядных пособий по обучению грамоте дошкольников. Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте. Игровая технология обучения грамоте и чтению дошкольников (творческий конкурс проектов).
План практических занятий 20,21:
Экспресс-опрос
-задачи работы по обучению детей грамоте и чтению
- опишите методику ознакомления со звуковым строением слова
- перечислите игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте.
Экспресс-опрос
- дайтехарактеристику звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте
- назовите другие существующие методы обучения грамоте
- перечислите исследователей, занимающихся вопросами обучения грамоте
1. Характеристика звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте. Характеристика других существующих методов.
2. Сущность общеречевой и специальной готовности дошкольников к овладению грамотой.
3. Методика подготовки детей к овладению грамотой в процессе ознакомления:
а) со словом, его слоговым и звуковым строением;
б) с предложением, его словесным составом.
3. Использование дидактических игр, наглядности в подготовке дошкольников к обучению грамоте.
4. Преемственность в работе детского сада и школы в обучении чтению.
Задания
1. Подготовьте сообщение по одному из пунктов плана.
2. Ознакомьтесь с программой по развитию речи и обучению детей грамоте в 1-м классе (на выбор).
3. Проанализируйте используемые в школе буквари по следующей схеме.
Схема анализа азбук и букварей
1) Структура букваря и букварной страницы.
2) Последовательность изучения букв.
3) Наличие специальных упражнений, способствующих формированию фонематического восприятия и звукового анализа слова.
4) Литературный материал.
5) Возможности материала учебников для формирования различных сторон детской речи (грамматического, звуковой, словарного запаса).
1979.
Методические указания
Изучите программы для ДОУ и укажите, какие требования они предъявляют к работе по подготовке детей к овладению грамотой в разных возрастных группах, отметьте значение формирования фонематического восприятия и умения производить звуковой анализ слова для подготовки ребенка к овладению чтением и письмом.
Раскройте значение речевого развития дошкольников для обучения их в школе; покажите, как и в каких видах деятельности, кроме специальных занятий в дошкольном учреждении, решаются задачи подготовки детей к овладению навыками чтения и письма.
Раскройте психологические, лингвистические и педагогические основы подготовки детей к усвоению грамоты. Назовите ученых, глубоко и всесторонне исследовавших вопросы обучения чтению в детском саду и обогативших психологический аспект проблемы. Покажите, к каким выводам они пришли в результате своих исследований.
Необходимо раскрыть содержание задач общей речевой подготовки и частных задач, которые направлены непосредственно на подготовку детей к овладению грамотой на разных возрастных этапах — формирование у детей широкой ориентировки в звуковой стороне речи с целью осознания звукового, фонемного состава языка, развитие речевого слуха, ознакомление со звуками речи, обучение интонированию, звуковому анализу, ознакомление со словом и предложением, со словесным составом предложения, с характеристикой звуков, со слоговой структурой слова. Отметьте значение работы по совершенствованию фонематического восприятия для подготовки детей к овладению умением производить звуковой анализ. Укажите требования, предъявляемые к речевому развитию детей, поступающих в школу.
Рекомендуемая литература:
1. Бородич A.M. Методика развития речи детей. М., 1981.
2. Обучение дошкольников грамоте. / Под. ред. Н. В. Дуровой.-М., 1998.
3. Бугрименко Е. А., Цукерман Г. А. Чтение без принуждения. М., 1987.
4. Венгер Л. А. Подготовка детей к обучению в школе. //Дошкольное воспитание, 1988, №11.
5. Иваненко А. П. Подготовка к обучению грамоте в детском саду. Киев, 1987.
6. Журова Л.В. Обучение грамоте в детском саду. М..
7. Иваненко А.П. Подготовка к обучению грамоте в детском саду. Киев, 1987.
8. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. М., 1983.
9. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. М., 1986.
10. Подготовительная к школе группа в детском саду // Под ред. М.В.Залужской, М., 1975.
11. Подготовка детей к школе в детском саду // Под ред. Ф.А.Сохина, Т.В.Тарунтаевой.М.,1979.
12. Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. М., 1998.
13. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4): В 2 ч. /Сост. Т. В. Игнатьева, Л. А. Во-хмянина. М., 2001.
14. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русский язык, 5-9 кл./Сост. Л. М. Рыбаченко. М., 2000.
План практического занятия 22:
Экспресс-опрос
- назовите известные вам азбуки
- раскройте психологические основы подготовки детей к усвоению грамоты
- укажите требования, предъявляемые к речевому развитию детей, поступающих в школу.
1. Анализ звукового состава слова и фонематического восприятия слова как условие овладения письмом.
2. Преемственность в работе детского сада и школы в овладении дошкольниками письмом.
3. Развитие двигательной стороны графического навыка (методы и приемы развития мелкой моторики рук).
4. Обследование состояния уровня подготовки детей к обучению грамоте и письму.
Задания
1 .Сопоставительный анализ существующих прописей для дошкольных учреждений различных систем обучения в начальной школе по схеме.
Схема анализа прописей
1.Какие виды упражнений представлены и каково их назначение.
2.В какой последовательности изучаются буквы и в чем причина.
3.Какие методические приемы используются для обучения каллиграфии.
4.Какие упражнения дают возможность для орфографического наблюдения.
5.Каковы возможности прописей для развития различных сторон речи детей (грамматической, звуковой, словарного запаса).
Рекомендуемая литература:
Грамота в детском саду. М., 1965. Гербач В. С. Методическое руководство к обучению письму. М., 1968.
Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. М., 1995.
Цвантарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. М., 1996.