Работа с детьми "группы риска".

Деятельность социального работника с детьми «группы риска» включает в себя множество различных направлений. Это и индивидуальная работа с ребёнком, это и работа с его окружением – друзьями, школьными товарищами и приятелями. В работу социального работника, которую он проводит с детьми «группы риска» входит и его совместная деятельность с педагогами ребёнка – они могут дать ценную информацию о познавательной активности ребёнка, о его успехах в учебной деятельности. В деятельность социального работника с детьми «группы риска» обязательно должна входить работа с семьёй ребёнка.

Социальная работа с детьми «группы риска» должна носить комплексный характер и разворачиваться во всех формах социальной, педагогической и психологической помощи.

Работа с детьми «группы риска» включает:

социальнопедагогическую диагностику обучающихся и их семей, постановка «социального диагноза»

выявление всех проблемных подростков группы, изучение положения подростка в семье

изучение интересов и склонностей, способностей обучающегося, возможное включение его во внеурочную кружковую деятельность

Мероприятия по оказанию помощи семье подростка «группы риска» проводятся социальным педагогом или психологом в соответствии с нормами профессиональной этики.

Помимо запланированных мероприятий по оказанию помощи семье подростка «группы риска» могут возникнуть ситуации, когда семье требуется экстренная (внеплановая) помощь.

В рамках своей компетенции специалист может оказать такую помощь самостоятельно, при необходимости привлекает специалистов.Проводя работу с детьми «группы риска», необходимо параллельно вести работу с семьей.

Коррекционная работа не дает положительного результата, если параллельно не ведется профилактическая работа с семьями «группы риска»: сбор информации о семье, социуме, где она живет, посещения на дому, беседы с родителями, выяснение причин неблагополучия семьи. Неблагополучие семей группы риска состоит в том, что у родителей нет знаний и умений по воспитанию детей, один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, низкий материальный достаток.

При посещении неблагополучных семей проводятся просветительские беседы с родителями об ответственности за воспитание и обучение детей, создание благоприятных условий в семье, пропагандируется здоровый образ жизни.

I. Выявление. ,1.1 Обнаружение семьи (или) подростка, находящегося в ТЖС, 1.2 Сообщение о семье и подростке, находящихся в ТЖС, в органы системы профилактики безнадзорности

,1.3 Учет семей и подростков, находящихся в ТЖС

II. Индивидуальная профилактическая работа., 2.1 Социальная адаптация, 2.2 Социальная реабилитация, 2.3 Мероприятия по защите прав, 2.4 Оказание помощи семье, 2.5 Организация обучения, отдыха, трудоустройство

III. Выявление обучающихся «группы риска» , Индикаторы неблагополучия обучающегося можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:,Учебная деятельность,Взаимоотношения со сверстниками,Взаимоотношения со взрослыми,Проведение свободного времени,Отношение к труду и профессиональная ориентация,Поведение и поступки ,Способы получения необходимой информации: ,Анализ журналов групп,Опрос мнения преподавателей об обучающемся,Анализ учета посещаемости занятий,Анализ зафиксированных нарушений дисциплины,Беседы с родителями обучающегося,Социометрические исследования,Наблюдения,Беседы с обучающимся,Запрос информации от психолога,Запрос информации с предыдущего места учебы

Методы исследования:

На этапе сбора и обработки информации о семье используются диагностические методы:

Наблюдение – метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем

Беседа – в социальной диагностике – метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации

Опрос – устный и письменный (анкетирование)

Анкетирование – метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых

Тестирование – специализированный метод диагностического обследования, с помощью которого можно получать количественную и качественную характеристику изучаемого явления

Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности, в порядке убывания или нарастания показателей, определение места в этом ряду каждого параметра

На этапе оказания помощи семье и детям «группы риска» применяются:

Метод воспитания – способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание

Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает у людей развитие общечеловеческих моральноэтических качеств

Метод побуждения – применяется с целью нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями

Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности индивида

Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и поведение

Методы социальнопсихологической помощи:

Консультирование,Тренинг

Социальный патронаж

В работе с неблагополучными семьями и подростками большая роль отводится индивидуальному подходу, где работа направлена на социальную реабилитацию семьи и социализацию личности подростка через взаимодействие с различными службами, где предусматриваются меры по:

Устранению причин и условий неблагополучия

По оказанию конкретной помощи семье

По обеспечению системы в работе и достижению эффективности в работе

Наши рекомендации