Результаты стран по читательской, математической и естественнонаучной грамотности с указанием результатов групп российских учащихся, различающихся образовательными программами

Читательская грамотность Математическая грамотность Естественнонаучная грамотность
Страны Средний балл (стандартная ошибка) Страны Средний балл (стандартная ошибка) Страны Средний балл (стандартная ошибка)
1. Шанхай (Китай) (2,4) Шанхай (Китай) (2,8) Шанхай (Китай) (2,3)
2. Республика Корея (3,5) Сингапур (1,4) Финляндия (2,3)
3. Финляндия (2,3) Гонконг (Китай) (2,7) Гонконг (Китай) (2,8)
4. Гонконг (Китай) (2,1) Республика Корея (4,0) Сингапур (1,4)
5. Сингапур (1,1) Тайвань (3,4) Япония (3,4)
6. Канада (1,5) Финляндия (2,2) Республика Корея (3,4)
7. Новая Зеландия (2,4) Лихтенштейн (4,1) Новая Зеландия (2,6)
8. Япония (3,5) Швейцария (3,3) Канада (1,6)
9. Австралия (2,3) Япония (3,3) Эстония (2,7)
10. Нидерланды (5,1) Канада (1,6) Австралия (2,5)
11. Бельгия (2,3) Нидерланды (4,7) Нидерланды (5,4)
12. Норвегия (2,6) Макао (Китай) (0,9) Тайвань (2,6)
13. Эстония (2,6) Новая Зеландия (2,3) Германия (2,8)
14. Швейцария (2,4) Бельгия (2,3) Лихтенштейн (3,4)
15. Польша (2,6) Австралия (2,5) Швейцария (2,8)
16. Исландия (1,4) Германия (2,9) Великобритания (2,5)
17. США (3,7) Эстония (2,6) Словения (1,1)
18. Лихтенштейн (2,8) Исландия (1,4) Россия (10-11 классы)  
19. Россия (10-11 классы) (3,9) Россия (10-11 классы)   Макао (Китай) (1,0)
20. Швеция (2,9) Дания (2,6) Польша (2,4)
21. Германия (2,7) Словения (1,2) Ирландия (3,3)
22. Ирландия (3,0) Норвегия (2,4) Бельгия (2,5)
23. Франция (3,4) Франция (3,1) Венгрия (3,1)
24. Тайвань (2,6) Словацкая Республика (3,1) США (3,6)
25. Дания (2,1) Австрия (2,7) Чешская Республика (3,0)
26. Великобритания (2,3) Польша (2,8) Норвегия (2,6)
27. Венгрия (3,2) Швеция (2,9) Дания (2,5)
28. Португалия (3,1) Чешская Республика (2,8) Франция (3,6)
29. Макао (Китай) (0,9) Великобритания (2,4) Исландия (1,4)
30. Италия (1,6) Венгрия (3,5) Швеция (2,7)
31. Латвия (3,0) Люксембург (1,2) Австрия (3,2)
32. Словения (1,0) США (3,6) Латвия (3,1)
33. Греция (4,3) Ирландия (2,5) Португалия (2,9)
34. Испания (2,0) Португалия (2,9) Литва (2,9)
35. Чешская Республика (2,9) Испания (2,1) Словацкая Республика (3,0)
36. Словацкая Республика (2,5) Италия (1,9) Италия (1,8)
37. Хорватия (2,9) Латвия (3,1) Испания (2,1)
38. Израиль (3,6) Литва (2,6) Хорватия (2,8)
39. Люксембург (1,3) Россия (3,3) Люксембург (1,2)
40. Австрия (2,9) Россия (СПО)   Россия (3,3)
41. Литва (2,4) Греция (3,9) Греция (4,0)
42. Турция (3,5) Хорватия (3,1) Россия (7-9 классы)  
43. Дубай (ОАЭ) (1,1) Россия (7-9 классы)   Дубай(ОАЭ) (1,2)
44. Россия (3,3) Дубай(ОАЭ) (1,1) Россия (СПО)  
45. Россия (СПО) (19,2) Израиль (3,3) Израиль (3,1)
46. Чили (3,1) Турция (4,4) Турция (3,6)
47. Россия (7-9 классы) (4,0) Сербия (2,9) Чили (2,9)
48. Сербия (2,4) Азербайджан (2,8) Сербия (2,4)
49. Болгария (6,7) Болгария (5,9) Болгария (5,9)
50. Уругвай (2,6) Румыния (3,4) Россия (НПО)  
51. Мексика (2,0) Уругвай (2,6) Румыния (3,4)
52. Румыния (4,1) Россия (НПО)   Уругвай (2,6)
53. Таиланд (2,6) Чили (3,1) Таиланд (3,0)
54. Тринидад и Тобаго (1,2) Таиланд (3,2) Мексика (1,8)
55. Колумбия (3,7) Мексика (1,8) Иордания (3,5)
56. Бразилия (2,7) Тринидад и Тобаго (1,3) Тринидад и Тобаго (1,2)
57. Черногория (1,7) Казахстан (3,0) Бразилия (2,4)
58. Россия (НПО) (12,7) Черногория (2,0) Колумбия (3,6)
59. Иордания (3,3) Аргентина (4,1) Черногория (2,0)
60. Тунис (2,9) Иордания (3,7) Аргентина (4,6)
61. Индонезия (3,7) Бразилия (2,4) Тунис (2,7)
62. Аргентина (4,6) Колумбия (3,2) Казахстан (3,1)
63. Казахстан (3,1) Албания (4,0) Албания (3,9)
64. Албания (4,0) Тунис (3,0) Индонезия (3,8)
65. Катар (0,8) Индонезия (3,7) Катар (0,9)
66. Панама (6,5) Катар (0,7) Панама (5,7)
67. Перу (4,0) Перу (4,0) Азербайджан (3,1)
68. Азербайджан (3,3) Панама (5,2) Перу (3,5)
69. Кыргызстан (3,2) Кыргызстан (2,9) Кыргызстан (2,9)

Сравнение результатов России с другими странами явно показывает отличие приоритетов отечественного образования от приоритетов, которые проявились в исследовании PISA и разделяются многими странами. Обеспечивая учащихся значительным багажом предметных знаний, о чем свидетельствуют международное исследование качества математического и естественнонаучного образования TIMSS5 , российская система общего образования не способствует развитию у них умения выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания, в связи с чем не формируется функциональная грамотность российских учащихся (см. рис. 2).

результаты стран по читательской, математической и естественнонаучной грамотности с указанием результатов групп российских учащихся, различающихся образовательными программами - student2.ru

Рис. 2. Результаты российских учащихся в международных исследованиях PIRLS, TIMSS и PISA.

Не оказал существенного влияния на математическую и естественнонаучную грамотность российских учащихся переход школы на работу по образовательным стандартам 2004 года, в которых было выделено специальное требование к общеобразовательной подготовке – «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». Это требование нашло отражение в планируемых результатах, представленных в образовательных стандартах второго поколения (2009 г.) для начальной, основной и старшей школы.

Однако опыт работы школы явно свидетельствует, что без целенаправленной работы по обеспечению достижения учащимися этого требования вряд ли наступят положительные перемены в практической составляющей общеобразовательной подготовки выпускников российской школы. Российской системе образования необходимо предпринять ряд усилий по созданию новых учебных пособий, переподготовке учителей, мониторингу способности применять изученные знания в учебных и практических ситуациях, а также обеспечить адекватные условия обучения учащихся в школе. Результаты исследования PISA требуют дальнейшего анализа российскими методистами, психологами, авторами учебников, разработчиками стандартов и другими специалистами в области общего образования. При разработке стандартов второго поколения и сопровождающих методических материалов, которая осуществляется в настоящее время, необходимо широкое общественное обсуждение для нахождения разумного баланса между традиционными приоритетами в области общего образования в России и приоритетами, которые проявились в исследовании PISA.

Результаты международной программы PISA-2009 представлены на сайтах:

· Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) (Organization for Economic Cooperation and Development, OECD) – www.oecd.org/edu/pisa

· Австралийского Совета исследований в области образования (The Australian Council for Educational Research, ACER) – http://www.acer.edu.au/

· Отдела оценки качества образования ИСМО РАО http://www.centeroko.ru/

1 PISA – Programme for International Student Assessment (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся).

2 ОЭСР – Организация Экономического Сотрудничества и Развития (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development).

3 Исследование проводится трехлетними малыми циклами. В каждом цикле основное внимание (две трети времени тестирования) уделяется одному из трех направлений исслеования. В 2000 году основным направлением исследования была «читательская грамотность», в 2003 году – «матемачическая грамотность», в 2006 году – «естественнонаучная грамотность». В 2009 году, в котором основным направлением являлась опять читательская грамотность, завершился первый полный цикл мониторинга сформированности читательской грамотности.

4 Сравнение результатов стран по циклам исследования возможно только по абсолютным значениям с учетом ошибки измерения, т.к. результаты всех циклов пересчитываются на единую шкалу. Определение тенденций изменения результатов по циклам исследования по относительному положению или месту страны среди других стран затруднено в связи с постоянным изменением числа стран-участниц.

5 TIMSS – Trend in International Mathematics and Science Study.

Наши рекомендации