Просвещение и педагогическая мысль на белорусских землях во времена ВКЛ и Речи Посполитой
Разв-е просвещ-я на бел. землях до вхожд-я в состав Росс. империи можно условно разделить на 3 периода: 1)Полоцкое и Туровское кн-ва (9—12 вв.); 2)ВКЛ (сер.13 в.-1569); 3)РП ( 1569-1795). Рост городов, разв-е ремесел и торговли требовали грамот. людей. Центрами к-ры были монастыри и княжес. дворы, при кот. основыв-сь школы, библиотеки, велась переписка книг. Письмен-ть распр-ся не только среди князей, но и среди простых людей. Свидетельством этого явл. летописи, берестян. грамоты, найденные в Витебске и Мстиславле, рукописное Туровское Евангелие 11 в, сохранившиеся надписи на архитектур. памятниках. В рассматриваем. период наиболее выс. уровня разв-я достигло Полоцкое кн-во. Круп. вклад в разв-е к-ры и просвещ-я внесли бел.просветители – Е.Полоцкая (перепись книг, писала литер. роизв-я, расширила учеб. программу в Соф. соборе, основала 2 монастыря) и К.Туровский (возглавлял епископскую кафедру в Турове, занимался обустройством епархии, проповедовал, писал церков.трактаты, притчи, в кот. содержатся ценные советы по воспит-ю, считал грамотность и просвещение - условие самосовершенст-я чел-ка, мечтал, чтобы знания были доступны не только богатым людям, но и простолюдинам). На разв-е письм-ти и просвещ-я повлияло принятие хр-ва. Образов-е и пед. мысль активно развивались во всех направлениях хр-ва: православие, католицизм, униатство, протестантизм. Наиболее бурно развив-сь катол. школы (представлены иезуитс. коллегиумами, доминиканскими, школами бернардинцев, сесионеров и др. кат. орденов.) Виленс. Иезуит. коллегиум (1570) позже реорганизован в академию, далее в универ-т, 1-й в Восточ. Европе. Обучение велось на латинском, польском, бел, франц. и немец. языках, изучали историю, географию, математику, природоведение. Жен. монашеские ордены. - бернардинки, бенедиктинки, бригитки, доминиканки, кармелитки и др. Протест. школы представлены кальвинистскими, лютерантскими и социниантскими учеб. заведениями по имени основателей протестан. течений: Кальвина и Лютера, ит. и пол. теолога Социна. Кальвинизм получил широкое распростр-е на восточ. землях Бел: этой религии стали придерж-ся богатые князья и магнаты- Радзивиллы, Сапеги, Глебовичи, Ходкевичи, Валовичи-у протест. духов-ва было достаточно ср-в для открытия школ в городах и местечках. 1-ая такая школаВиленская.Борьбу против окаталичивания и ополячивания местн. населения вели братства, которые создавались при правосл. церквях. Братства имели свой устав, состояли из ремесленников, мелкого купечества, крестьян, мещан, интеллигенции. Все вопросы решались на собраниях коллегиально. При братствах создавались правосл. школы. Униатские школы -представлены учеб. заведениями-новициантами. Расширением и укреплением униат. идеологии занимался орден базалиан. Первые базилианские школы появились в Жировичах, Минске, Новогрудке и др. При мн. школах открывались театры-действовали театры с драматическими, оперными и балетными трупами, оркестрами у Радзивиллов, у Зорича, Чернышова , Огинского, Тышкевичей, Тизенгауза . В Бел. в период РП - широкий выбор образов. форм и ср-в.Деят-ть выдающихся людей: С. Будный - крупнейший деят-ль реформац. движения во 2-й пол. 16 в., первопечатник, поэт, гуманист, просветитель. Основал типографию в Несвиже, где вышла 1-я печатная книга - «Катехизис»-в доступ. форме излагал отдел. положения вероучения, но и содержал значител. критику богословских догм, выдвинул требование всеобщ. народ. образов-я и необход-ти всесторон.обуч-я и восп-я. Василий Тяпинский впервые перевел на белор. язык Евангелие, сделал к нему предисловие и издал в типографии, открытой в собствен. поместье. Мелетий Смотрицкий - выдающийся славян. ученый-филолог,обществ. деятель, публицист,педагог.Его основной лингвистич.труд«Грамматика»дал ряд орфографич.и пунктуац.рекомендаций.Лаврентий Зизаний, ректор Берестейской (Брестской) братской школы, автор печат.славян. букваря и грамматики. Ратовал за развитие научн. знания,освобож-е его из-под опеки теологии. Словарь«Лексис».Спиридон Соболь переводил книги с украин, латин, польск. на бел. язык. Основал типографию в Кутеинском монастыре под Оршей,в кот.напечатал«Букварь». Язеп Руцкий- ректор Вилен. униат. семинарии. В научно-педаг. трактате «Дискурс» обосновал необход-ть корен. реформ в обуч-и и восп-и. Благодаря его стараниям развивались школы, типографии, открывались госпиталя.При монастырях и церквях основал многочислен. скриптории, где переписывали летописи, жития святых и т.п.
12. Просветительская деятельность на белорусских землях в XIX – начале ХХ вв.
Эпо́ха Просвеще́ния- одна из ключ. эпох в истории европ. культуры, связанная с разв-ем научной, философ. и общест. мысли. В основе этого интеллект. движения лежали рационализм и свободомыслие. В XIX в. новое науч. направ-е – белорусоведение. Значит. вклад в его развитие внесли братья Евстафий и Константин Тышкевичи (1842г. - в Логойске первый в Беларуси музей древностей, в 1855г. основан Виленский музей древностей, в кот. Евстафий передал собрание собств.археолог. матер-в). Один из основ-ей белорусов-я - археолог, этнограф, историк, литератор Адам Киркор. Коллекцию своих археолог. находок, обнаруж-х в рез-те раскопок около тысячи курганов, он передал Вилен. музею древностей. Центр образ-я - Виленский университет. В 1817г. по иниц-ве студентов Томаша Зана, Адама Мицкевича, Яна Чечота создано «Общество филоматов»– любителей наук. Оно занималось исслед-ми языка, веры и обычаев белорусов, истории родн. края. В 1832г. Вилен. универ-т был закрыт в связи с участием его студентов в восстании 1830 – 1831 гг. Потреб-ти разв-я сельс.хоз-ва привели к открытию в 1848г. в Горы-Горках Могилев. губернии Земледельч. инст-та – перв. в России ВУЗ сельскохоз. профиля. В 1864г. закрыт в связи с восстанием 1863 – 1864 гг. Начал.образ-е в сельс. местности во втор. пол. XIX в. давали народ. училища, церковно-приход. школы и школы грамоты, а в городах – приходские, поветовые и город. училища. В Беларуси были открыты учител. семинарии для подготовки учителей начал.школ. Сред. образ-е можно было получить в гимназиях. Они разделялись на класс-е, где преобладало изучение гуманит. предметов и древ. языков, и реал-е – с изучением математ-х и природовед-х предметов. В 1887г. распоряж-ем министра просвещения, получившим название Указа о кухаркиных детях, запрещалось принимать в гимназии детей кухарок, прачек, мелких торговцев и т. д. Был также ограничен прием в гимназии евреев. В конце XIX в. кол-во грамот. людей в Бел. было крайне мало. Больш-во насел-я, прежде всего крест-во, оставалось неграм-м. Адам Мицкевичиспол-л в своем твор-ве белор. Фольклор, польс. поэт белор. происх-я, поэмы «Дзяды».Ян Чечот, отбыв 10-летнюю ссылку за участие в деят-ти «Общества филоматов», в 1837 – 1846 гг. издал в Вильно шесть сборников «Сялянскіх песень». Он отметил грамматич. особ-ти белор. языка и выделил его из других славян. языков, дав название кривицкий. Первый классик нов.белор. лит-ры - Винсент Дунин-Марцинкевич.В своей двуязычн. драме «Сялянка» (Ідылія»), напечат-й в Вильно в 1846г., он воплотил реальности тогдашней жизни, когда мужики говорили по-белорусски, а паны – по-польски. Крест.тематика в стихах Владислава Сырокомли (Людвика Кондратовича) «Паштальён». Образцом романт. прозы является польскоязыч. произв-е Яна Борщевского «Шляхціч Завальня, або Беларусь у фантаст. апавяданнях», где использованы белор. сказки и предания. Существен. роль в становлении белор. литерат. языка сыграл Франтишек Богушевич. Он одним из первых среди белор. писателей отметил самостоят-ть белорус. языка. В конце XIX в, изданы сборники его стихов «Дудка беларуская» и «Смык беларускi» под псевдонимами «Мацей Бурачок» и «Сымон Рэўка з-пад Барысава. В изобразит. иск-ве в жанре историч. живописи работал портретист Валентий Ванькович. Он создал картины «Наполеон возле костра», «Мицкевич на скале Аю-Даг», портрет А. Пушкина и др. Композитор и художник Наполеон Орда, объехавший почти всю Беларусь, оставил около 200 акварел.зарисовок памятников белор. зодчества. Основоположник жанра натюрморт -уроженец Витебщины Иван Хруцкий («Портрет жены», «Портрет мальчика в соломенной шляпе»).