Тема 4. Психология детей с задержкой психического развития и основные направления коррекционно-развивающего обучения (2 часа)
Вопросы для обсуждения
1. Назовите группы неуспевающих детей, выделенные А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурией, А.А. Смирновым.
2. Перечислите группы неуспевающих по Н.И. Мурачковскому.
3. Являются ли синонимами понятия «неуспевающие дети» и «дети с пониженной обучаемостью»?
4. Каковы причины возникновения неуспеваемости?
5. Какие причины могут вызвать задержку развития?
6. Как вы относитесь к обучению без оценок в начальной школе?
7. Какие вы можете назвать способы коррекции неуспевающих?
Литература
1. Актуальные проблемы диагностики ЗПР / Под ред. В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1989.
2. Воспитание детей с задержкой психического развития в процессе обучения / Сб. научных трудов под редакцией Т.А. Власовой и др. - М., 1981.
3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 1973.
4. Дети с временной задержкой развития / Сб. статей под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. - М., 1971.
5. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1984.
6. Егорова Т.Е. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. - М., 1973.
7. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. - М., 1980.
8. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М, 1985.
9. Марковская И.Ф. Задержка психического развития: Клиническая и нейропсихологическая диагностика. - М, 1993.
10. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей / Под ред. Т.А. Власовой и др. - М., 1981.
11. Обучение детей с ЗПР: Пособие для учителей / Под ред. В.И. Лубовского. - Смоленск, 1994.
12. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе. - М., 1987.
13. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. - М., 1999.
14. Программы специальных коррекционных учреждений и классов коррекционно-развивающего обучения. - М., 1996.
15. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. - Н. Новгород, 1994.
16. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с ЗПР: Пособие для учителя. - М., 1990.
Тема 5. Особенности психического развития детей с сенсорными
Нарушениями (2 часа)
Вопросы для обсуждения
1. Охарактеризуйте причины нарушений: слуховой функции у детей; зрительной функции у детей.
2. Дайте классификацию нарушений зрения и слуха у детей.
3. Раскройте особенности развития познавательной и эмоционально-волевой сферы, личности детей с нарушением зрения и слуха.
4. Назовите специфические задачи обучения и воспитания детей: слепых и слабовидящих; глухих и слабослыщащих.
Литература
1. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. - М., 1987.
2. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М., 1992.
3. Зайцева Г.Л. Дактилология. Жестовая речь. - М., 1992.
4. Зайцева Г.Л. Диалог с Л.С. Выготским о проблемах современной сурдопедагогики // Дефектология, 1998. - № 2.
5. Земцова М.Н. Учителю о детях с нарушениями зрения. - М., 1973.
6. Крайнин В.А., Крайнина 3.М. Человек не слышит. - М., 1987.
7. Кукушкина О.И. Организация использования компьютерной техники в специальной школе // Дефектология, 1994. - № 6.
8. Леонгард Э.И., Самсонов Е.Г. Система формирования и развития речевого слуха и речевого общения у детей с нарушениями слуха // Инновация в российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. - М., 1999.
Тема 6. Логопедия и логопсихология (2 часа)
Вопросы для обсуждения
1. Предмет, задачи и методы логопедии.
2. Основные этапы развития речи детей.
3. Понятие, виды и причины речевых нарушений.
4. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи.
5. Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.
6. Предмет, задачи и методы логопсихологии.
7. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями речи.
8. Психокоррекционная и профилактическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения.
9. Использование элементов психотерапии в работе логопеда.
10. Преемственность в работе логопеда и семьи.
11. Основные виды артикуляционных упражнений, их назначение и способы выполнения.
Литература
1. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. - М., 1981.
2. Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.И. и др. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. - М., 1991.
3. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. - М., 1998.
4. Богуш А.М. Речевая подготовка детей к школе. - Киев., 1984.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1997.
6. Ковалев В.В. Проблема факторов риска в возникновении нарушений психического здоровья в детском возрасте и ее значение для профилактики // Психогигиена детей и подростков. - М., 1985.
7. Логопедия: Учебное пособие / Под ред. М.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 1998.
8. Львов М.Р. Тенденция развития речи учащихся. - М, 1987.
9. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 1995.
10. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., 2002.
11. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. - М., 1969.
12. Селиверстов В.И. Заикание у детей. - М., 1994.
13. Халилова Л.Б., Шаховская С.Н. Речевые и сенсорные системы. Теоретический курс авторизованного изложения / Под ред. В.И. Селиверстова. - М., 1995.
14. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. - М., 1997.