Преемственность ступеней школьного образования.
Новая модель общеобразовательной школы включает в себя 3 ступени:
1-4 годы обучения (подготовительный-1-3 классы) — начальное общее образование;
5-10 годы обучения (4-9 классы) — основное (базовое) общее образование;
11-12 годы обучения (10-11 классы) — полное среднее общее образование.
Цели и содержание деятельности на каждой из ступеней школы отражают как организационно-структурную, так и содержательную основу системности построения образования в стране.
Содержание, объем учебной нагрузки, уровень и качество подготовки обучающихся на ступенях дошкольного, начального, основного (базового) и полного общего среднего образования определяются системой преемственно связанных государственных стандартов и образовательных программ.
В основу обеспечения преемственности между ступенями образования в целях, содержании, методах, формах и средствах обучения и воспитания положены следующие возрастные периоды развития:
· дошкольное детство — до 6 лет,
· период отрочества — 6-10 лет,
· подростковый возраст — 11-15 лет,
· ранний юношеский возраст— 15-18 лет.
В соответствии с психологическими и возрастными особенностями детей и подростков на каждой возрастной ступени триединые цели обучения, воспитания и развития учащихся, содержание образования и технологии обучения уточняются и конкретизируются адекватно выделенным ступеням образования и их целевым функциям.
В то же время традиции развития отечественной системы образования, сложившиеся культурные стереотипы, социально-экономические преобразования в стране и существующая перегрузка учащихся в школе потребовали увеличения сроков обучения в базовой школе до 16 лет, в связи с чем было введено 12-летнее обучение. Оно просуществовало до 2008 г., в июне этого года после непродолжительного обсуждения сроков обучения в школе общественностью, учеными и политиками 12-летнее образование в РБ было отменено, в школе возвращены прежние сроки обучения.
В рамках реформирования системы образования произошли изменения в оценке и контроле результатов учебно-познавательной деятельности учащихся (введение 10-балльной системы оценки, единое центральное тестирование выпускников средней школы без упразднения выпускных экзаменов).
Реформирование в исследуемый период осуществлялось и в системе высшего образования. Основные направления реформирования высшего образования:
· Переход на университетский тип образования.
· Изменения сроков обучения в вузах.
· Создание многоуровневой системы подготовки профессиональных кадров в университетах.
· Открытие новых факультетов и специальностей в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, общественными изменениями.
Реформирование образовательной системы в соответствии с Законом об образовании было начато в 1995 г., должно быть закончено в 2010. Условно программу реформирования можно разделить на следующие этапы:
· нормативно-законодательный этап (1996-2000г.), предполагал научно-методическое обеспечение реформы, разработку образовательно-воспитательных законов, концепций, программ, планов;
· организационно-внедренческий этап (2001-2005), в этот период осуществлялось создание и внедрение в учебно-воспитательный процесс школ новых учебных программ, учебников и учебных пособий, методик и технологий обучения и воспитания;
· завершающий этап (2005-2010) – диагностика, корректировка, доработка, оценка результатов реформы, преобразование всей системы образования.
В целом, в качестве положительных тенденций развития системы образования в Республике Беларусь в 90-е гг. можно отметить:
· переход к личностно-ориентированному обучению (этому во многом способствуют процессы гуманизации школы, дифференциации обучения и воспитания) и, как следствие, повышение качественного уровня образования современных школьников;
· обновление содержания гуманитарного образования (создание учебников по предметам гуманитарного цикла, соответствующих исторической правде, общечеловеческим, а не партийным ценностям, потребностям современного социума);
· появление новых типов учебных заведений, в которых в большей степени возможно удовлетворение образовательных запросов и потребностей учащихся, развитие их индивидуальных особенностей, подготовка к выбору профессии в соответствии с наклонностями и способностями.
· своевременное введение института социальных педагогов и педагогов-психологов, их помощь в обучении и воспитании детей из групп риска сегодня достаточно эффективна.
· усовершенствование кадрового состава педагогических работников в целом: в общеобразовательных учреждениях работают 142 тысячи педагогов, из них 86, 3 % имеют высшее педагогическое образование (для сравнения: в 50-е гг. насчитывалось 30 тысяч учителей, из них высшее образование имели лишь 2424). Качество профессионально-педагогической подготовки совершенствуется.
15.2. Основополагающие документы о становлении и развитии образования в Республике Беларусь. Белорусская школа 90-х годов, современная образовательная система руководствуется в учебно-воспитательном процессе следующими основополагающими документами: Закон «Об образовании в Республике Беларусь» (1996, 2006 гг.), «О языках в Белорусской ССР» (1990), «Концепция реформы общеобразовательной школы в Республике Беларусь» ( Программа), Закон «О правах ребенка» (1993), «Концепция развития детского движения в Республике Беларусь», «Рекомендации по организации воспитательной работы», «Состояние и пути развития школьного образования в Республике Беларусь», «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (2006 г.), «Конституция Республики Беларусь».
Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь была одобрена постановлением Коллегии Министерства образования РБ №24 от 30 ноября 1999г. В соответствии с данной Концепцией, была разработана программа ее реализации. В 2006 г. появилась усовершенствованная «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь». Программа воспитания детей и учащейся молодежи в РБ состоит из семи разделов: «Методологические основы разработки программы», «Духовная сфера жизнедеятельности личности», «Гуманитарная сфера жизнедеятельности», «Организационная сфера жизнедеятельности», «Материальная сфера жизнедеятельности», «Ресурсное обеспечение процесса воспитания», «Основные направления реализации концепции и программы воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь».
Целями программы являются создание необходимых условий (научно-методических, организационных, кадровых, информационных) для формирования воспитательных систем в различных типах образовательных учреждений; упорядочение их деятельности, ориентированной на развитие социально зрелой и творческой личности, способной быть субъектом своей жизнедеятельности.
В программе определены ведущие задачи воспитания:
1) способствовать повышению статуса воспитания в системе непрерывного образования в Республике Беларусь, расширению состава субъектов воспитания и координации их усилий;
2) представить теоретические и нормативные ориентиры, помогающие педагогу принять ответственное решение по основным вопросам воспитательной работы в современных условиях;
3) раскрыть основное содержание воспитания, которое позволит растущему человеку самоопределиться во всех сферах жизнедеятельности; 4) стимулировать развитие демократического стиля руководства воспитательным процессом;
5) активно внедрять современные технологии личностно-ориентированного педагогического взаимодействия;
6) задать ориентиры в работе с детьми, имеющими отклонения в психофизическом и личностном развитии;
7) охарактеризовать ресурсное обеспечение процесса воспитания детей и молодежи в республике;
8) раскрыть содержание основных направлений реализации Концепции и Программы воспитания.
Основным направлением воспитательной работы в РБ определено гражданское воспитание. В Концепции разработано содержание гражданского воспитания учащихся, его оптимальные методы, формы и средства.
Объективными предпосылками повышения значимости гражданского воспитания учащихся являются:
· Становление Республики Беларусь как суверенного государства, социально-экономические преобразования. Возникновение Беларуси как суверенного государства обусловило актуализацию проблемы воспитания подрастающего поколения в духе гражданственности, так как государственное становление и национальное возрождение, будущее общества зависят от степени сформированности гражданских качеств его членов. В связи с этим интерес к данной проблеме (никогда не ослабевающий) сегодня приобрел характер важнейшей социально-политической проблемы.
· Необходимость формирования гражданских качеств определяется развитием в Республике Беларусь гражданского общества, характеризующегося в настоящее время плюрализмом взглядов, идей, множественностью партий, молодежных объединений, движений. В этих условиях необходимо формировать умения и способности к компромиссу, терпимости к оппоненту, опыт гражданских взаимоотношений, обеспечивающих гражданский мир и согласие в обществе.
В Концепции раскрывается сущность гражданственности как комплексного личностного качества. Гражданственности в самом общем плане определяется как сознательное и активное выполнение индивидом своих гражданских обязанностей и гражданского долга перед государством, обществом, народом, соблюдение Конституции Республики Беларусь, нравственно-правовых норм жизни.
Гражданственность предполагает сформированность конституционных, правовых позиций личности, что обеспечивает добровольное, сознательное соблюдение выработанных социальных норм. Это своего рода стандарт поведения, имеющий побудительное и императивное воздействие на индивида.
Гражданственность как комплексное качество включает в себя ряд важнейших личностных качеств, в числе таких, как чувство собственного достоинства, самоуважение, дисциплинированность, ответственность, социальная активность, инициативность, бережливость и др.
В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь определены цель, задачи и содержание гражданского воспитания.
Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегрированного качества личности, включающего в себя любовь к Родине и стремление к миру, внутреннюю свободу и уважение государственной власти, государственных символов — герба, флага, гимна, символики других стран, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих взаимосвязанных задач:
· формирование бережного отношения к истории Отечества, его культуре, обычаям, традициям, а также уважения и почитания государственных законов, символов, ответственности за судьбу Отечества;
· воспитание готовности к защите Родины, укреплению ее чести и достоинства;
· формирование чувства гордости за достижения страны в области науки, техники, культуры, спорта;
· усвоение учащимися правовых норм, обеспечение их личностного смысла и потребности в соблюдении правовых норм повседневной жизни;
· стимулирование политической, экономической, социальной, природоохранной активности учащихся;
· воспитание политической культуры личности, политического мышления учащихся, их способности к самостоятельной политической оценке происходящих событий общественно-политической жизни общества.
Основным средством гражданского воспитания является процесс обучения.. Задачи гражданского воспитания объективно могут быть успешно решены в целостном учебно-воспитательном процессе благодаря богатому содержанию всех изучаемых в школе учебных дисциплин. Гражданский воспитательно-образовательный характер имеют все предметы учебного плана.
Многообразие используемых при этом общих активных форм и методов работы учителя на уроках (диалог, полилог, дискуссия, коллективная разработка и защита тематических проектов, решение проблемных ситуаций с социальным содержанием, обсуждение публикаций политического и правового содержания) содействует развитию критичности мышления учащихся, формированию у них устойчивого эмоционально-положительного отношения к изучаемым ценностным идеям.
Существенным дополнением к урочной работе по гражданскому воспитанию учащихся является внеклассная воспитательная работа, в процессе которой не только расширяется социальный кругозор учащихся, но и обогащается опыт активной гражданской позиции.
В воспитании гражданственности действенными средствами являются труд, обеспечивающий формирование духовного здоровья личности; книга, создающая запас духовной прочности; природа, закладывающая истоки доброты, гуманного отношения ко всему живому; средства массовых коммуникаций.
Таким образом, есть все основания сделать вывод о том, что гражданственность — это приоритетная ценность, обретение которой позволяет осознать человеческое достоинство и достигнуть человеческого совершенства.
Критерии сформированной гражданственности как интегративного качества личности предстают знание Конституции Республики Беларусь, гражданских прав и обязанностей, особенностей гражданского общества; законопослушность (уважение законов); готовность к активному участию в жизни общества; сформированность потребности защищать интересы Республики Беларусь.
15.3. Развитие педагогической мысли в Республике Беларусь в конце XX – начале XXI века.Анализ развития педагогической мысли в наше й стране в 90-е гг. прошлого века и на современном этапе позволяет констатировать, что ученые, педагоги Беларуси вносят значительны вклад в развитие педагогической науки и практики.
В основном научно-педагогические исследования ведутся в русле приоритетных вопросов реформирования и организации образовательной системы в Республике Беларусь:
· Демократизация и гуманизация педагогического процесса в современной школе (А.Н. Березовин, К.В. Гавриловец, В.Т. Кабуш. И.И. Казимирская, И.И. Рыданова, А.П. Сманцер и др.).
· Разработка инновационных образовательно-воспитательных технологий (Н.А. Масюкова, С.С. Кашлев. Б.В. Пальчевский, И.И. Цыркун и др.).
· Проблема формирования педагогического профессионализма (В.В. Буткевич, В.П. Тарантей, Р.С. Пионова, И.Ф. Харламов и др.).
Научные исследования ведутся в направлении совершенствования системы управления образованием на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в рамках единого образовательного пространства, повышения рейтинга Республики Беларусь в международных исследованиях качества образования до уровня стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития.
15.4. Основные направления государственной молодежной политики, основы работы с молодежными и детскими общественными объединениями в Республике Беларусь. Белорусское общество идет по пути социально-экономических преобразований. В основных направлениях развития народного хозяйства Республики Беларусь обозначены главные приоритеты: экспорт, жилье, продовольствие.
Каждое государство ищет свой путь развития, который бы учитывал и политическое расположение, и ресурсы, и уровень образованности и культуры населения. Совокупность представлений о направлениях и формах такого развития составляет цель государственной идеологии, которая призвана определять важнейшие идеалы общества, цели и перспективы страны, мобилизовать людей, прежде всего молодежь, на их достижение. По существу, у нас сложилась " Белорусская модель развития", которая во многом определяет сегодняшнюю идеологическую и воспитательную работу с молодежью. Идеологию оправданно сравнивать с иммунитетом человека, который позволяет противостоять болезням, обеспечивая нормальное развитие и функционирование всего организма.
Основные характеристики «Белорусской модели развития» вполне соотносятся с целью, задачами, принципами и содержанием государственной молодежной политики, ее гуманистической и культурологической направленностью. Базовыми характеристиками «Белорусской модели развития» являются:
· сильная и эффективная государственная власть, которая предполагает у молодежи уважение к белорусской государственности, законам и другим атрибутам гражданского общества;
· становление в равной мере частного и государственного секторов в экономике, формирование эффективного собственника;
· интеграционные процессы с Россией и другими странами СНГ;
· сильная социальная политика государства, основанная на доступности и равенстве прав в получении образования, предоставлении гражданам первого рабочего места, медицинской помощи и пенсионного обеспечения.
Государственная молодежная политика – основа стабильного государства. Она особо востребована на фоне негативных последствий изменений в обществе в 90-х гг., которые отразились на ценностных ориентациях, нормах и правилах поведения, усложнили процесс воспитания детей и учащейся молодежи. В их среде в большей степени стали проявляться социальная тревожность, неуверенность в завтрашнем дне, агрессивность и жестокость, наметилась тенденция к увеличению количества учащихся с девиантным поведением (употребление алкоголя и наркотиков, воровство, насилие, вымогательство, проституция и т.д.).
Во многом это объясняется тем, что в 90-е гг., включая начало первого десятилетия текущего века, наметилось падение воспитательного потенциала учреждений образования (за счет ухода наиболее профессиональной категории педагогических работников в коммерческую деятельность в связи со снижением социального и материального положения учителя).
Были распущены пионерская и комсомольская организации, что способствовало потере интереса детей и учащейся молодежи к общественной работе, снижению уровня гражданского воспитания.
Во многом жизнь в молодежной среде стала подчиняться законам коммерциализации, была потеряна массовость в спортивно-оздоровительной работе.
Возникли попытки проникновения в воспитательный процесс деструктивных религиозных организаций и миссионеров. Увеличился поток печатной продукции и информации с телевизионных каналов со сценами насилия, жестокости, убийств, эротики и порнопродукции. Обесценивалась честная трудовая деятельность. До сих пор мы ощущаем, насколько сложно воспитывать детей и молодежь на фоне таких отрицательных общественных явлений. В связи с этим идеологическая и воспитательная работа с детьми и молодежью стала объектом пристального внимания со стороны государства, государственных органов и органов управления образованием.
Сегодня система образования в нашей стране вышла на новый этап совершенствования воспитательной и идеологической работы – осуществление последовательного перехода от системы воспитательных мероприятий к созданию целостной воспитательной среды, которая формируется не только учебно-воспитательным процессом в школе, но всем строем жизни в ближайшем социальном окружении детей и молодежи.
В целях сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала страны утверждена государственная программа «Молодежь Беларуси» (2006 – 2010 гг.), в которой предусматривается наряду с повышением образовательного уровня молодежи и ее подготовки к труду формирование правовой и политической культуры, активное участие в общественной жизни страны через общественные объединения детей и молодежи. Программа предусматривает развитие позитивных молодежных инициатив в рамках возрожденных пионерских организации, белорусского союза молодежи, волонтерского движения, спортивно-оздоровительных, художественно-творческих детских и молодежных объединений.
С 2006 по 2010 гг. в Беларуси действует программа «Молодые таланты Беларуси», направленная на создание целостной системы выявления, поддержки и развития творческого потенциала талантливой молодежи, обеспечение ее самореализации и участия в создании нашего государства.
Контрольные вопросы и задания:
1. Какие социокультурные события обусловили возникновение и развитие национальной системы образования в Беларуси в 90-е гг.? Определите важнейшие структурные компоненты этой системы.
2. Выделите из текста лекции и запомните документы, законы, которые закрепили стандарты в сфере образования и определили новые теоретико-методологические и практические подходы к обучению и воспитанию детей и молодежи в конце XX- начале XXI века.
3. Охарактеризуйте этапы реформирования системы образования Республики Беларусь. Какие положительные тенденции развития системы образования в нашей республике Вы можете выделить как результаты проводимых в конце прошлого – начале нынешнего века реформ белорусской школы?
4. Какие негативные тенденции стали причиной искажения ценностных ориентаций подрастающего поколения в 90-х гг. прошлого века?
5. Каковы основные направления государственной молодежной политики, разработанные с целью устранения негативных тенденций, выделенных в ответе на предыдущий вопрос?
Литература:
1. Володько, В.Ф. Суть и содержание предстоящей реформы школы / В.Ф. Володько. – Минск, 1996.
2. Закон «Об образовании в Республике Беларусь» // Настаунiцкая газета, 1991. 29 кастр.
3. Закон Республики Беларусь « О внесении изменений и дополнений в закон Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь» // Настаунiцкая газета. 2002. 4 крас.
4. Закон Республики Беларусь «Об общем образовании». Программа развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2006 – 2016 годы. Образовательный стандарт «Общее среднее образование. Основные нормативы и требования. – Минск, 2007.
5. Закон РБ аб правах дзiцяцi // Праблемы выхавання. – 1966. – вып. 2. - - С. 10 – 21.
6. Итоги работы системы образования в 2006 г. и основные задачи по ее развитию в 2007 г. – Минск, 2007.
7. Капранова, В.А. История педагогики: учеб. пособие / В.А. Капранова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Новое знание, 2005. – 240 с. – С. 184 – 193.
8. Концепция реформы общеобразовательной школы в Республике Беларусь. – Минск, 1996.
9. Непрерывное воспитание детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: Концепция и Программа на 2006 – 2010 годы / под общ. Ред. Т.Н. Ковалевой. – Минск, 2007.
10. О введении 10-балльной системы оценки результатов учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего и профессионально-технического образования. Постановление Министерства образования в Республике Беларусь от 24. 05. 2002 // Адукацыя i выхаванне. – 2002. – № 8. – С. 7 – 14.
11. Орлова, А.П. История педагогики: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений по педагогическим специальностям / А.П. Орлова, Н.К. Зинькова, В.В. Тетерина; под общ. Ред. А.П. Орловой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. – 380 с. – С.303 – 328.
12. Программа развития национальной системы образования на 2006 – 2010 годы. – Минск, 2006.
13. Реформа общеобразовательной школы Республики Беларусь: приоритетные направления, опыт реализации. Метод. рекомнд. – Минск: БГПУ, 2003.
14. Шинкарев, В.М. Концепция развития средней школы в XXI веке / В.М. Шинкарев // Адукацыя i выхаванне. – 1999. - № 5 – 6. – С. 89 – 91.