Факторы успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения
Исследования педагогов, медиков (Н.М. Аксарина, Н.П. Жукова, Р.В. Тонкова-Ямпольская и др.) показывают, что характер и длительность адаптации зависит от ряда факторов:
1. Возраста ребенка. Труднее всего адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев до 2 лет. После двух лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям, поскольку к этому возрасту, они становятся более любознательными; они хорошо понимают речь взрослого; у них есть опыт поведения в разных условиях, опыт общения с разными людьми.
2. Состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.
3. Индивидуальных особенностей (темперамент, интеллектуальное развитие) По данным Н.М. Аскариной, дети одного и того же возраста по-разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются, есть, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но спустя несколько дней поведение ребенка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой сверстников. Другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель.
4. Биологических факторов. К биологическим факторам Р.В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Черток относят токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах и заболевания в первые три месяца жизни, а также частые заболевания до поступления в детский сад.
5. Социальных факторов. К социальным факторам относятся условия жизни в семье: создание режима в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств, которые соответствуют возрасту. Сформированность этих навыков обеспечит ребенку самостоятельность и в какой-то степени независимость от взрослого.
6. Уровень и специфика развития, наличие опыта взаимодействия со взрослым. Н.М. Аксарина, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я Черток отмечают, что тренировка этих механизмов не происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых и т.п.), легче привыкают к ДОУ.
7. Уровень развития когнитивных процессов
Все это является основными критериями (показателями), по которым можно судить о степени готовности ребенка к поступлению в ДОУ и
благополучного пребывания в нем.
Итак, дети различаются по состоянию здоровья, уровню развития, индивидуальным особенностям и т.п. Поэтому на основе учета всех действующих факторов адаптации, необходим дифференцированный подход к ребенку при осуществлении педагогических воздействий, индивидуально-ориентированный подход к обеспечению режима и т.п.
Необходимо соблюдение следующих правил ведения ребенка в период адаптации к ДОУ:
- постепенное формирование групп вновь поступающими детьми;
- укороченное пребывание в ДОУ (2-3 часа); время пребывания в группе увеличивается постепенно на 1-2 часа в день в зависимости от поведения ребенка;
- первые 1-2 дня разрешить присутствие родителей, если ребенок сильно плачет, отказывается есть;
- разрешить привычной для ребенка способ кормления, укладывания на сон, если он отказывается от принятого в детском саду;
- обеспечить состояние теплового комфорта; одевать ребенка так, как он привык дома, следить за появлением симптомов охлаждения и перегревания;
- чаще предлагать ребенку теплое питье (учитывая повышенное, как правило, мочеиспускание и слезоотделение);
- кормить осторожно, не настаивать при отказе от еды и в этом случае информировать родителей о необходимости дополнительного питания дома;
- не проводить в детском саду травмирующих медицинских манипуляций, прививок, во избежание отрицательных эмоциональных реакций;
- в первые дни организовать бодрствование вновь поступившего ребенка в стороне от детей до тех пор, пока он сам не проявит интерес и желание играть с ними. Организовать его деятельность ближе к воспитателю, общаясь с ним каждые 2-3 минуты. В случае необходимости брать на руки на 1-2 минуты, чтобы успокоить и направить на игру;
- не применять специальных мер закаливания до завершения периода адаптации;
- на физкультурных занятиях следить за реакцией ребенка, не настаивать на обязательном выполнении упражнений;
- чаще привлекать к любым занятиям, но, если ребенок дает на них негативную реакцию, не заставлять его;
- обеспечить психологический покой, ласковое обращение с ребенком.
Все дети различаются уровнем двигательной активности. Характером ориентировочной реакции, особенностями эмоционального состояния, темперамента.
Особенности темперамента – важнейшее условие, с которым следует считаться при индивидуальном подходе к воспитанию, обучению и всестороннему развитию способностей ребенка. Тактика учета особенностей темперамента детей может быть различной в зависимости от возраста, степени выраженности свойств [54].
Немецкий психолог Г. Айзенк определяет темперамент по двум основным критериям: экстраверсия – интроверсия и эмоциональная стабильность и характеризует следующим образом сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика.
По словам М.Ш. Курчинки, дети-экстраверты проявляют себя как общительные, требующие похвалы и одобрения. Они любят бывать среди людей, немедленно рассказывать о том, что думают и переживают. Они много говорят и легко вступают в контакт с другими детьми. Интроверты умеют думать и наблюдать, могут относительно долго находиться в одиночестве, любят все делать самостоятельно и редко говорят о своих переживаниях. После длительного общения с другими детьми или незнакомыми взрослыми ребенок-интроверт, скорее всего, утомлен, а ребенок-экстраверт – активен.
М.Ш. Курчинка советует обеспечить детям-интровертам возможность иногда побыть в тишине, с головой окунуться в какие-либо свои дела (игры или другие занятия), не требовать от ребенка, чтобы он немедленно отвечал на просьбы и вопросы взрослых. В домашних условиях желательно так организовать рабочие пространства (игровой уголок), место для сна, место за обеденным столом и т.д., чтобы ребенку было просторно. Эти рекомендации относятся к детям-флегматикам и меланхоликам.
Детей-экстравертов рекомендуется, как можно чаще хвалить, обсуждать с малышами различные проблемы, запостись терпением, чтобы научиться выслушивать их. То, что говорит экстраверт, - это мысли вслух. Это касается холериков и сангвиников. В отношении эмоционально нестабильных детей (холериков) М.Ш. Курчинка дает следующие рекомендации: при нарастании эмоционального напряжения ребенка можно применять отвлекающие приемы, наблюдать за поведенческими проявлениями детей-холериков и воздействовать на малыша до того, как он расплачется или сильно разозлится. Ребенка надо переключить на другое занятие, заинтересовать чем-либо или просто успокоить, создать дружелюбную атмосферу.
Детей-меланхоликов нужно беречь от эмоциональных перегрузок. Ребенок должен знать, что он имеет полное право погрустить и поплакать. В такие минуты можно предложить почитать ему интересную книжку, побыть одному. Взрослым при общении с ребенком-меланхоликом следует наблюдать за проявлением собственных эмоций, переживаний, чтобы их настроение не передавалось малышу. При общении с ребенком лучше предлагать ему такие занятия, как рисование, лепка, мягкие игрушки. Дети-меланхолики любят животных, которых можно приласкать и погладить. Грубое обращение с маленькими меланхоликами неприемлемо.
С ребенком-сангвиником стоит играть в веселые подвижные игры, совместно сочинять и фантазировать. Сангвиник быстро переключается с одного занятия на другое, поэтому в арсенале взрослого должны быть разноплановые нескучные игры. Дети-холерики также любят подвижные игры, ритмические танцы. По мнению Н.Л. Кряжевой, таких детей нельзя стыдить в присутствии посторонних, ребенку необходимо помочь научиться держать себя в руках. Детям-флегматикам рекомендуются следующие виды деятельности: занятия лепкой, рисованием, развитие фантазии ребенка.
У детей с разным типом нервной деятельности предел работоспособности неодинаков: одни утомляются быстрее, им чаще требуется смена спокойных и подвижных игр, более ранние укладывания спать, чем другим. Таким образом, каждый из четырех типов темперамента требует к себе определенного подхода. Необходимо наблюдать за детьми, изучать их особенности. Чтобы избежать ошибок при взаимодействии с ними, чтобы найти правильный подход к ним, обеспечивающий гармоничное развитие. Воспитатель должен знать индивидуальные особенности каждого воспитанника и учитывать их в своей работе, особенно в период адаптации к детскому учреждению. Учитывать индивидуально-типологические особенности ребенка – это значит не только приспосабливать к ним воспитательные воздействия, но и активно поддерживать положительные качества и постепенно перестраивать нежелательные.
Помимо вышеизложенной классификации существуют и другие. Можно вести речь о некой типологии детей с теми или иными особенностями эмоционального развития в адаптационный период. Выявлению такой типологии посвящены работы А.В. Кошелевой, Г.Г. Филипповой, С.Ю. Мещеряковой, Н.Н. Авдеевой и др. Интересные данные представлены в исследованиях Т.А. Константиновой. Этим автором выделены четыре группы детей, различающихся уровнем общедвигательной активности, характером ориентировочных реакций, особенностями эмоционального состояния.
1. "Ходунки" – дети со значительной двигательной активностью, активной ориентировочно-исследовательской деятельностью, проявляющие активные двигательные реакции по отношению к предметам окружающей среды, другим детям. Для этих детей характерно ярко выраженное положительное эмоциональное состояние.
2. "Наблюдатели" – дети со средней двигательной активностью, незначительной, малоактивной ориентировочной реакцией по отношению к предметам окружающей среды и другим детям. Для этих детей характерно преимущественно положительное эмоциональное состояние.
3. "Седуны" – дети с низкой общедвигательной активностью, индифферентным характером ориентировочных реакций. Для них характерно положительное эмоциональное состояние.
4. "Лежебоки" – дети с низкой двигательной активностью, малоактивным характером ориентировочных реакций к предметам окружающей среды, отрицательным отношением к другим детям. Для этих детей характерно ярко выраженное отрицательное эмоциональное состояние.
Данное исследование показало, что среди изученных детей "ходунки" составляют 61%, "седуны" – 16%, "наблюдатели" – 13%, "лежебоки" – 10%. Проявление индивидуальных признаков, как правило, имеет стабильный характер и остается практически неизменным в условиях бодрствования. Экспериментальные данные говорят также об устойчивости состава групп в первые годы жизни.
В интересующий нас возрастной период ситуация адаптации детей к дошкольному учреждению более благоприятна, чем, например в период от 7 месяцев жизни до 1,5 лет, в первую очередь в связи с растущей способностью ребенка к речевому общению. Ребенок понимает простые явления и сведения, которые ему сообщают, уже независимо от конкретной ситуации и может поэтому, хотя и в незначительной степени, но все же ориентировать свое поведение на будущие требования и обобщать аналогичные ситуации. Он понимает уже смысл большинства конкретных слов, в особенности существительных и глаголов, даже если они произносятся незнакомыми людьми.
Огромные успехи в психическом развитии ребенка раннего возраста изображены на схеме 2.