Результаты стран по читательской, математической и естественнонаучной грамотности с указанием результатов групп российских учащихся, различающихся образовательными программами
№ | Читательская грамотность | Математическая грамотность | Естественнонаучная грамотность | ||||||
Страны | Средний балл (стандартная ошибка) | Страны | Средний балл (стандартная ошибка) | Страны | Средний балл (стандартная ошибка) | ||||
1. | Шанхай (Китай) | (2,4) | Шанхай (Китай) | (2,8) | Шанхай (Китай) | (2,3) | |||
2. | Республика Корея | (3,5) | Сингапур | (1,4) | Финляндия | (2,3) | |||
3. | Финляндия | (2,3) | Гонконг (Китай) | (2,7) | Гонконг (Китай) | (2,8) | |||
4. | Гонконг (Китай) | (2,1) | Республика Корея | (4,0) | Сингапур | (1,4) | |||
5. | Сингапур | (1,1) | Тайвань | (3,4) | Япония | (3,4) | |||
6. | Канада | (1,5) | Финляндия | (2,2) | Республика Корея | (3,4) | |||
7. | Новая Зеландия | (2,4) | Лихтенштейн | (4,1) | Новая Зеландия | (2,6) | |||
8. | Япония | (3,5) | Швейцария | (3,3) | Канада | (1,6) | |||
9. | Австралия | (2,3) | Япония | (3,3) | Эстония | (2,7) | |||
10. | Нидерланды | (5,1) | Канада | (1,6) | Австралия | (2,5) | |||
11. | Бельгия | (2,3) | Нидерланды | (4,7) | Нидерланды | (5,4) | |||
12. | Норвегия | (2,6) | Макао (Китай) | (0,9) | Тайвань | (2,6) | |||
13. | Эстония | (2,6) | Новая Зеландия | (2,3) | Германия | (2,8) | |||
14. | Швейцария | (2,4) | Бельгия | (2,3) | Лихтенштейн | (3,4) | |||
15. | Польша | (2,6) | Австралия | (2,5) | Швейцария | (2,8) | |||
16. | Исландия | (1,4) | Германия | (2,9) | Великобритания | (2,5) | |||
17. | США | (3,7) | Эстония | (2,6) | Словения | (1,1) | |||
18. | Лихтенштейн | (2,8) | Исландия | (1,4) | Россия (10-11 классы) | ||||
19. | Россия (10-11 классы) | (3,9) | Россия (10-11 классы) | Макао (Китай) | (1,0) | ||||
20. | Швеция | (2,9) | Дания | (2,6) | Польша | (2,4) | |||
21. | Германия | (2,7) | Словения | (1,2) | Ирландия | (3,3) | |||
22. | Ирландия | (3,0) | Норвегия | (2,4) | Бельгия | (2,5) | |||
23. | Франция | (3,4) | Франция | (3,1) | Венгрия | (3,1) | |||
24. | Тайвань | (2,6) | Словацкая Республика | (3,1) | США | (3,6) | |||
25. | Дания | (2,1) | Австрия | (2,7) | Чешская Республика | (3,0) | |||
26. | Великобритания | (2,3) | Польша | (2,8) | Норвегия | (2,6) | |||
27. | Венгрия | (3,2) | Швеция | (2,9) | Дания | (2,5) | |||
28. | Португалия | (3,1) | Чешская Республика | (2,8) | Франция | (3,6) | |||
29. | Макао (Китай) | (0,9) | Великобритания | (2,4) | Исландия | (1,4) | |||
30. | Италия | (1,6) | Венгрия | (3,5) | Швеция | (2,7) | |||
31. | Латвия | (3,0) | Люксембург | (1,2) | Австрия | (3,2) | |||
32. | Словения | (1,0) | США | (3,6) | Латвия | (3,1) | |||
33. | Греция | (4,3) | Ирландия | (2,5) | Португалия | (2,9) | |||
34. | Испания | (2,0) | Португалия | (2,9) | Литва | (2,9) | |||
35. | Чешская Республика | (2,9) | Испания | (2,1) | Словацкая Республика | (3,0) | |||
36. | Словацкая Республика | (2,5) | Италия | (1,9) | Италия | (1,8) | |||
37. | Хорватия | (2,9) | Латвия | (3,1) | Испания | (2,1) | |||
38. | Израиль | (3,6) | Литва | (2,6) | Хорватия | (2,8) | |||
39. | Люксембург | (1,3) | Россия | (3,3) | Люксембург | (1,2) | |||
40. | Австрия | (2,9) | Россия (СПО) | Россия | (3,3) | ||||
41. | Литва | (2,4) | Греция | (3,9) | Греция | (4,0) | |||
42. | Турция | (3,5) | Хорватия | (3,1) | Россия (7-9 классы) | ||||
43. | Дубай (ОАЭ) | (1,1) | Россия (7-9 классы) | Дубай(ОАЭ) | (1,2) | ||||
44. | Россия | (3,3) | Дубай(ОАЭ) | (1,1) | Россия (СПО) | ||||
45. | Россия (СПО) | (19,2) | Израиль | (3,3) | Израиль | (3,1) | |||
46. | Чили | (3,1) | Турция | (4,4) | Турция | (3,6) | |||
47. | Россия (7-9 классы) | (4,0) | Сербия | (2,9) | Чили | (2,9) | |||
48. | Сербия | (2,4) | Азербайджан | (2,8) | Сербия | (2,4) | |||
49. | Болгария | (6,7) | Болгария | (5,9) | Болгария | (5,9) | |||
50. | Уругвай | (2,6) | Румыния | (3,4) | Россия (НПО) | ||||
51. | Мексика | (2,0) | Уругвай | (2,6) | Румыния | (3,4) | |||
52. | Румыния | (4,1) | Россия (НПО) | Уругвай | (2,6) | ||||
53. | Таиланд | (2,6) | Чили | (3,1) | Таиланд | (3,0) | |||
54. | Тринидад и Тобаго | (1,2) | Таиланд | (3,2) | Мексика | (1,8) | |||
55. | Колумбия | (3,7) | Мексика | (1,8) | Иордания | (3,5) | |||
56. | Бразилия | (2,7) | Тринидад и Тобаго | (1,3) | Тринидад и Тобаго | (1,2) | |||
57. | Черногория | (1,7) | Казахстан | (3,0) | Бразилия | (2,4) | |||
58. | Россия (НПО) | (12,7) | Черногория | (2,0) | Колумбия | (3,6) | |||
59. | Иордания | (3,3) | Аргентина | (4,1) | Черногория | (2,0) | |||
60. | Тунис | (2,9) | Иордания | (3,7) | Аргентина | (4,6) | |||
61. | Индонезия | (3,7) | Бразилия | (2,4) | Тунис | (2,7) | |||
62. | Аргентина | (4,6) | Колумбия | (3,2) | Казахстан | (3,1) | |||
63. | Казахстан | (3,1) | Албания | (4,0) | Албания | (3,9) | |||
64. | Албания | (4,0) | Тунис | (3,0) | Индонезия | (3,8) | |||
65. | Катар | (0,8) | Индонезия | (3,7) | Катар | (0,9) | |||
66. | Панама | (6,5) | Катар | (0,7) | Панама | (5,7) | |||
67. | Перу | (4,0) | Перу | (4,0) | Азербайджан | (3,1) | |||
68. | Азербайджан | (3,3) | Панама | (5,2) | Перу | (3,5) | |||
69. | Кыргызстан | (3,2) | Кыргызстан | (2,9) | Кыргызстан | (2,9) |
Сравнение результатов России с другими странами явно показывает отличие приоритетов отечественного образования от приоритетов, которые проявились в исследовании PISA и разделяются многими странами. Обеспечивая учащихся значительным багажом предметных знаний, о чем свидетельствуют международное исследование качества математического и естественнонаучного образования TIMSS5 , российская система общего образования не способствует развитию у них умения выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания, в связи с чем не формируется функциональная грамотность российских учащихся (см. рис. 2).
Рис. 2. Результаты российских учащихся в международных исследованиях PIRLS, TIMSS и PISA.
Не оказал существенного влияния на математическую и естественнонаучную грамотность российских учащихся переход школы на работу по образовательным стандартам 2004 года, в которых было выделено специальное требование к общеобразовательной подготовке – «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». Это требование нашло отражение в планируемых результатах, представленных в образовательных стандартах второго поколения (2009 г.) для начальной, основной и старшей школы.
Однако опыт работы школы явно свидетельствует, что без целенаправленной работы по обеспечению достижения учащимися этого требования вряд ли наступят положительные перемены в практической составляющей общеобразовательной подготовки выпускников российской школы. Российской системе образования необходимо предпринять ряд усилий по созданию новых учебных пособий, переподготовке учителей, мониторингу способности применять изученные знания в учебных и практических ситуациях, а также обеспечить адекватные условия обучения учащихся в школе. Результаты исследования PISA требуют дальнейшего анализа российскими методистами, психологами, авторами учебников, разработчиками стандартов и другими специалистами в области общего образования. При разработке стандартов второго поколения и сопровождающих методических материалов, которая осуществляется в настоящее время, необходимо широкое общественное обсуждение для нахождения разумного баланса между традиционными приоритетами в области общего образования в России и приоритетами, которые проявились в исследовании PISA.
Результаты международной программы PISA-2009 представлены на сайтах:
· Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) (Organization for Economic Cooperation and Development, OECD) – www.oecd.org/edu/pisa
· Австралийского Совета исследований в области образования (The Australian Council for Educational Research, ACER) – http://www.acer.edu.au/
· Отдела оценки качества образования ИСМО РАО http://www.centeroko.ru/
1 PISA – Programme for International Student Assessment (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся).
2 ОЭСР – Организация Экономического Сотрудничества и Развития (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development).
3 Исследование проводится трехлетними малыми циклами. В каждом цикле основное внимание (две трети времени тестирования) уделяется одному из трех направлений исслеования. В 2000 году основным направлением исследования была «читательская грамотность», в 2003 году – «матемачическая грамотность», в 2006 году – «естественнонаучная грамотность». В 2009 году, в котором основным направлением являлась опять читательская грамотность, завершился первый полный цикл мониторинга сформированности читательской грамотности.
4 Сравнение результатов стран по циклам исследования возможно только по абсолютным значениям с учетом ошибки измерения, т.к. результаты всех циклов пересчитываются на единую шкалу. Определение тенденций изменения результатов по циклам исследования по относительному положению или месту страны среди других стран затруднено в связи с постоянным изменением числа стран-участниц.
5 TIMSS – Trend in International Mathematics and Science Study.