ТЕМА 9. Теории и технологии подготовки детей к обучению грамоте и чтению.

Лекция (4 часа)

Экспресс-опрос

-что такое ТРИЗ?

- укажите методистов, разрабатывающих данную технологию

- обоснуйте, почему данная технология актуальна для современного дошкольного образования

Экспресс-опрос

-что такое грамота?

- дайте определение чтению

- дайте характеристику основных групп методов обучения грамоте и чтению

Показатели готовности ребенка к обучению грамоте и чтению. Характеристика основных групп методов обучения грамоте и чтению. За­дачи и содержание работы. Особенности использования звукового аналитико-синтетического метода в детском саду. Методика ознакомления со звуковым строением слова. Методика ознакомления со слоговым составом слова. Методика ознакомления со словом и словесным составом предложения. Игровая технология обучения грамоте и чтению дошкольников.

Вопросы к практическому занятию (6 часов):

Анализ учебно-наглядных пособий по обучению грамоте дошкольников. Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте. Игровая технология обучения грамоте и чтению дошкольников (творческий конкурс проектов).

План практических занятий 20,21:

Экспресс-опрос

-за­дачи работы по обучению детей грамоте и чтению

- опишите методику ознакомления со звуковым строением слова

- перечислите игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте.

Экспресс-опрос

- дайтехарактеристику звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте

- назовите другие существующие методы обучения грамоте

- перечислите исследователей, занимающихся вопросами обучения грамоте

1. Характеристика звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте. Характеристика других сущест­вующих методов.

2. Сущность общеречевой и специальной готовности дошкольников к овладению грамотой.

3. Методика подготовки детей к овладению грамотой в процессе ознакомления:

а) со словом, его слоговым и звуковым строением;

б) с предложением, его словесным составом.

3. Использование дидактических игр, наглядности в подготовке дошкольников к обучению грамоте.

4. Преемственность в работе детского сада и школы в обучении чтению.

Задания

1. Подготовьте сообщение по одному из пунктов плана.

2. Ознакомьтесь с программой по развитию речи и обу­чению детей грамоте в 1-м классе (на выбор).

3. Проанализируйте используемые в школе буквари по следующей схеме.

Схема анализа азбук и букварей

1) Структура букваря и букварной страницы.

2) Последовательность изучения букв.

3) Наличие специальных упражнений, способствующих формированию фонематического восприятия и звукового анализа слова.

4) Литературный материал.

5) Возможности материала учебников для формирова­ния различных сторон детской речи (грамматического, зву­ковой, словарного запаса).

1979.

Методические указания

Изучите программы для ДОУ и укажите, какие тре­бования они предъявляют к работе по подготовке детей к овладению грамотой в разных возрастных группах, отметьте значение формирования фонематического восприятия и уме­ния производить звуковой анализ слова для подготовки ре­бенка к овладению чтением и письмом.

Раскройте значение ре­чевого развития дошкольников для обучения их в школе; покажи­те, как и в каких видах деятельности, кроме специальных занятий в дошкольном учреждении, решаются задачи подготовки детей к овладению навыками чтения и письма.

Раскройте психологические, лин­гвистические и педагогические основы подготовки детей к усвое­нию грамоты. Назовите ученых, глубоко и всесторонне исследо­вавших вопросы обучения чтению в детском саду и обогативших психологический аспект проблемы. Покажите, к каким выводам они пришли в результате своих исследований.

Необходимо раскрыть содержание задач общей ре­чевой подготовки и частных задач, которые направлены непо­средственно на подготовку детей к овладению грамотой на раз­ных возрастных этапах — формирование у детей широкой ориен­тировки в звуковой стороне речи с целью осознания звукового, фонемного состава языка, развитие речевого слуха, ознакомление со звуками речи, обучение интонированию, звуковому анализу, ознакомление со словом и предложением, со словесным составом предложения, с характеристикой звуков, со слоговой структурой слова. Отметьте значение работы по совершенствованию фонема­тического восприятия для подготовки детей к овладению умени­ем производить звуковой анализ. Укажите требования, предъяв­ляемые к речевому развитию детей, поступающих в школу.

Рекомендуемая литература:

1. Бородич A.M. Методика развития речи детей. М., 1981.

2. Обучение дошкольников грамоте. / Под. ред. Н. В. Ду­ровой.-М., 1998.

3. Бугрименко Е. А., Цукерман Г. А. Чтение без принуж­дения. М., 1987.

4. Венгер Л. А. Подготовка детей к обучению в школе. //Дошкольное воспитание, 1988, №11.

5. Иваненко А. П. Подготовка к обучению грамоте в дет­ском саду. Киев, 1987.

6. Журова Л.В. Обучение грамоте в детском саду. М..

7. Иваненко А.П. Подготовка к обучению грамоте в дет­ском саду. Киев, 1987.

8. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. М., 1983.

9. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. М., 1986.

10. Подготовительная к школе группа в детском саду // Под ред. М.В.Залужской, М., 1975.

11. Подготовка детей к школе в детском саду // Под ред. Ф.А.Сохина, Т.В.Тарунтаевой.М.,1979.

12. Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. М., 1998.

13. Программы общеобразовательных учреждений. На­чальные классы (1-4): В 2 ч. /Сост. Т. В. Игнатьева, Л. А. Во-хмянина. М., 2001.

14. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русский язык, 5-9 кл./Сост. Л. М. Рыбаченко. М., 2000.

План практического занятия 22:

Экспресс-опрос

- назовите известные вам азбуки

- раскройте психологические основы подготовки детей к усвое­нию грамоты

- укажите требования, предъяв­ляемые к речевому развитию детей, поступающих в школу.

1. Анализ звукового состава слова и фонематического восприятия слова как условие овладения письмом.

2. Преемственность в работе детского сада и школы в овладении дошкольниками письмом.

3. Развитие двигательной стороны графического навы­ка (методы и приемы развития мелкой моторики рук).

4. Обследование состояния уровня подготовки детей к обучению грамоте и письму.

Задания

1 .Сопоставительный анализ существующих прописей для дошкольных учреждений различных систем обучения в начальной школе по схеме.

Схема анализа прописей

1.Какие виды упражнений представлены и каково их назначение.

2.В какой последовательности изучаются буквы и в чем причина.

3.Какие методические приемы используются для обу­чения каллиграфии.

4.Какие упражнения дают возможность для орфогра­фического наблюдения.

5.Каковы возможности прописей для развития различ­ных сторон речи детей (грамматической, звуковой, словарно­го запаса).

Рекомендуемая литература:

Грамота в детском саду. М., 1965. Гербач В. С. Методическое руководство к обучению письму. М., 1968.

Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. М., 1995.

Цвантарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. М., 1996.

Наши рекомендации