Чтение и анализ третьей части рассказа Э. Сетон-Томпсона «Чинк»

Читаем третью часть рассказа и анализи­руем текст:

• Понравилась ли вам третья часть рассказа? Чем?

• Какие сцены, описанные автором в этой части, осо­бенно взволновали?

• Кого вам было жаль? Кого вы осуждали? Почему?

• Почему автор пишет: «При всей своей щенячьей глупости Чинк был сторожевым псом...»? Доказал ли это в действительности Чинк? Расскажите.

• Как встретил Чинк проезжающего горца? Про­читайте.

• О чём свидетельствовали действия Чинка?

• Что чувствовал терзаемый голодом Чинк? Почему он не взял копчёную грудинку в мешке хозяина?

• Какие перемены произошли в поведении Чинка? Прочитайте.

• Как он встретил появление койота?

• Что придавало силы собаке?

• Хотелось ли вам помочь щенку? Почему? Как бы вы это сделали?

• Прочитайте, какой была осада Чинка.

• Вызывает ли у вас уважение поведение собаки?

• Во что превратила беда Чинка? Найдите ответ в тексте.

• Представьте себе, четыре дня и четыре ночи го­лодный маленький щенок оберегал палатку и хозяйское добро. А заслужил ли это хозяин? Позаботился ли он, уезжая, о щенке?

• О чём подумал хозяин, возвращаясь домой? Най­дите в тексте.

• Что он увидел?

• Почему хозяин смутился? Было ли ему стыдно?

Учащиеся должны понять, что в данной ситуации на высоте оказался не человек, а щенок. Так бывает, когда животных берут в дом, а затем выбрасывают на улицу.

Французский писатель Сент-Экзюпери справедливо утверждал: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Хозяин Чинка в первую очередь подумал не о собаке, а о грудинке, от которой, наверное, ничего не осталось. Однако вид щенка: «Его ноги дрожали от страха и голода, но он всё ещё принимал самый воинственный вид, и без сомнения, готов был умереть, защищая свой пост», — вызвал у этого, на наш взгляд, не совсем хорошего хозяина чувство вины. Преданность щенка: «Щенок, дрожа от страха и усталости, подполз к нему, заглянул в лицо и стал лизать руку...», — вызвали у старика Обри слезы. И эти слезы оправдывают хозяина.

• Что сделал потом хозяин? Можно ли оправдать его действия по отношению к койоту?

• Как был наказан Обри? Справедливо ли было это наказание?

4. Составление плана подробного пересказа третьей части:

1. Отъезд хозяина и его приказ Чинку.

2. Чинк сторожит палатку.

3. Голод.

4. Борьба с койотом.

5. Беда придаёт силы.

6. Приезд хозяина.

7. Чинк выполнил свой долг с честью.

Подробный пересказ третьей части рассказа

Перед подробным пересказом просим детей вспом­нить две предыдущие части и кратко пересказать их.

Подведение итогов урока

7. Домашнее задание:одна группа учащихся подго­товит подробный пересказ рассказа, вторая — краткий, третья выделит начало рассказа, самые напряжённые эпизоды в рассказе, четвёртая сделает заключение.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: Повторяю и творю. Обобщение по разделу «Свою земную красоту природа дарит нам с тобой»

Цели:обобщение и закрепление знаний и умений учащихся по разделу; развитие интереса к творчеству писателей, с произведениями которых познакомились в разделе; активизация творческого воображения уча­щихся; воспитание любви к животным, природе.

Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

После проверки домашнего задания учащиеся читают «Крылатые сло­ва и выражения», подбирают подходящие к рассказу «Чинк».

Обобщение по разделу «Свою земную красоту природа дарит нам с тобой»

Учитель предлагает учащимся перелистать страницы раздела «Свою земную красоту природа дарит нам с тобой» и вспомнить, о чём рассказывали писатели, какие произведения наиболее запомнились.

Активизация и закрепление знаний, которые учащиеся приобрели при изучении данного раздела

Выполнение заданий рубрики «Вспомните».

Систематизация знаний и активизация ассоциативного воображения учащихся

Выполнение заданий рубрики «Подумайте»

Игровая деятельность

Выполнение заданий рубрики «Угадайте»,

Развитие творческого воображения

Выполнение заданий рубрики «По­фантазируйте»

Выполнение тестовых заданий по разделу «Свою земную красоту природа дарит нам с тобой»

Подведение итогов урока

6. Домашнее задание:стр. 73-74, ответы на вопросы.

________________________________

Выполнение тестовых заданий

По теме «Свою земную красоту природа дарит нам с тобою»

Какое время года описал поэт? Обведи букву с правильным ответом.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

А. Лето.

Б. Весну.

В. Зиму.

Г. Осень


Наши рекомендации