Классификация умственной отсталости отечественный дефектолог М.С. Певзнер.
В основу этой классификации положены клинико-этиологические факторы заболевания.
1.Олигофрения неосложненной формы. недоразвитие сложных форм позн-ой д-ти и мышления не сопровождается грубым нар-м анализ-ов и хар-ся первично сохр эмоц-волевой сферы. Клинико-патологические изменения: - диффузное недоразвитие коры ГМ, без выр-го нар-я кровоснабжения, сохранное поведение, но имеется недор-е слож-х мозговых структур, видно особенно в мысл-ой д-ти. обучаемы по вспомогательной программе.
2) Олигофрения осложненная нарушениями нейродинамики: - торпидные (тормозные); - возбудимые. диффузное поражение ГМ,нар-е корковай нейродинамики. Торпидные: этих Д отличает вялость, замед-ть, инертность, не гибкость мышления и в д-ти прояв-ся тормозные реакции. В раннем возрасте не реагируют на яркие игрушки, на незнакомые звуки. Эти дети замкнуты, беспомощны. Возбудимые: очень беспокойны, капризны, шумливы, у них нет потребности в игре, плохо контактируют, резко снижена работоспособность, отличает этих детей нарушения поведения. Они импульсивны, двигательно беспокойны, крайне отвлекаемы. склонностью к резким аффективным вспышкам. У детей нарушено торможение целенап-ой д-ти. В процессе учебной д-ти нарушена концентрация внимания. Недоразвитие собственной речи которое выражается в сбивчивости быстрая, торопливая.
3. Олигофрения осложненная нарушением различных групп анализаторов.
Клинико-патологические изменения: сочетание диффузного направления коры г.м., с более глубоким поражением тех или иных мозговых систем. При этой форме олигофрении имеют место очаговые поражения. Олигофрения + зрит. анализатор – дети плохо видящие, слепые, поздноослепшие; олиго+слух. анализатор – глухие, плохослыашшище, позднооглохшие; олигофрения+нарушение ОДА; олиго+недоразвитие речи.Д с комплексными дефектами- хар-а не только недоразвитие познав-ой д-ти, но и синдром связанный с локальным поражением. Направление коррекционной работы: - выбор способа подачи информации; учет компенсаторных возможностей.
4. Олигофрения с психоподобным поведением
Недоразвитие познават. деят-ти и мысл-х операций сочетается с наруш. эмоц-волевой сферы, органическая психопатия. Клинико-патологические изменения: - на ряду с диффузным поражением коры г.м. имеет место нарушение подкорковых областей. недоразвитие личности, снижение крит-го поражения к себе и окр миру, органическим влечением – в плане обжорства. Направление коррекц. работы: - становление контакта – организация поведения в детском коллективе; подготовка детского коллектива к приему такого ребенка; частая смена видов д-ти; заинтер-ть в учебном процессе.
5. Олигофрения с лобной недостаточностью-недоразвития познав-ой сферы и мыслит-х операций с изменением личности и нар-м моторики- стериотипично, с труд-м овла-ют самооб-м, речь бессодержательна и носит подраж-ый х-р.нар-коор-ия движ-я, не общ-ны со свер-ми,не способны к инлел-му напряж-ию.
I.3. Комплексное лечебно-педагогическое воздействие при недостатках интеллектуального развития детей. Выгодский «Наряду с объектом происходит и развитие». вопросом обучения и воспитания детей с УО занимаются: 1.Минобразования – подготовка учреждений для спецобучения (спецшколы, коррекционные классы, ДОУ) 2.Минсоцзащиты – дет дома, интернаты, учреждения для детей обуч.по спецпрограмме (имбицилы). 3.Минздравоохранения – санатории, профилактории, диагностич.гр. при больницах, спец.неврологические отделения, реабилитац.центры. В системе здравоохранения оказывается амбулаторная и стационарная помощь, предусматривается диспансеризация. Это широкое гос мероприятие проводится повсеместно в сроки до 1 года, в 3 года и в 6-7 лет перед поступлением ребенка в школу. Диспансеризация заключается в том, что всех детей, и нах-ся в учреж-ях, и неорг-ых, комплексно обследуют мед специалисты, выявляя имеющиеся отклонения или предрасположенные к ним. В случаях раннего выявления отклонений в развитии возможно своевременное оказание специализированной помощи, => предотвратить появление вторичных отклонений у ребенка. В настоящее время функционируют дошк. дет. дома общего типа и специальные, для некоторых категорий детей с откл. в развитии открываются дошк отделения при спец и общеобр-ых шк. Обычное обучение детей с тяжелыми, выраженными отклонениями в развитии затруднено, а в ряде случаев и просто невозможно. Такие дети занимаются в спец. ДОУ по особым программам, с использованием системы спец. методов и приемов. К/п пров. по 4 направлениям: 1) совместное изучен. программы обучения и воспитания для анормальных д.- Совместное составление перспективного плана работы;- Воспитатель планирует свою работу исходя из содержания плана дефектолога. Правильное планирование в разных видах д-ти д. обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала.2) Совместное изучение д. Д. проводит индивидуальное обследование д. и наблюд. за ними в процессе занятий. – В. изучает д. на занятиях и в повседневной жизни. Д – рисунок, психика, способы выполнения задания, эмоц.сост. Д. и В. фиксируют результаты обследования В. делает записи и по психич. деят-ти (в дневнике).В конце года пров. малые педсоветы, где обсуждаются результаты и проблемы обучения. Подводится итог. Ставится вопрос о дальнейшей программе обучение (вывд на ПМПК). 3) Совместная подготовка к детским праздникам и развлечениям; 4) Работа с родителями.
I.4. Принципы и методы отбора детей в специальные дошкольные учреждения для детей в интеллектуальными нарушениями. Приемы психолого-педагогического обследования Основными общими принципами отбора детей в спец. учреждения являются следующие: 1) Комплексный подход к диагностике с участием различных специалистов: педагога-дефек, логопеда, психолога, врача-психоневролога / психиатра, отоларинголога, офтальмолога и врачей др. специальностей, если это необходимо. 2) Всесторонний системный анализ аномалией развития способствует правильной диагностике. изучение причин аном-го сост-я и стр-ры дефекта. выделяются первичные и вторичные признаки, обнаруживается степень наруш. развития, особ-ти познав-х процессов, речи, прост-ой ориентировки, физическое состояние, чувствительность органов, быстрота реакций, личностные качества, работоспособность, наличие учебных ЗУН. 3) Динамический подход с учетом процесса развития ребенка. динамичности изучение развития. 4) Качественный анализ особенностей деят-ти ребенка по выполнению диагностических заданий. 5) Индивидуальный подход к ребенку в процессе обследования, создание спокойной, доброжелательной обстановки, помогающей ребенку раскрыть свои индивид. особенности. Необходимо учитывать его состояние, настроение, готовность пойти на контакт. Практическое комплектование спец. учреждений, т.е. отбор детей, производится ПМПК. На комиссии присутствуют родители ребенка, которые дают сведения об особенностях его развития (начиная с эмбрионального), наследственности, детских болезнях, поведении. В итоге обследования выносится обобщенное заключение комиссии и принимается решение о месте его обучения. помещение должно быть без отвлекающих предметов, ребенок должен быть здоровым, четкий регламент обследования, дозированность материала, от простого к сложному, тщательно подобранный материал. Лови шарик (желобок, шарик); спряч шарик (2коробки, 2 шарика); матрешка – 2; пирамидка - 3кольца; чего не стало (пара картинок); цветные кубики (чего не стало, покажи такой же); разрезные картинки; достань тележку (тележка с продетой тесьмой – ребенок должен потянуть за оба конца тесьмы чтобы достать); рисунок ребенка.