Второй этап подготовки к обучению грамоте

Умение выделять из слова отдельные звуки еще не обеспечивает навыков звукового анализа, необходимых для успешного овладения грамотой. Это только его начальная ступень. Звуковой анализ включает в себя не только различение и вычленение того или иного звука, но и установление его точного места в слове. Именно звуковой анализ объединяет звукопроизношение, чтение и письмо. Поэтому основная задача второго этапа подготовки к обучению грамоте состоит в том, чтобы научить детей устанавливать точное место звука в слове, определять последовательность звуков в слове.

Формирование звукового анализа предусматривает последовательное использование слов разной степени трудности. (Порядок изучения слов в зависимости от их слоговой структуры указан в программе.) В этот период обучения учителю особенно внимательно следует подбирать материал для звукового анализа. Ему подлежат лишь те слова, в которых все звуки ясно слышатся и произносятся. Предметом анализа являются именно звуки, а не буквы.

Формирование полноценного звукового анализа предусматривает определенную последовательность действий ребенка. Сначала учащиеся проводят звуковой анализ слова, опираясь на данную учителем условно-графическую схему звукового состава этого слова.

Они последовательно выделяют звуки из слова на основе громкого проговаривания, называют каждый выделенный звук, соотносят его с клеточкой графической схемы и обозначают фишкой (условным заместителем звука). Таким образом, графическая схема, состоящая из стольких клеток, сколько звуков в слове, заполняется цветными фишками, которые характеризуют входящие в слово звуки (гласные, твердые и мягкие согласные).

Условное обозначение звуков речи в структуре слова является наиболее благоприятным приемом для перехода к обозначению звуков буквами при обучении детей, испытывающих трудности в усвоении письма и чтения. При этом необходимо, чтобы каждый ученик знал и мог объяснить, что отображает у словно-графическая схема, на что указывают ее клеточки, чем определяется их количество в схеме, что обозначают фишки.

Далее последовательное выделение звуков в слове происходит так же, но уже без готовой схемы звукового состава слова. Дети выкладывают фишки, обозначая разными цветами гласные и согласные звуки. Кроме того, они сами вычерчивают условнографические схемы звукового состава слов цветными ручками или карандашами (на доске – цветными мелками). Они как бы записывают слово без букв. Создаваемые самими учащимися условно-графические схемы помогают им глубже проникнуть в звуковую структуру слова.

По мере развития и закрепления умения последовательно выделять звуки из слова детям предлагается заменять фишки, обозначающие гласные звуки, соответствующими буквами. Введение в схему звукового состава букв, обозначающих гласные звуки, предупреждает в дальнейшем пропуск гласных на письме, а также подготавливает детей к обучению чтению: они приобретают навык ориентироваться на гласную, сливая звуки в слоги.

Обозначив звуки цветными фишками и буквами, школьники проверяют правильность выполненного ими задания: "читают" по схеме проанализированное ими слово. Термин "чтение" здесь употребляется условно. Это "чтение" по следам звукового анализа: опираясь на последовательный ряд клеток схемы (по количеству фонем в слове), их цвет и буквы на месте гласных звуков, ребенок воссоздает звуковой образ слова. Ближе к собственно чтению задания, связанные со словоизменением и словообразованием.

Например, в проанализированном школьниками слове стол им предлагается заменить гласную о на у и "прочитать" получившееся слово; в схеме звукового состава слова рама заменить первую гласную я на о и "прочитать" новое слово.

Следующим этапом работы является анализ звукового состава слов без условнографической схемы, только на основе проговаривания вслух. Действие звукового анализа считается сформированным после того, как ребенок самостоятельно может последовательно выделить на слух звуки, входящие в слова различных слоговых структур.

Необходимо учитывать, что формирование умения анализировать звуковой состав слов каждой слоговой структуры должно включать все указанные выше действия. Важно, чтобы ученик последовательно выполнял все задания, так как пропуск в усвоении отдельных звеньев учебного материала ведет к неполноте знаний и неустойчивости навыков. Вместе с тем учителю необходимо принимать во внимание меру овладения действием звукового анализа каждым ребенком. Индивидуализация заданий определяется тем, какой способ действия освоен учеником, а также тем, на какие структуры слов распространяются усвоенные им умения. Так, например, отдельным ученикам необходимо предоставить возможность продолжать действовать с фишками по готовой схеме несмотря на то, что весь класс уже анализирует слова определенной слоговой структуры без развернутого действия с фишками, а только на основе проговаривания вслух или без опоры на готовую схему.

Принципиальное значение использования схем для общего развития ребенка видел крупнейший психолог нашего времени Л.С. Выготский: "...схемы, как и понятия, содержат только существенные и постоянные признаки предметов". (Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.. Просвещение, 1991. – С. 68.)

Развивая и воплощая эту идею, российские психологи и педагоги установили, что наглядные модели являются специфическим средством, позволяющим детям усваивать обобщенные знания о некоторых связях и закономерностях реальной действительности. В обучении моделирование может быть чувственной опорой для абстрагирования и обобщения; служить средством анализа и фиксации закономерных свойств и отношений; являться программой для анализа новых явлений (В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Г. Салмина, Д.Б Эльконин и др ). Последовательно выделяя звуки, учащиеся в то же время закрепляют знания о двух основных группах" звуков русского языка – гласных и согласных, с которыми они познакомились на 1-м этапе подготовки к обучению грамоте, знакомятся с твердыми и мягкими согласными, овладевают соответствующими терминами: "звук", "буква", "гласные", "согласные", "твердые и мягкие согласные", "слово", "предложение". Значительное место занимает работа по дифференциации терминов "звук" – "слово", "звук" – "предложение".

Обучение самоконтролю

В период подготовки к обучению грамоте у учеников формируется и развивается умение контролировать себя в ходе выполнения работы, а также проверять правильность уже выполненного задания. Часто дети стремятся скорее закончить учебную работу, совершенно не заботясь о качестве ее выполнения. В представлении школьников, начинающих обучение, важен сам факт совершения учебных действий – написать, начертить, нарисовать, раскрасить и т.д. В правильности сделанного они обычно не сомневаются. Из-за особенностей своего развития они не могут самостоятельно, без специального обучения осознать, что именно подлежит проверке. Отсутствие потребности и навыков самопроверки препятствует усвоению учебного материала. Этим свойством определяется одно из важных направлений специального обучения. В частности, с первых уроков, на которых дети учатся последовательно выделять звуки из слова, следует обратить их внимание на соответствие количества выложенных ими фишек количеству клеток условно-графической схемы. Проверяя, правильно ли проанализировано слово, дети "читают" составленную ими схему и, если заполненными оказываются не все клеточки, находят допущенную ошибку путем повторного звукового анализа.

Формированию умения проверять выполненную работу способствуют такие задания, когда учитель предлагает найти во всех проанализированных словах какой-либо определенный звук, например, звук [и] в словах бинт, ноги, лицо; назвать в них мягкие согласные; проверить, есть ли среди этих слов такие, в которых согласные следуют друг за другом; назвать эти согласные, указать их место в схеме звукового состава слова.

Действенной формой обучения самоконтролю является коллективная и индивидуальная оценка выполненных заданий. Вся система работы, постоянно повторяющиеся вопросы учителя способствуют осознанию учащимися того, что именно они должны проверять, по каким признакам оценивать выполненное. У них появляется желание и умение контролировать качество проделанной работы, искать пути ее совершенствования.

Деятельность учащихся

Как известно, знания быстрее и глубже усваиваются в ходе деятельности.

Творческая мысль учителя может создать многое. Мы предлагаем несколько заданий, направляющих активную деятельность ученика на развитие умения последовательно выделять звуки из слов.

Придумывание слов по цветной схеме звукового состава слова, данной учителем.

Это упражнение проводится в виде игры "Какое слово спряталось". Учитель показывает одноцветную или цветную схему звукового состава слова и предлагает детям угадать, какие слова могли "спрятаться" в этой схеме. Например, (сын, дом, нос, рот и т.д.), (мама, роза, шуба, Маша и т.д.).

Ученики должны доказывать правильность подобранных ими слов, соотнося их звуковой состав с графической схемой. Выигрывает тот ряд, который назвал большее количество слов и доказал правильность своих ответов. Эту же игру можно провести иначе: каждый ребенок получает карточку со схемой и к ней подбирает слова с соответствующим звуковым составом. По мере изучения программного материала структура слов усложняется.

Учащимся предлагается несколько предметных картинок и одна схема звукового состава слова. Они должны выделить предметы, названия которых соответствуют схеме.

Например, на магнитной доске укреплены картинки, на которых нарисованы: гуси, флаги, лук, козы, марка. Под ними начерчена схема слова, состоящего из четырех звуков.

Ученики называют изображенные предметы. Учитель спрашивает, какие из названных слов состоят из четырех звуков. Учащиеся должны доказать правильность своего ответа, т.е. провести звуковой анализ этих слов. Задание усложняется, если дана цветная схема.

Подобную работу можно проводить с любым набором слов, при условии, что будет варьироваться их структура, а следовательно, и схемы звукового состава.

С целью формирования у учащихся умения самостоятельно выполнять учебные задания в период подготовки к обучению грамоте проводятся самостоятельные и проверочные работы. Например, каждый ученик получает несколько предметных картинок, названия которых соответствуют изученным слоговым структурам. Учащиеся без посторонней помощи чертят условно-графические схемы звукового состава этих слов, в клеточки (или кружки), обозначающие гласные звуки, вписывают соответствующие буквы.

Большая роль в коррекционно-подготовительной работе отводится "звуковым диктантам", которые непосредственно готовят учащихся к письму под диктовку. Учитель диктует слова. Учащиеся самостоятельно составляют схемы их звукового состава, "записывая" (без букв) цветными стержнями диктуемые слова, после чего вписывают в клеточки, обозначающие гласные звуки, соответствующие буквы.

В этот период обучения звуковому анализу подлежат лишь те слова, в которых все звуки отчетливо слышатся и произносятся. (Список таких слов дан в Приложении 1.) Для примера приводим 2 "звуковых диктанта", выполненных детьми Ученики составляют схемы цветными стержнями, обозначая гласные звуки красным цветом,

Слово и предложение

В период подготовки к обучению грамоте предусмотрено практическое ознакомление с предложением и словами. Сюда входит: составление словосочетаний, нераспространенных и распространенных предложений; правильное и отчетливое их произнесение; понижение голоса в конце предложения; членение предложений на слова, последовательное выделение их из предложений, определение их числа; уточнение лексического значения слов; умение слышать отдельные предложения в общем потоке речи; овладение терминами "слово", "предложение"; дифференцированное употребление этих терминов; правильное употребление вопросительных слов и построение вопросительных предложений.

Вычленению предложений из связной речи, отработке интонации конца предложений, а также дифференцированному употреблению терминов "предложение" и "слово" помогают разнообразные методические приемы. Одним из наиболее действенных является использование условно-графической схемы предложения. Каждое выделенное из связной речи предложение обозначается длинной полоской бумаги или линией в тетради.

Затем вычленяются отдельные слова: проговаривая каждое слово, учащиеся обозначают его короткой полоской бумаги или чертят короткую линию. Предложения и составляющие их слова выделяются: из устного рассказа учителя (из двух – четырех предложений), из предложений, составленных учащимися, из выученных наизусть загадок и стихотворений.

Возможен обратный ход анализа. Дается готовая схема предложения, которая показывает количество слов, входящих в него. По этой схеме ученики придумывают предложения, проговаривают их вслух и накладывают на схему короткие полоски, обозначающие слова.

Выделение слов из предложения, составление его схемы, придумывание предложений по готовым схемам – все это требует активной мыслительной деятельности, работы речедвигательного аппарата, слуха, зрения. Кроме того, учащиеся производят практические действия с полосками – условными заместителями предложений и слов: моделируют предложение, обозначают его начало и конец, количество и последовательность входящих в него слов. Осмысленное и правильное составление предложений в устной речи является основой для усвоения правил написания слов и предложений, выделения предложений при письме. А умение устанавливать взаимосвязи между словами в словосочетаниях будет содействовать выработке орфографических навыков.

В этот период обучения начинается работа по коррекции неправильного употребления форм существительных творительного падежа единственного числа (любуюсь Москвой, кормлю зерном) и родительного падежа множественного числа (много тетрадей, коробка конфет). Речевым упражнениям можно придать игровой характер.

Например, детям предлагают загадки в виде развернутых определений: кем работает человек, который готовит обед (поваром), учит детей (учителем), растит телят (телятницей), доит коров (дояркой) и т.д. Ребенок должен ответить словосочетанием или предложением (работает почтальоном или Человек, который разносит письма и газеты, работает почтальоном). За каждый правильный ответ он получает какую-либо награду. Выигрывает тот ряд, который имеет больше наград.

Большой интерес вызывает игра "Один, много, нет". Школьники называют демонстрируемые им игрушки. Например, один шар, одна машина, много кукол, много мячей. Они должны запомнить все игрушки, закрыть глаза, а открыв их, определить, какие предметы убраны, и сказать, например, нет мячей.

Можно составлять словосочетания и предложения по наглядно воспринимаемой ситуации, употребляя глаголы, числительные и существительные: повесили пять флажков, посадили шесть деревьев, вымыли пять чашек и т.д. Указанные упражнения играют не только коррекционную, но и пропедевтическую роль: школьники приобретают практический опыт изменения существительных по числам и падежам, т.е. начинают готовиться к усвоению материала последующих классов.

Подготовка к обучению грамоте включает в себя работу по развитию речи. Развитие речи – не какой-либо специальный раздел курса, это методический принцип обучения родному языку.

О своеобразии речи детей, поступающих в специальную школу и в коррекционноразвивающие классы, было сказано выше. Поэтому развитие словарного запаса, связной речи учащихся входит неотъемлемой составной частью в изучение любой темы школьного курса русского языка. Целенаправленное развитие речи школьников имеет принципиальное значение для нормализации их общения, усвоения всех учебных предметов и, наконец, овладения письменной речью. Необходимо активизировать устную речь учащихся, сделать предметом их внимания слово, словосочетание и предложение в целом, учить их говорить не торопясь, достаточно громко, литературно правильно, интонационно выразительно.

В содержание подготовки детей к обучению грамоте входит и словарная работа. Школьники уточняют значение слов, узнают их смысловые оттенки, знакомятся с новыми словами, соотнося их с предметами и явлениями окружающего мира. Одновременно уточняются и расширяются конкретные впечатления и представления об окружающем мире. Непосредственно решение этой задачи осуществляется по программе курса "Ознакомление с окружающим миром"; на уроках по подготовке к обучению грамоте указанная работа также занимает значительное место, но в плане организации словесного высказывания. Школьники целенаправленно учатся давать полные ответы на вопросы учителя о виденном, о собственных впечатлениях, наблюдениях и практической деятельности. Они осваивают умение описывать какой-либо предмет, явление, событие в определенной последовательности, избирательно пользоваться языковыми средствами: употреблять точные наименования предметов, их признаков, действий, указывать место и время событий.

Специальное внимание следует уделить употреблению предлогов, обозначающих пространственные отношения (на, над, под, за, между, перед). Рассматривая предметы и их изображения, осуществляя какие-либо действия с предметами, дети учатся различать их взаимное расположение и обозначать эти отношения с помощью соответствующих предлогов и наречий. Например, учитель выстраивает несколько учеников друг за другом.

Остальные показывают и говорят: кто за, между и перед кем стоит. Аналогичную работу можно организовать по любой картинке, где четко воспринимается расположение персонажей или предметов в пространстве. (Подобные задания дети выполняют и на уроках ознакомления с окружающим миром, и на уроках математики.) На уроках родного языка они необходимы не только для организации речевого высказывания, но и в целях подготовки к звуковому анализу. (В слове сом первый звук [с], за ним – звук [о], за ним – [м]; гласный звук [о] между согласными [с] и [м] и т.д.)

Развитию речи учащихся способствует заучивание наизусть образных словосочетаний, небольших предложений, стихотворений. В этот период обучения дети учатся слушать и пересказывать короткие сказки и рассказы, составлять рассказы по серии сюжетных картин или по отдельной сюжетной картине. При обучении русскому языку формируется умение слушать учителя и одноклассников, воспитывается внимательное и доброжелательное отношение к ответам и рассказам товарищей. Следует учитывать, что коррекционная работа эффективна только тогда, когда ученик имеет возможность развернуто высказывать свои мысли, когда его внимательно выслушивают, не перебивая. Важно, вслушавшись в ответ ученика, уловить погрешность его речи и организовать остальных учащихся на проверку задания, его содержательную оценку и исправление допущенных ошибок. Учитель не может быть удовлетворен одним-двумя верными ответами; необходимо убедиться в правильном понимании вопроса большинством учащихся. В случае затруднений не следует торопиться с подсказкой, а организовать работу так, чтобы дети сами подошли к необходимому решению.

Наши рекомендации