Образование

О понятии «образование». Образование - средство трансляции культуры, овладевая кото­рым человек не только адаптируется к услови­ям постоянно меняющегося социума, но и стано­вится способным к неадаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собствен­ную субъектность и приумножать потенциал мировой цивилизации (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов).

Авторы приведенного выше определения образования выделяют ряд его культурно-гуманистических функций:

развитие духовных сил, способностей и умений, позволяю­щих человеку преодолевать жизненные препятствия;

формирование характера и моральной ответственности в си­туациях адаптирования к социальной и природной сферам;

обеспечение возможностей для личностного и профессио­нального роста и для осуществления самореализации;

овладение средствами, необходимыми для достижения ин­теллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;

создание условий для саморазвития творческой индивиду­альности и раскрытия духовных потенций.

Образование включает в себя: систематическое обучение (фор­мальное образование, как основное, так и дополнительное); просве­щение, т.е. пропаганду и распространение культуры (неформаль­ное образование); стимулирование самообразования.

Обучение. Обучение - широкое взаимодействие между обу­чающими и обучающимися, способ осуществле­ния педагогического процесса с целью развития личности посредст­вом организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности (В.А. Сластенин и др.).

С точки зрения социальной педагогики обучение как состав­ную часть социального воспитания кратко можно охарактери­зовать рядом положений, разработанных эстонским педагогом Х.Й.Лийметсом.

Для того, чтобы обучение было воспитанием, подчеркивал X.Й. Лийметс, оно должно:

проходить в единстве руководства учителя и самодеятельно­сти учащихся;

проводиться по возможности в единстве учета индивиду­ального развития каждого ученика и развития коллектива;

осуществляться в единстве перспективы успеха и возможно­сти неудачи;

входить в систему жизнедеятельности учащихся и коллек­тива.

В процессе обучения на развитие личности влияют: содержание образования, методы обучения, используемые организационные формы, отношения между участниками процесса обучения. «При планировании процесса обучения, - особо отмечал X.Й. Лий­метс, - учитель (любой обучающий. - А. М.), если он хочет ориен­тироваться на развитие личности учащегося, не должен ограничи­ваться задачами, которые вытекают только из содержания пред­мета. Он обязательно должен оценивать осуществляемые в про­цессе усвоения (содержания. - А. М.) деятельность и общение учащихся как факторы развития личности.

Из приобретенных знаний многое скоро позабудется, некото­рые знания неизбежно устареют и потеряют свое значение. По­стоянную же ценность имеют те психические новообразования, которые сформировались в ходе усвоения этих знаний, даже поза­бытых или уже ненужных. Это и есть тот сдвиг в развитии, изме­нения в результате обучения, не совпадающие с содержанием обу­чения, котором писал Л.С. Выготский».

X.Й. Лийметс считал, что уровни овладения учащимся содержа­нием образования можно последовательно характеризовать как:

первичную ориентировку в определенном учебном мате­риале, которая заключается в понимании объяснений учи­теля или учебного текста, в усвоении новых понятий и охва­те структуры сообщения;

понимание связей и системности знаний, которое заключа­ется в установлении ассоциативных связей различного уровня;

владение предметом, выражающееся в гибком применении усвоенных знаний при ориентировке в определенной облас­ти действительности, в быстром переносе усвоенных поня­тий и закономерностей для объяснения аналогичных явле­ний в других областях жизни.

Гибкое применение знаний и способность к переносу их из од­ной ситуации в другие предполагают не только четкое понимание и прочное усвоение знаний, но и наличие установки на то, что знания изменчивы; способность придавать этим знаниям практи­ческую ценность; творческое владение знаниями.

Очень важное значение в процессе обучения имеет осознание и овладение учащимися способами познания, умение проверять пути мышления, надежность его методов, умение отказываться ради истины от своих прежних недостаточных знаний, от пред­взятости.

Эффективное обучение предполагает: ясность и четкость поня­тий, которыми оперирует человек; определенность и конкрет­ность мышления; умение видеть неопределенность и находить ее причины; осознание связей между предметами и явлениями, а также действительных тенденций в развитии процессов; способ­ность предвидеть развитие событий на основе анализа наличных тенденций(Б.М. Бим-Бад).

Просвещение. Человек познает окружающую действитель­ность не только через целенаправленное обу­чение, но и через просвещение, источниками которого выступают СМК, жизнедеятельность воспитательных организаций, а также общение с окружающими людьми (как в неформальных, так и в формальных группах).

Последнее - очень эффективный способ познания. Обмен ин­формацией в общении характеризуется высоким уровнем пони­мания, низкой избыточностью информации, экономией затрат времени. Образно говоря, общение можно назвать портативным средством трансляции информации.

В процессе и в результате познания этими и другими путями у человека образуется как бы два слоя знания - наличное и так на­зываемая криптогноза (от греч. - тайное, скрытое знание). Криптогноза отличается от наличного знания тем, что ее накопление и использование происходят с помощью неосознаваемых и интуи­тивных процессов (В.Р. Ирина, А.А. Новиков).

Организация просвещения в процессе социального воспитания становится эффективной при соблюдении ряда условий.

Поскольку жизнь человека протекает в определенном социаль­ном контексте, постольку важно иметь в виду источники инфор­мации, не только их доступность для жителей конкретного региона, поселения, но и избирательность и интенсивность их использова­ния определенными половозрастными и социально-профессиональ­ными группами населения. Это позволяет в некоторой мере опи­раться на эти источники информации, использовать и интегриро­вать транслируемую ими информацию, организуя познание в той или иной общности людей.

Организация просвещения в жизнедеятельности общностей воспитуемых может быть успешной при учете уровня информиро­ванности субъектов познания в различных областях знания; их познавательных и иных интересов; наличия у них установки на познание и ее конкретной ориентации на те или иные отрасли знания; ожиданий, имеющихся у них относительно познания в той или иной воспитательной организации.

Представления обо всем вышеназванном позволяют отбирать информацию и дифференцировать ее дозы и способы подачи, стимулировать интерес к познанию с помощью сообщения сведе­ний экстраординарных для конкретных людей и групп, которые могут быть им необходимы или могут их заинтересовать в связи с их возрастом, интересами, конкретными обстоятельствами жизни.

Чтобы быть эффективным, просвещение в воспитательной орга­низации должно быть проблемным. Это достигается постановкой перед воспитуемыми проблем, которые связаны с их возрастными задачами, актуальными или потенциальными ситуациями их жизни.

Информационная насыщенность и проблемность познания создают возможность не только для удовлетворения имеющихся у воспитуемых интересов, но и для возникновения новых, а также для переориентации интересов. Переориентация бывает необхо­димой не только в случае бедности интересов, но и когда они од­носторонни (хотя и достаточно глубоки).

Переориентация интересов становится возможной, когда перед человеком или группой ставится определенная актуальная альтер­натива, которая внешне соответствует имеющимся у них интересам, а фактически требует от них для своего разрешения приобретения знаний, проявления интересов, дотоле для них не значимых и не характерных. Это расхождение обнаруживается, когда участники уже увлеклись процессом поисков решения альтернативы.

Эффективность просвещения в воспитательных организациях в большой мере зависит от того, насколько широко и успешно в нем используются групповые формы организации процесса по­знания. Это связано с избирательностью восприятия и усвоения информации человеком. Избирательность определяется как лич­ностными свойствами человека, так и влиянием его ближайшего круга общения.

Источником той или иной человеческой мысли могут быть жизнедеятельность, СМК, объективная действительность, субъек­тивные переживания. Но развитие мысли, как правило, происходит в общении. В общении с другими людьми рождаются сомнения, потребность разделить мысль, обосновать правоту этой мысли. Как остроумно заметил крупнейший психолог XX в. Жан Пиаже, «сами себе мы охотно верим на слово, и только в процессе обще­ния возникает необходимость в проверке и подтверждении мыс­ли». Совместная интеллектуальная работа в группе предоставляет для этого возможности, а также развивает у человека умение пла­нировать ход решения проблем, умение высказывать и обосновы­вать свои мнения, продуктивно спорить.

Просвещение через группу необходимо для человека, ибо ис­тинной сферой жизни любой идеи является не изолированное ин­дивидуальное сознание, а диалог. Оставаясь в индивидуальном сознании, идея вырождается и умирает. Идея возникает, форми­руется, развивается и находит словесное выражение, т.е. живет «только вступая в существенные диалогические отношения с дру­гими чужими идеями. Человеческая мысль становится подлинною мыслью, воплощенной в чужом голосе, т.е. в чужом, выраженном в слове, сознании. В точке этого контакта голосов-сознаний и рож­дается и живет идея» (М.М. Бахтин).

Стимулирование самообразования. В современном обществе самообразование все более и более становится одним из важ­ных условий развития личности и ее жизнен­ного успеха. Оно же гарантирует от интеллектуального вырожде­ния. Как справедливо заметил еще в XIX в. американский литератор К.Н. Боуви, «немногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления».

Для того чтобы человек заинтересовался проблемой самообра­зования, чтобы у него появилось желание им заниматься, необхо­димо, чтобы в жизнедеятельности воспитательной организации бы­ли созданы такие условия, такие ситуации, в которых человек либо увидел и осознал несоответствие между своими знаниями и знания­ми партнеров, либо обнаружил невозможность или неэффектив­ность решения возрастных задач, либо столкнулся с несоответст­вием требований организации и своими знаниями. В результате у человека может появиться сначала интерес к самообразованию, а потом и более или менее стойкая установка на его реализацию.

Появление установки на самообразование зависит во многом от влияния окружающих людей: направленности семейного об­щения, ориентации коллектива и микрогрупп, целенаправленного влияния педагогов. В воспитательной организации установка на самообразование формируется с помощью соответствующей разъ­яснительной работы, когда ее членам раскрывают значение само­образования в их жизни сегодня и завтра, показывают возможно­сти для самообразования и его способы.

Формирование установки на самообразование в процессе жиз­недеятельности воспитательной организации может осуществ­ляться в том случае, если ее различные сферы, в первую очередь сфера познания, насыщены делами, требующими от воспитуемых различных знаний, стимулирующими возникновение интересов и самостоятельного поиска знаний для их удовлетворения. Полез­но, чтобы подобные дела были окрашены в тона соревнования: кто знает больше, кто знает лучше, кто узнает такое, что «все ах­нут» и т.п. Примером подобного дела в первичном коллективе подростков или старшеклассников может быть конкурс на лучшее знание научно-популярной или научно-фантастической литерату­ры. Увлечение такой литературой достаточно массово, поэтому многие охотно примут участие в конкурсе.

Установка на самообразование требует определения сферы или сфер и способов ее реализации. А для этого необходимо, чтобы воспитуемые получали представление о том, как можно организо­вать свою работу по самообразованию, как составить его про­грамму, где найти источники соответствующей информации, как пользоваться компьютерными сетями, каталогами и справочными изданиями и т.д.

«Человек вступает в общество как равноправный член с тем снаряжением, которое он частью пронес через пожар юности из детской страны, частью выковал перед тем, как стать взрослым» (В.Е. Смирнов). И сегодня более, чем вчера, а завтра более, чем сегодня, важно, чтобы человек хотел и умел постоянно пополнять и совершенствовать свое интеллектуальное снаряжение.

Наши рекомендации