Классификация методов воспитания

СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ»

Раздел 1.

СЕМИНАР 1

Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса

(2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Понятие воспитания. Общие признаки воспитания.

2. Роль воспитания в процессе социализации, формирования личности ребенка.

3. Проблема определения цели воспитания.

4. Естественнонаучная основа процесса воспитания.

5. Классические педагогические идеи в области воспитания.

6. Воспитание как управление развитием личности.

Практические задания

1. Составьте аннотацию статьи по вопросам воспитания из журнала «Педагогика», «Воспитание школьников» и др. (за последние три года). Оформите задание в печатном варианте и представьте его к сдаче в накопительной папке «портфолио».

2. Законспектируйте один из разделов книги по воспитанию (за последние пять лет).

Оформите задание в печатном варианте и представьте его к сдаче в накопительной папке «портфолио». (Конспект № 1)

3. Составьте список литературы для использования при подготовке к занятиям по теории воспитания.

Литература

1. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 3 – 14.

2. Острые проблемы воспитания: поиски решения. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. – С. 8 – 26.

3. Подласый И.П. Педагогика. - М., 2001.

4. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: уч. пос. для студ. высш. учеб. завед. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – С. 6 – 21.

СЕМИНАР 2

Современные концепции воспитания

(2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Принципы педагогики сотрудничества (Ш. А. Амоношвили) и их реализация в современной воспитательной практике.

2. Системное построение процесса воспитания (Караковский В.Н., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л.)

3.Формирование образа жизни, достойной Человека (Щуркова Н.Е.)

4.Воспитание ребенка как человека культуры (Бондаревская Е.В.)

5.Концепция педагогики свободы (Газман О.С.)

6.Самовоспитание школьника (Селевко Г.К.)

7.Воспитание на основе потребностей человека (Созонов В. П.)

8.Эвристика для творческого саморазвития (Андреев В.И.)

Практические задания

1. Законспектируйте один из первоисточников о современных концепциях воспитания.

Литература

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития.

2. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века

// Новые ценности образования. Вып. № 6. – М., 1996.

3. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996.

4. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: уч. пос. для студ. высш. учеб. завед. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – С. 80 – 93.

СЕМИНАР 3

Понятие о содержании воспитания.

Методы воспитательного руководства, задачи и средства.

(2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Формирование базовой культуры и мировоззрения учащихся.

2. Развитие социально зрелой личности.

3. Основы нравственного воспитания.

4. Эстетическое воспитание.

5. Гражданское воспитание.

6.Трудовое воспитание в современной школе.

7.Физическое воспитание детей в семье и школе.

8.Экономическое образование и воспитание школьников.

Практические задания

1. Используя «Программу воспитания школьника» Н.Е. Щурковой, конкретизируйте содержание воспитательной деятельности по одному из разделов по следующей схеме:

Название раздела Класс Содержание работы
     

Литература

1. Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. – Ростов н/Д, 1991.

2. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И .А. Колесникова, Н. М. Борытко, С.Д. Поляков и др. – М., 2005.

3. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: уч. пос. для студ. высш. учеб. завед. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – С. 155 – 161.

СЕМИНАР 4

Система форм и методов воспитания.

Классификация методов воспитания.

(2 часа)

Цель:Овладеть понятиями «метод воспитания», «прием», «система методов»; знать классификации методов воспитания; различать методы воспитания и приемы воздействия; отработать умение выбора методов воспитания и приемов воздействия.

Форма проведения:Беседа и практикум.

1. Понятие метода воспитания.

2. Классификация методов воспитания.

3. Выбор методов и приемов воспитания.

Ход занятия

Беседа по следующим вопросам.

1. Проанализируйте различные подходы к определению методов воспитания, используя указанную литературу.

2. Дайте характеристику отдельных методов и приемов воспитания, определите условия выбора конкретного метода или приема.

Практикум.
Задание: Подберите педагогическую ситуацию, предложите свои методы воспитания или приемы педагогического воздействия. Аргументируйте свой выбор.

Литература

1. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

2. Натанзон Э. Ш Психологический анализ поступков ученика. – М., 1991.

3. Педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого, – М. – 2000.

4. Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993. – Т. 1. – С. 569.

5. Щуркова К Е., Питюков В. Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. – М., 1994.

1. Охарактеризуйте и проанализируйте различные классификации методов воспитания (А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, Т. А. Ильиной, Г. И. Щукиной. Т.Д. Конниковой, Л. Ю. Гордина, В. М. Коротова, Б. Т.Лихачева, Ю. К. Бабанского, П. И. Пидкасистого, В.А. Сластевина, Н. Е. Щурковой и др.).

2. Проанализируйте различия в понятиях «метод воспитания» и «прием педагогического воздействия».

3. Дайте характеристику методов педагогического воздействия (педагогического требования, перспективы, общественного мнения, поощрения, наказания и др.).

Практикум.
Задание: Подберите педагогическую ситуацию, предложите свои методы воспитания или приемы педагогического воздействия. Аргументируйте свой выбор.

Литература

1. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

2. Натанзон Э. Ш Психологический анализ поступков ученика. – М., 1991.

3. Педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого, – М. – 2000.

4. Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993. – Т. 1. – С. 569.

5. Щуркова К Е., Питюков В. Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. – М., 1994.

СЕМИНАР 5

Воспитательный процесс

  1. Понятие воспитательного процесса. Его цель и сущность.
  2. Динамика воспитательного процесса. Виды воспитательного процесса.
  3. Воспитательная работа.
  4. Воспитательный процесс как педагогически осмысленное формирование у детей жизненного опыта (Рагозина Л.Д., Щуркова Н.Е.)
  5. Изучение эффективности воспитательного процесса.

Практические задания

1. Сравните воспитательный процесс в различных известных вам учебных заведениях. Оформите в виде аналитической записки.

2. Составьте описание воспитательной работы, осуществляемой известным вам классным руководителем.

Литература

1. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. С. 14 – 17.

СЕМИНАР 6

СЕМИНАР 7

СЕМИНАР 8

СЕМИНАР 9

СЕМИНАР 11

СЕМИНАР 13

Практические задания

1. Составьте классификацию воспитательных систем, используя графические изображения, в которой отразились бы их специфические особенности.

2. Законспектируйте один из первоисточников по воспитательным системам (по выбору студента).

Литература

1. Воспитательная система школы. Проблемы и поиски / сост. Н.Л. Селиванова. – М., 1989.

2. Воспитательная система школы: Проблемы управления: Очерки прагматической теории / под ред В.А. Караковского. – М., 1997.

3. Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. – М., 1992.

Наши рекомендации