Выразительное чтение и анализ рассказа. Логопед. Сегодня мы познакомимся с рассказом Кон­стантина Дмитриевича Ушинского «Чужое яичко» и бу­дем учиться составлять пересказ по рисуночному плану.

Логопед. Сегодня мы познакомимся с рассказом Кон­стантина Дмитриевича Ушинского «Чужое яичко» и бу­дем учиться составлять пересказ по рисуночному плану.

Логопед выразительно читает детям рассказ. После этого задает ряд вопросов.

— Когда произошла эта история?

— Кто поставил в курятник корзину с яйцами? Сколь­ко было яиц в корзине?

— Какое было тринадцатое яйцо? Кого старушка Дарья посадила высиживать яйца?

— Что произошло с яйцами через три недели? Как ку­рица относилась к странному цыпленку?

— Все ли птенчики были одинаковыми? Какой был пте­нец из тринадцатого яйца?

— Что случилось на берегу пруда?

— Что поняла старушка Дарья?

— Какой это рассказ: веселый или грустный?

Логопед предлагает детям повторно послушать рассказ.

Физкультминутка.

Речевой материал Выполняемые движения
Раз-два — шли утята, Шагаем на месте.
Три-четыре — шли домой, Прыгаем на месте.
Вслед за ними плелся пятый, Хлопаем в ладони.
Впереди бежал шестой, Бежим на месте.
А седьмой отстал от всех — Медленно шагаем на месте.
Испугался, закричал: Хлопаем в ладоши.
— Где вы, где вы? Прыгаем на месте.
— Не кричи, Мы тут рядом, поищи! Топаем ногами.

Составление пересказа текста по опорному схематичному плану.

Логопед предварительно рисует маркерами пункты плана на доске.

Логопед. Давайте попробуем пересказать эту историю по опорному схематичному плану.

Логопед называет детям каждый пункт плана. После этого предла­гает детям разделиться на три команды и составить пересказ. Логопед напоминает о том, что дети каждой команды получат фишки за составление предложений по пунктам плана. За состав­ление полного «красивого» предложения, сравнения или речевого оборота, каждый участник может заработать Для команды допол­нительную призовую фишку.

После этого логопед приглашает для пересказа по очереди коман­ды детей. Участники каждой команды договариваются между со­бой о том, кто будет начинать рассказ, кто — продолжать, а кто — заканчивать его. В конце пересказа логопед указывает на символ «сердце». Дети должны выразить свое отношение к героям расска­за и сказать, понравился им рассказ или нет.

Выразительное чтение и анализ рассказа. Логопед. Сегодня мы познакомимся с рассказом Кон­стантина Дмитриевича Ушинского «Чужое яичко» и бу­дем учиться составлять пересказ по рисуночному плану. - student2.ru

Выразительное чтение и анализ рассказа. Логопед. Сегодня мы познакомимся с рассказом Кон­стантина Дмитриевича Ушинского «Чужое яичко» и бу­дем учиться составлять пересказ по рисуночному плану. - student2.ru

III. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итоги. Оценивает работу детей на за­нятии, благодарит всех за старание. Подсчитывает зарабо­танные детьми фишки, определяет команду победителей. Логопед и дети аплодируют им.

Занятие 16. «Как помочь птицам зимой?»

Цель: Составление рассказа по серии сюжетных картин.

Задачи:

— учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин (ССК) с опорой на план и с помощью слова- подсказки логопеда;

— учить детей обогащать повествование рассказа выра­зительными средствами русского языка (однородны­ми членами предложения, эпитетами, синонимами);

— развивать словесно-логическое мышление и произ­вольное внимание детей;

— стимулировать положительные эмоции детей;

— воспитывать бережное, заботливое отношение к жи­вотным и птицам.

Оборудование: серия сюжетных картин (СКК) «Как помочь птицам зимой?» (1-4), рисунки-пиктограммы.

Ход занятия

I. Интеллектуальная разминка

Логопед предлагает детям рассмотреть ССК и расставить в логической последовательности картины серии на доске. Нужно придумать название рассказу, рассмотреть рисунки- пиктограммы и составить с их помощью план рассказа[5] .

Выразительное чтение и анализ рассказа. Логопед. Сегодня мы познакомимся с рассказом Кон­стантина Дмитриевича Ушинского «Чужое яичко» и бу­дем учиться составлять пересказ по рисуночному плану. - student2.ru

II. Основная часть занятия

1. Коллективное составление вариантов предложений к каждому пункту плана (части рассказа, картине).

Логопед. Рассмотрите внимательно картины и продол­жите мои предложения.

Упражнение выполняется по подсказке логопеда — одному данно­му слову.

Картина 1: Наступила... Однажды... Дети... Воробышек...

Картина 2: Девочка... Мальчик... Ребята... Воробышек...

Картина 3: Дети... Воробышек... Он... Ребята...

Картина 4: Дети... Мальчик... Девочка... Ребята...

В процессе составления предложений проводится обсуждение ва­риантов и выбор наиболее удачных.

Физкультминутка.

Речевой материал Выполняемые движения
Все тропинки занесло, Снег блестит, искрится, Клювиком в мое стекло Стукнула синица. За окном повешу ей Я кусочек сала, Чтоб теплей и веселей Бедной птахе стало. (Т.А. Шорыгина) По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.

Введение в предложения однородных членов, синонимов, эпитетов.

Речевое упражнение «Скажи иначе» (на подбор синони­мов). Дети по очереди называют слова, близкие по значе­нию (синонимы), к каждой картине.

Картина 1: Однажды морозным (холодным, зимним) днем... Дети увидели (заметили, обнаружили, нашли)... Воро­бышек замерз (обледенел, окоченел, был холодный как лед)...

Картина 2: Девочка согрела (отогрела своим теплом, обог­рела)... Дети воробышка взяли (подобрали, забрали, понесли домой)... Дети быстро шли (спешили, шагали, торопились)...

Картина 3: Воробей клевал (ел, подкреплял силы)... Во­робышек отогрелся (согрелся, остался в живых)...

Картина 4: Мальчик кормушку сделал (смастерил, сконструировал, построил)... Дети птиц кормили (под­кармливали, давали корм)...

3. Объединение отработанных предложений в связные фрагменты рассказа в соответствии с повествова­тельным планом и картинами серии.

Составление детьми рассказа по ССК по цепочке (при­нимают участие все дети). Логопед дает детям установку на внимание: необходимо следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить.

III. Подведение итогов занятия

Логопед. Ответьте на мои вопросы. Чем вы занимались на занятии? Чему научились? Какие новые слова запом­нили? Как в рассказе дети отнеслись к воробышку? Как люди должны относиться к птицам и животным, природе? И т.д.

Логопед благодарит детей за старание, отмечает наиболее актив­ных рассказчиков.

Занятие 17. «Чудесные инструменты»

Цель: Придумывание мини-сказок о различных «волшеб­ных» инструментах.

Задачи:

— уточнить, расширить и активизировать словарь де­тей по теме «Инструменты»;

— учить детей придумывать мини-сказки о различных «волшебных» инструментах;

— развивать у детей наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление и творческое вооб­ражение.

Оборудование: предметные картинки с изображениями различных инструментов, специальные и призовые фишки, мяч, магнитно-маркерная доска.

Ход занятия

I. Интеллектуальная разминка

Логопед предлагает детям провести игру с мячом «Кому что нужно?»

Логопед называет профессию и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет инструменты, нуж­ные человеку данной профессии, и возвращает мяч логопе­ду. Например: Что нужно маляру? (Маляру нужны кисти и валики для нанесения краски.)

II. Основная часть занятия

Введение в тему занятия.

Логопед. Все вы, конечно, любите сказки. В сказках про­исходят чудеса и различные превращения. А еще в сказ­ках добро всегда побеждает зло. Давайте вспомним сказ­ки Ганса Христиана Андерсена. Какие сказки вы знаете? (Дети перечисляют их.)

В сказках этого датского писателя многие простые пред­меты оживали и даже могли говорить. Сегодня и мы с вами превратимся в сказочников. Но сначала давайте покажем один из наших знакомых инструментов.

Физкультминутка.

Речевой материал Выполняемые движения
По хозяйству мне пила Очень сильно помогла. Я дощечки распилил И скворечник смастерил. (С. Чертков) По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.

2. Составление мини-сказок о «волшебных инстру­ментах.

Логопед. Сначала вам нужно разделиться на три коман­ды. На доске находятся картинки с изображениями раз­личных инструментов и сказочных героев. Каждая коман­да выберет инструмент и попробует сочинить свою малень­кую полезную сказку об этом инструменте.

Каждый выбранный вами инструмент должен будет об­ладать какими-то волшебными свойствами, которые по­могут герою справиться с трудностями или принесут ему пользу.

Для создания сказки нужно придерживаться устного плана.

Устный план для составления сказки

1. Придумать героя сказки; важное дело, которое ему нужно будет сделать; трудности, с которыми герой столкнется;

2. Выбрать любой инструмент и сделать его волшеб­ным;

3. Придумать, как инструмент попадет в руки героя и как герой справится при помощи этого инструмен­та со своим важным делом или трудностями.

Посмотрим, чья история окажется самой необычной и интересной. Напоминаю, что участники каждой коман­ды получают фишки за составление предложений. За со­ставление полного «красивого» предложения, сравнения или речевого оборота каждый участник может заработать для команды дополнительную призовую фишку. В конце занятия мы определим команду победителей.

Члены каждой команды обсуждают, о чем будет их сказка, какого они выберут героя и какой инструмент сделают волшебным. После этого рассказывают свои сказки, дополняют ответы товарищей.

III. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итог занятия. Благодарит всех за ра­боту. Подсчитывает фишки и определяет команду победи­телей. Все поздравляют их и аплодируют лучшим сказоч­никам.

Занятие 18. «Кем быть?»

Цель: Составление творческих рассказов с элементами драматизации о различных профессиях.

Задачи:

— уточнить, расширить и активизировать словарь де­тей по теме «Профессии»;

— учить детей составлять творческие рассказы с эле­ментами драматизации;

— развивать наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление и творческое воображение.

Оборудование: «волшебный», тканевый мешочек, неболь­шие таблички с надписями: «Стройка» (архитектор, строитель, каменщик, маляр...), «Консерватория» (дирижер, трубач, скрипач...), «Детский сад» (вос­питатель, повар, дворник...) и т.п.; настоящие ин­струменты людей разных профессий по количеству детей (малярные кисти и валики, музыкальные ин­струменты и т.д.), специальные и призовые -фишки (примерно по 30 штук).

Ход занятия

I. Интеллектуальная разминка

Игра с мячом «Назови одним словом». Логопед назы­вает детям действия, выполняемые людьми, и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок называет профессию этого чело­века и возвращает мяч логопеду. Например: Лес рубит... (Лесоруб.) Лечит людей... (Врач.) Готовит пищу в столо­вой... (Повар.)


II. Основная часть занятия

Введение в тему занятия.

Логопед. Сегодня на занятии мы поговорим о различных профессиях. Послушайте стихотворение известного итальянского детского писателя Джанни Родари «Чем пахнут ремесла» в переводе Самуила Яковлевича Маршака.

У каждого дела Пахнет кондитер

Запах особый: Орехом мускатным.

В булочной пахнет Доктор в халате —

Тестом и сдобой. Лекарством приятным.

Мимо столярной Рыхлой землею,

Идешь мастерской, — Полем и лугом

Стружкою пахнет Пахнет крестьянин,

И свежей доской. Идущий за плугом.

Пахнет маляр Рыбой и морем

Скипидаром и краской. Пахнет рыбак.

Пахнет стекольщик Только бездельник

Оконной замазкой. Не пахнет никак.

Куртка шофера Сколько ни душится

Пахнет бензином. Лодырь богатый,

Блуза рабочего — Очень неважно

Маслом машинным. Он пахнет, ребята!

Логопед. Как же человеку выбрать из огромного коли­чества различных профессий ту, которая будет приносить пользу людям и станет любимым делом на долгие годы? Каждый из вас скоро вырастет и должен будет освоить какую-то профессию. Для этого уже сейчас нужно прислу­шиваться к себе и постараться понять, к чему у вас есть склонности. Кто-то любит шить с самого детства. Может быть, когда этот человек подрастет, он сможет стать за­мечательным портным или даже известным модельером. Кто-то любит строить дома из конструктора или кубиков. Возможно, этот человек станет хорошим строителем или талантливым архитектором. А кто-то не представляет сво­ей жизни без животных. Этот человек может стать ветери­наром — то есть сможет лечить животных...

Знайте, ребята, что нужно много учиться и стараться любое дело делать хорошо. Только тогда другие люди смо­гут сказать про вас, что вы — «мастера своего дела» и у вас «золотые руки». А еще необходимо запастись большим терпением. Как говорится в русской поговорке, «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

Физкультминутка.

Речевой материал Выполняемые движения
Две сестрички, две руки, Рубят, строят, роют, Рвут на грядке сорняки И друг дружку моют. Месят тесто две руки — Левая и правая, Воду моря и реки Загребают, плавая. (С. Маршак) Встряхивание кистями рук. Далее по ходу стихотворения дети выполняют соответствующие дви­жения.

2. Составление творческих рассказов с элементами драматизации о различных профессиях. Логопед. Теперь мы с вами перейдем к делу. Сначала по­играем в игру «Чьи это инструменты?» Люди разных профессий оставили вам в подарок свои инструменты. Подойдите к столу, на котором они разложены. Каждый из вас должен выбрать и назвать любой инструмент, а за­тем рассказать о том, человеку какой профессии он нужен. Например: «Этот инструмент называется малярный ва­лик. Он нужен маляру для покраски стен краской».

После этого логопед предлагает детям разделиться на три коман­ды. Каждая команда вытягивает табличку из «волшебного» непро­зрачного мешочка. На табличках записаны места работы и профес­сии людей. Например: «Стройка» (архитектор, строитель, камен­щик, маляр,..), «Консерватория» (дирижер, трубач, скрипач...), «Детский сад» (воспитатель, повар, дворник...), и т.п. В соответствии со своей табличкой, дети каждой команды распре­деляют роли и выбирают необходимые инструменты для работы.

Логопед выбирает для себя роль ведущего — журналиста, кото­рый начинает каждый рассказ.

Например: «Здравствуйте, ребята. Мы с вами нахо­димся на стройке большого дома. Сейчас люди, которые ра­ботают на этой стройке, расскажут вам о своих профес­сиях и покажут инструменты, нужные им для работы».

После этого каждый ребенок этой команды составляет небольшой рассказ о своей профессии. Остальные дети, внимательно слушаю­щие рассказчиков, могут задавать им различные вопросы по теме. Дети обязательно получают за свои рассказы по фишке, но за пол­ное «красивое» предложение, речевой оборот, сравнение могут получить призовые фишки.

Таким образом, за занятие члены каждой команды составляют свои мини-рассказы о различных профессиях. Весь реквизит логопед подбирает заранее.

III.Подведение итогов занятия

Логопед подводит итог занятия. Благодарит всех де­тей за работу. После этого вместе подсчитывают обычные и призовые фишки, полученные за составление рассказов каждой командой. Определяется команда победителей. Остальные дети аплодируют лучшим рассказчикам.

Занятие 19. «Путешествие на машине времени»

Цель: Составление рассказов о путешествии во времени по воображению, с опорой на предметные картинки.

Задачи:

— уточнить, расширить и активизировать словарь де­тей по теме «Транспорт»;

— учить детей составлять рассказы по воображению с опорой на предметные картинки о развитии раз­личного транспорта;

— развивать наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление и творческое воображение.

Оборудование:пульт от любой бытовой техники, иллюстра­ции 86-101 с изображениями различных видов тран­спорта (арба, телега, велосипед, трамвай, паровоз, автомобиль; плот, лодка, корабль-парусник, паро­ход, паром; воздушный шар, планёр, пассажирский самолёт, сверхзвуковой самолёт, ракета), магнитно- маркерная доска.

Ход занятия

I. Интеллектуальная разминка

Логопед приглашает детей отправиться в необычное путешествие, но сначала предлагает размять­ся перед дорогой — вспомнить различные виды транспор­та. Проводится игра «Вспомни и назови».

Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу по кругу, называть виды транспорта и признаки. Следить за тем, чтобы дети не повторялись. Например: Большой авто­бус. Зеленый автомобиль...

II. Основная часть занятия

Введение в тему.

Логопед. Во все времена человеку нужны были средства передвижения для того, чтобы перевозить людей и грузы на дальние расстояния. Сегодня мы с вами совершим путе­шествие на машине времени и посмотрим, как развивался транспорт.

А вы, ребята, знаете, что такое машина времени? (Дети дают ответы.) Да, машина времени помогает людям пе­ремещаться во времени и пространстве. Но существует она пока только в нашем воображении. Давайте представим, как будет выглядеть наша машина времени. (Дети дают ответы.) А вот — пульт управления. Но сначала вспомни­те, на какие группы можно поделить весь транспорт. (Наземный, подземный, водный и воздушный.)

Физкультминутка.

Речевой материал Выполняемые движения
Сели на машину. Налили бензина. На машине ехали, до реки доехали. Стоп. Разворот. На реке пароход. Пароходом плыли, до горы доплыли, Пароход не везет. Надо сесть в самолет. Самолет летит, в нем мотор гудит: у-у-у. Во время физкультминутки дети имитируют движения транспортных средств.

2. Составление творческих рассказов по опорным кар­тинкам.

Логопед. Обхватите плечи руками. Я нажимаю цифру «один» на пульте управления, и мы отправляемся в первое путешествие. Перед вами набор картинок, которые нужно расставить в правильном порядке и рассказать, как проис­ходило развитие наземного транспорта.

Дети рассматривают картинки, расставляют их в хронологическом порядке, комментируют свои действия.

Логопед. Пожалуй, самым большим достижением че­ловека для передвижения по земле стало изобретение... колеса. Позднее человек изобрел для передвижения и пе­ревозки грузов двухколёсную арбу, в которую за­прягал лошадь или осла. Потом для перевозки тяжелых грузов изобрели телегу. В нее запрягали: волов и лошадей- тяжеловозов.В городах люди также стремились к быстрому передви­жению. И в один прекрасный день изобрели велосипед, которым человек мог управлять самостоятельно. После ве­лосипеда изобрели трамвай, паровоз и автомобиль. В наше время люди совершенствуют эти виды транспорта. Так, на­пример, появился подземный транспорт — метро.

Теперь снова обхватите плечи руками. Я нажимаю на пульте цифру «два», и на машине времени мы отправимся во второе путешествие. Сейчас мы узнаем о том, как раз­вивался водный транспорт. Перед вами следующий набор картинок, которые также нужно расставить в правильном порядке, догадаться и рассказать, как происходило разви­тие водного транспорта.

Дети рассматривают картинки, расставляют их в хронологическом порядке, комментируют свои действия. (Плот, лодка, парусный ко­рабль, пароход, паром.)

Логопед. А сейчас обхватите плечи руками, я нажимаю на пульте цифру «три», и на машине времени мы отпра­вимся в последнее, третье, путешествие. Сейчас мы узнаем о том, как развивался воздушный транспорт. Перед вами третий набор картинок, которые снова нужно расставить в правильном порядке и попробовать догадаться и расска­зать, как происходило развитие воздушного транспорта.

Дети рассматривают картинки, расставляют их в хронологическом порядке, комментируют свои действия. (Воздушный шар, планёр, пассажирский самолёт, сверхзвуковой самолёт, космический ко­рабль — ракета.)

Логопед. Молодцы, ребята. Все вы хорошо поработали. Обхватите плечи руками, я нажимаю на пульте цифру «ноль», и на машине времени мы возвращаемся домой. Понравились вам путешествия? (Ответы детей.)

III. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итог занятия. Спрашивает детей о том, какие путешествия они совершали и на чем. Благо­дарит всех детей за старание и просит их нарисовать эти путешествия в своих специальных альбомах.

Наши рекомендации