Организация педагогической практики

Первую педагогическую практику студенты, как правило, проходят в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного образования. Вторую педагогическую практику студенты проходят в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.

Обе педагогические практики являются комплексными по содержанию, так как наряду с обучающей и методической деятельностью студенты проводят воспитательную работу и психологические исследования учащихся или коллектива учебной группы.

Работу по организации педпрактики проводят выпускающие кафедры и деканат. Непосредственное руководство студентами осуществляют руководитель-организатор и руководитель-консультант от выпускающей кафедры, руководители-консультанты от кафедр педагогики и психологии.

Перед выходом на практику в университете проводится установочная конференция студентов-практикантов с участием преподавателей кафедр педагогики и психологи, участвующих в руководстве отдельными видами деятельности студентов. На собрании перед студентами ставятся цели и задачи практик, оглашается распоряжение о направлении студентов на места прохождения практики и назначении руководителей практики от университета. Студентов знакомят с содержанием практики, ее программно – методическим обеспечением, с требованиями к оформлению необходимой отчетной документации, с правами и обязанностями практикантов.

Практика студентов в образовательном учреждении начинается с организационного собрания в образовательном учреждении (далее ОУ), на котором практикантов знакомят с руководителями ОУ, его историей, ведущими преподавателями и мастерами, правилами внутреннего распорядка, решаются вопросы закрепления студентов за определенными учебными группами, где они будут проводить учебно-воспитательную работу. Завершением знакомства с образовательным учреждением может служить экскурсия по ОУ с посещением кабинетов, учебных мастерских, библиотеки.

СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК

Содержание педагогических практик должно охватывать следующие виды педагогического процесса:

- учебную работу;

- воспитательную работу среди учащихся ОУ.

Содержания первой и второй практик отличаются по уровню сложности.

Проводя учебную работу во время первой педагогической практики, студенты должны проанализировать и самостоятельно освоить и осуществить обучающую деятельность преподавателя общетехнических или специальных дисциплин и мастера производственного обучения.

В течение первой недели практики студенты знакомятся с педагогическим коллективом и руководителями образовательного учреждения, материально-технической базой образовательного учреждения, учащимися учебной группы. Посещают учебные занятия преподавателей образовательного учреждения. Ведущими методами работы на данном этапе является беседа с прикрепленным преподавателем и мастером, беседы с учащимися, анализ личных дел учащихся. В этот период студенты проводят анализ уроков теоретического и производственного обучения, проводимых преподавателем и мастером училища. Далее студенты-практиканты активно готовятся к проведению учебной работы. В состав подготовки входят:

- планирование изучения нового материала под руководством прикрепленного преподавателя;

- разработка планов-конспектов уроков;

- отбор учебного оборудования, средств наглядности для демонстрационных экспериментов по теме;

- изготовление дидактических материалов.

Учебная работа практиканта предполагает проведение занятий по общетехническому предмету, специальной технологии и производственному обучению. Могут быть два варианта проведения учебной работы студентами-практикантами. При первом практикант разрабатывает урок по одной теме и проводит его в 3-4 учебных группах. В последней неделе проводится зачетный урок. Более подготовленные студенты могут выбрать второй вариант. В этом случае практикант проводит уроки по одной, двум темам курса в одной группе. После изучения всей темы в одной группе проводится контрольная работа, результаты которой покажут результативность обучающей деятельности студентов.

Предложенные варианты работы студентов можно рекомендовать при проведении уроков по общетехническим предметам. По специальной техноло­гии это сделать невозможно, т.к. на тему отводится более 10 часов. Здесь следует говорить о разработке и проведении 5 уроков.

После того, как студент-практикант почувствует уверенность в своих возможностях, ему необходимо готовиться к проведению уроков по производственному обучению. В период прохождения первой педагогической практики входит проведение 5-6 уроков производственного обучения, из них один зачетный по формированию профессиональных умений. Темы уроков выбираются, исходя из планирования учебно-производственных работ и материально-технической базы мастерских. План-конспект урока производственного обучения показывается старшему мастеру за один-два дня до проведения.

Для каждого урока теоретического обучения студентом составляется план-конспект, который за один-два дня до проведения урока дается на проверку преподавателю.

Первые уроки предварительно проигрываются студентом перед прикрепленным преподавателем и руководителем педагогической практики от выпускающей кафедры. За время практики студент проводит 10 уроков теоретического обучения и пять уроков производственного обучения. Из них один-два урока зачетные по изучению нового материала.

В воспитательную работу, проводимую студентами, включается:

- ознакомление с организацией воспитательной работы в ОУ;

- ознакомление с системой воспитательной работы мастера производственного обучения (классного руководителя) с коллективом учащихся, посещение внеклассных воспитательных мероприятий;

- овладение основными методами изучения отдельных учащихся и коллективов учащихся, сбора необходимой педагогической информации, составление психолого-педагогических характеристик;

- изучение материалов успеваемости и посещаемости учащихся группы (класса);

- проведение групповых собраний;

- помощь учащимся в организации художественной самодеятельнос­ти, проведение спортивных мероприятий и т.д.;

- подготовка и проведение студентом трех воспитательных мероприя­тий, одно из которых желательно по профессиональной ориентации учащихся.

Проводимые воспитательные мероприятия следует увязывать с планом воспитательной работы образовательного учреждения, где проходит практика, так как максимальную воспитательную отдачу может обеспечить только система хорошо продуманных, связанных между собой педагогических воздействий, а не их случайный набор.

Во время первой педагогической практики рекомендуется реализовывать простые формы организации воспитательных мероприятий, такие как беседа, экскурсия, викторина, лекция, диспут, культпоход, выставка, выпуск газеты, концерт и др.

Учебная работа студентов в период второй педагогической практики заключается в изучении методической работы в образовательном учреждении, участии в работе педагогических советов и предметных комиссий, проведении уроков теоретического и производственного обучения.

С целью совершенствования умений по анализу урока практикант посещает занятия преподавателей и мастеров производственного обучения, своих сокурсников. Каждый урок должен быть проанализирован.

В период прохождения второй педагогической практикой студенты проводят самостоятельно 10 уроков по целым темам курсов теоретического обучения и 5 уроков производственного обучения по новым темам. Желательно, чтобы студенты V курса выбирали темы уроков по предметам их специализаций или по специальной технологии. Кроме этого, студенты выполняют специальное задание по методике профессионального обучения, которое ему выдает преподаватель курса "Методика профессионального обучения". Результаты выполнения задания студенты докладывают на государственных экзаменах по педагогике и методике обучения.

В содержание задания по методике теоретического обучения входят:

- перспективно-тематическое планирование темы;

- система опорных сигналов изучаемой темы;

- план-конспект уроков;

- примеры тестов контроля знаний и умения;

- содержание заключительной контрольной работы по теме;

- результаты контрольной работы, оформленные в виде диаграмм и графиков и т. д.

В содержание задания по методике производственного обучения входят:

- перспективно-тематическое планирование учебно-производственных работ учащихся;

- система опорных сигналов по темам;

- план-конспект урока производственного обучения;

- план-конспект интегративного урока производственного обучения и специальной технологии.

Воспитательная работа во время второй педагогической практики в целом аналогична работе во время первой практики, но задачи следует ставить более сложные. Отсюда рекомендуется обратиться к подготовке и проведению составных форм организации воспитательных мероприятий. Они строятся, как правило, либо на развитии простых форм, либо на их разнообразных сочетаниях. Это такие как конкурс профессионального мастерства, праздничный вечер, бал, вечер памяти, торжественный вечер, конференция, политинформация и др.

Наши рекомендации