Дом стоял на косогоре, так что окна в сад были очень низко от земли
Примечание
Значение следствия бывает в так называемых придаточных присоединительных, например:
Неожиданно заболел Виктор, что очень встревожило Анну Петровну.
Придаточные присоединительные относятся ко всему главному и прикрепляются к нему словами что, вследствие чего, отчего, зачем, почему. Они являются добавочными замечаниями, выводами, заключениями, например:
Болезнь приняла быстрый ход, что обыкновенно случается при хирургических отравах.
Во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну, отчего и образовалась эта яма.
Его не было дома, почему я и оставил записку.
Ему надо было устроить кое-что в городе, зачем он и выехал спешно.
2. Способы выражения согласий:
- реплики типа «пожалуйста», «охотно», «ладно», «ладно уж», «конечно». Также употребление некоторых из них с частицей «да»: «Да, пожалуйста», «Да, конечно»;
- указание времени: «Одну минуточку», «Момент», «Секундочку», «Сию минуту», «Сейчас-сейчас». Часто употребляется с уменьшительно-ласкательным суффиксом, методом повтора;
- различные междометия: «ага», «угу». Также частицы: «вот»; предлог: «на»; выражения типа: «да-да», «о да!». Метод повтора используется очень часто;
- слова с оттенком точной уверенности: «разумеется», «естественно», «обязательно», «безусловно»;
- реплики, выражающие радость положительно откликнуться на просьбу: «С удовольствием», «С радостью», «Всегда рада помочь», «Буду рада помочь»;
- заимствования: «Ок», «Гут», «One moment, please», «Why not?», «Warumnicht?»;
- глаголы, упомянутые в просьбе, в первом лице будущего времени: «Сделаю», «Могу», «Даю» и т.д.;
- глаголы первого лица настоящего времени со значением неуверенности: «Постараюсь», «Попробую». А также выражения: «Я приложу все усилия»;
-неуверенность также может выражаться вопросами: «Думаете, стоит?», «Зачем?», «А к какому сроку?»;
- ответы вопросом на вопрос, но с оттенком положительного ответа: «Что-нибудь ещё?»;
- выражения, означающие, что то, о чём просят, не затруднит адресата: «Без проблем», «Легко», «Запросто», «Без вопросов», «Никаких проблем», «С лёгкостью»;
- глаголы в форме 2го лица единственного или множественного числа настоящего времени: «Держи(-те)», «Возьми(-те)»;
- глаголы в сослагательном наклонении единственного числа: «Мог бы»;
- глаголы 1го лица настоящего времени: «Могу», «Буду». В сочетании с частицей «да». Иногда вместе с местоимением «я»;
- устойчивые выражения: «Считайте, что уже сделано», «Сказано - сделано », «О чём речь!»;
- важную роль для адресата играет тот, кто его просит: «Только потому, что хорошо к тебе отношусь», «Приму за честь», «Для тебя – всё, что угодно», «Для Вас - всегда пожалуйста»;
- сочетания предыдущих способов в различных комбинациях: «Могу, конечно», «Разумеется, для Вас – всегда пожалуйста» и т.д.
Способы выражения несогласий:
- начинается со слова «извини(-те)». Дальше может стоять «но», и после него либо указание на причину, по которой адресат не может совершить данного действия, либо оно просто ограничивается до: «…, но не буду», «…, но не могу», «…, но не хочу» и т.д. в эту же группу можно отнести реплики, начинающиеся со слов: «Прости(-те),….», а также такие обороты, как «Прошу прощения….» и т.д.;
- выражения с оттенком сожаления: «к сожалению», «к огорчению». Могут добавляться определения, к примеру, «К моему глубокому огорчению». А также фразы типа: «Мне жаль», «Жаль»;
- заимствования: «sorry»;
- ответ вопросом, при этом вопрос может быть точно таким же, как при согласии, но эмоционально нести уже другую окраску: «А зачем?», «А оно тебе надо?»;
- глагол 1го лица настоящего времени с частицей «не». Может быть вместе с местоимением «я». «Не могу», «Я не буду», «Не хочу» и т.д.;
- выражения, означающие, что при других обстоятельствах данная просьба была бы выполнена с радостью: «Был бы рад, но»;
- указания времени: «Не сейчас», «В другой раз», «Может быть потом?», «Нет времени», «Не сегодня», «Чуть позже»;
- краткие фразы, выражающие огорчение: «Увы, никак», «Никак нет», «Увы», «Вряд ли»;
- глагол «мочь» в сослагательном наклонении с частицей «не»: «Не мог бы»;
- устоявшиеся фразы: «ничем не могу Вам помочь», «Ни за какие коврижки»;
- предложения обратиться к другому человеку: «Обратитесь к кому-нибудь другому», «может лучше не я», «А самому слабо?»;
- слова «нет» или «не». Также возможен вариант «неа»;
- если фраза не достаточно вежливая, то появляются ответы типа «А волшебное слово?»;
- краткие прилагательные описывающие причину, по которой адресат не может выполнить просьбу: «Занят», «Я занят» (часто употребляется с местоимением «я»);
- а также сочетание описанных выше способов.
Искусственное дыхание.
При оказании первой помощи утопленникам, людям, пораженным молнией, электрическим током,удушьем, чаще всего применяют ручные способы искусственного дыхания.
При максимальном вдохе легкие вмещают около 5000 миллитров воздуха.
Обычно в минуту человек делает в среднем 16-18 вдохов и выдохов. За это время легкие «пропускают» примерно 8 литров воздуха, обеспечивая столь важный и необходимый для жизни обмен газов.
За последнее время получил распространение метод искусственного дыхания «рот в рот» или «рот в нос». Для этого надо, чтобы в полости рта и носа пострадавшего не было слизи, песка, ила. Положив больного вверх грудью, следует резко запрокинуть назад голову, чтобы значительно расширить просвет глотки и верхних дыхательных путей. От их свободной проходимости зависит успех этого метода. Встаньте на колени сбоку от больного, придерживая голову в запрокинутом положении, сделайте глубокий вдох, широко раскройте рот и, плотно прижавшись губами ко рту пострадавшего, выдохните воздух. У пострадавшего заметно расширяется грудная клетка. Отстранитесь, сделайте глубокий вдох. Тем временем грудь пострадавшего спадает, он как бы делает пассивный выход. Затем повторите все это в той же последовательности. Частота вдуваний- 16-20 раз в минуту. Нос надо зажать пальцами или прижать щекой.
Этот метод требует меньших физических усилий, чем ручные способы, поэтому его удается непрерывно применять несколько часов. Лицо больного желательно прикрыть чистым носовым платком или марлей, через них проводить вдувание воздуха.
Своевременное применение этого метода искусственного дыхания- надежная борьба со смертью. Этот метод незаменим в случае повреждения грудной клетки или позвоночника, когда невозможно использовать ручной способ.
Ил – вязкая масса на дне озёр, рек или морей
№18
1)Основные виды обстоятельств.
Обозначая качественную характеристику действия, состояния или признака, а также условия, сопровождающие их (указание на причину, время, место и т.д.), обстоятельства делятся на обстоятельства. Обстоятельства образа и способа действия обозначают качество действия, состояния, а также способ совершения действия или проявления признака: Он [Евсей] медленно начал есть, глядя исподлобья на Аграфену. Обстоятельства места обозначают место совершения действия или проявления состояния. Обстоятельства могут обозначать собственно место: На опушкемолодого дубового леса, лицом к Харькову вырос красивый серый дом. Обстоятельства времени дают временную характеристику действия, состояния или признака. Указание на время может быть вне определенного предела:Вчера вечером, когда они вышли в разведку, здесь еще были глубокие немецкие тылы. Обстоятельства меры дают количественную характеристику действия, состояния или признака. Они могут обозначать меру времени: У каменных колодцев хозяйки подолгу, часами судачили о своих хозяйственных делах (Купр.); Обстоятельства причины указывают на причину возникновения действия или признака, а также дают обоснование действия или состояния: У него от испуга сжалось и похолодело сердце Обстоятельства цели обозначают цель совершения того или иного действия. Обстоятельства цели обычно выражаются наречиями и инфинитивом: На юг я приехал для работы над книгой . Обстоятельства условия обозначают условия, при которых может совершиться действие, и относятся, как и обстоятельства цели, только к членам предложения, выраженным глаголом. Обстоятельства уступки обозначают факт, вопреки которому совершается действие. Обстоятельства уступки могут быть выражены существительными с предлогами вопреки, при, против, а также предложными сочетаниями несмотря на, невзирая на. Мальчик, против его намерения, задержался в городе;
2).Научный стиль — стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля — наука и научные журналы, адресатами текстовых сообщений могут выступать учёные, будущие специалисты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной научной областью; авторами же текстов данного стиля являются учёные, специалисты в своей области. Основная его функция — сообщение информации, а также доказательство ее истинности. Для него характерно наличие малых терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики, в нем преобладает имя существительное, немало отвлеченных и вещественных существительных. Его жанры — научная статья, учебная литература, монография,школьное сочинение и т. д. Стилевыми чертами этого стиля являются подчёркнутая логичность, доказательность, точность (однозначность).
3) Почему я выбрал профессию врача?
Врач – это одна из благороднейших профессий. С древних времен люди видели во врачах надежду, и они должны были всем своим существом вновь дарить людям веру в жизнь. С детства я мечтала о профессии врача. Мне всегда нравилось помогать людям, а также я интересовалась самой медициной: читала медицинские журналы и книги, смотрела передачи, любила навещать тех, кто-то заболел, и интересовалась их состоянием. Если дома у нас кто-то болел, то я старалась как-то помочь – сидела рядом с ним, заваривала лекарственные чаи, горчичники и мерила температуру. Уже тогда мои друзья и родственники говорили, что из меня выйдет хороший врач. Когда принялось выбирать свою будущую профессию, я, не задумываясь, остановила свой выбор на медицине. Я нисколько не жалею о выбранном мною пути, ведь этот путь хотя и труден, и терпим, но он основан на добре и помощи людям и это меня всегда мотивирует двигаться вперед.
№19
1.1.Вопросы: придаточные определительные отвечают на вопросы определения: какой? чей?
2. Главное слово: придаточные определительные относятся к члену в главном предложении, выраженному существительным.
3. Средства связи: придаточные определительные прикрепляются к главному при помощисоюзных слов который, какой, чей, кто, что, где, куда, откуда, когда. В главном предложении могут быть (но не обязательно) указательные слова: тот, этот, такой и др., выполняющие функцию определения в главном предложении.
4. Место придаточного: придаточные определительные всегда стоят после существительного, к которому относятся.
Например: Комната [какая?], в которую вступил Иван Иванович, была совершенно пуста (Гоголь).
2. Узкоспециальная лексика – слова которые используются в профессиянально сферах.
Н: Медицина – тонометр, скальпель, узи, рентген.
С п е ц и а л ь н а я л е к с и к а – это слова, употребляемые преимущественно людьми определенной профессии, специальности. Среди специальных слов выделяются термины и профессионализмы.
Специальная лексика используется во всех стилях русского языка, однако с разной степенью интенсивности. Например, узкоспециальные термины употребляются преимущественно в научном стиле речи. Н: предикат, фонема, субморф, супплетивизизм.2.Узкоспециальные термины понятны только специалистам. Приведём примеры лингвистических терминов разного типа. Т е р м и н ы – это слова, являющиеся официально принятыми названиями каких-либо понятий в науке, искусстве, технике, сельском хозяйстве и т.д. Система терминов определенной области деятельности человека называется т е р м и н о л о г и е й.Н: рецептор, лизосома, митохондрия.
3. Пословицы о здоровье.Обьяснить смысл 1-2 пословиц. 1.Здоровый телом и духом здоров.2.Здоровье не купишь, его разум дарит.3.Лоырю всегда нездоровиться.4.Кто к здоровью относится беспечно,болеет вечно.5.Здоровому врача не требуется.6.Здоровье клад бесценный.7.Здоровье ни за какие деньги не купишь.8.Заболеть легко, труднее вылечиться..9.Болен лечись, а здоров берегись.10.Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест. Смысл:Здоровье не купишь, его разум дарит.Здоровье это главная составляющая часть человека, бесценное богатство , которая не восстановишь при утрате.Здоровье не купишь ни за какие деньги, поэтому о нем надо заботиться с самых ранних лет.Если человек богат и у него много денег, но нет здоровье, то счастливым назвать его нельзя, самое главное богатство здоровье.20
№20
1)Бессоюзное сложное предложение – это такое сложное предложение, части которого соединены между собой не союзами и союзными словами, а только интонацией и образуют смысловое и структурное целое.
В бессоюзном сложном предложении различают четыре основных типа интонации: перечислительная, сопоставления, обусловленности, пояснения. Название типов интонации совпадает с названием типов бессоюзных сложных предложений.
Части разделяются запятой Части тесно связаны по смыслу (одновременность или последовательность событий) и не имеют осложняющих конструкций. Поезд ушёл, перрон быстро опустел, вокруг стало тихо. Части разделяются двоеточием 1) Вторая часть поясняет первую, раскрывает её содержание (можно вставить союз А ИМЕННО). Мать наказала сына: она не пустила его гулять. 2) Вторая часть дополняет первую (можно вставить союз ЧТО или слова И УВИДЕЛ, ЧТО; И УСЛЫШАЛ, ЧТО; И ПОНЯЛ, ЧТОи т.д.). Мать посмотрела в окно: малыш катался на качелях. 3) Вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой (можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО). Мать была расстроена: ребёнок сказал ей неправду. | Части разделяются точкой с запятой 1) Части не имеют тесной смысловой связи. Мигают звёзды на небе; лес обнажился. 2) Хотя бы одна из частей имеет осложняющую конструкцию. Было ещё рано, начало шестого; золотистый утренний туман поднимался над лесом, просыпавшимся после долгой ночи. Части разделяются тире 1) Части противопоставлены друг другу (можно вставить союзы А, НО, ДА (=НО), ЗАТО, ОДНАКО и т.д.). Деньги исчезают – работа остаётся. 2) Вторая часть указывает на быструю смену событий или неожиданный результат. Он упал – все засмеялись. 3) Первая часть указывает на время, условие, причину совершения того, о чём говорится во второй части (можно вставить союзы КОГДА, ЕСЛИ, ТАК КАК). Лес рубят – щепки летят. Станет тепло – снимем шубы. Любишь кататься – люби и саночки возить. 4) Вторая часть содержит в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первой части (можно вставить наречиеПОЭТОМУ). Хвалы приманчивы – как их не пожелать? (И. Крылов) 5) Вторая часть содержит сравнение (можно вставить союз КАК, СЛОВНО, БУДТО и т.д.). Молвит слово – соловей поёт. 6) Вторая часть является присоединительным предложением (перед ним есть или могут быть словаЭТО, ТАК, ТАКОВ и т.д.). Приказ есть приказ – так его воспитали. Всё небо в тучах – плохая погода. |
Синонимия союзных и бессоюзных сложных предложений
Большинство бессоюзных предложений возможно перестроить в союзные, поэтому можно говорить о синонимия бессоюзных и некоторых типов союзных сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Синонимическими являются:1) бессоюзные сложные предложения со значением перечня действий, событий, явлений, происходящих одновременно или последовательно, и сложносочиненные предложения с повторяющимися или неповторяющимися союзами и (й), и (в значении и) (Луки были пышные, поля богатые, сады густые - И луга были пышные, и поля богатые, и сады густые).2) бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, сопоставления и сложносочиненные предложения с протиставнимсоюзами но, однако, зато, однако (Не каждому в руки счастье уходит - от многих оно убегает (Г. Тютюнник) - Не каждому в руки счастье уходит, однако от многих оно убегает);3) бессоюзные сложные предложения с временными, условными, следственными отношениями между частями и сложноподчиненные предложения с придаточными времени, условия, последствия (Ударили казаки веслами в воду - отскочил дуб от берега ... (А. Кащенко) - Когда ударили казаки веслами в воду, отскочил дуб от берега).4) бессоюзные сложные предложения с причинной и пояснительными отношениями и сложноподчиненные предложения с подрядными изъяснительные, определительными, причинно (и Юрин сердце замирает, он знает: это ему снилось уже не раз (Ю.Смолич) - и Юрин сердце замирает, он знает , что это ему снилось уже не раз).
Во многих бессоюзных предложениях синтаксические отношения не соответствуют выражающиеся союзами сурядности и подчинительные. Такие предложения не имеют синонимических союзных предложений (Голосами, небесами напились дальше, Где-то копыта оддзвенилы, одгулы печали, Только облака, только небо и веков эхо Только опилок золотой тихое дивоструння (С. Тельнюк)).
Иереферата.Реферат – вторичный документ, представляющий собой результат свертывания информации первичного документа. Под свертыванием принято понимать сжатие, или компрессию, текста первичного документа при его информационной переработке.
Реферат – это сжатое изложение основной информации первоисточника на основе его смысловой переработки.
Виды рефератов
Различают два вида рефератов: продуктивные и репродуктивные. Репродуктивный реферат воспроизводит содержание первичного текста. Продуктивный содержит творческое или критическое осмысление реферируемого источника.
Репродуктивные рефераты можно разделить еще на два вида: реферат-конспект и реферат-резюме. Реферат-конспект содержит фактическую информацию в обобщённом виде, иллюстрированный материал, различные сведения о методах исследования, результатах исследования и возможностях их применения. Реферат-резюме содержит только основные положения данной темы.
В продуктивных рефератах выделяют реферат-доклад и реферат-обзор. Реферат-обзор составляется на основе нескольких источников и сопоставляет различные точки зрения по данному вопросу. В реферате-докладе, наряду с анализом информации первоисточника, есть объективная оценка проблемы; этот реферат имеет развёрнутый характер.
План составление реферата
1).На самом деле план реферата составить очень просто! Обычно его помещают на вторую страницу после титульной.
Писать на самой странице «План реферата» не нужно, такое могут позволить в школе учителя! А вузовские требования предполагают назвать страницу с планом «Содержание» или «Оглавление». Нумеруется реферат именно со страницы с планом. Проставляется нумерация по-разному, чаще всего - в верхнем правом углу. 2.)План реферата состоит из введения, нескольких глав (как правило, от 2-х до 4-х), заключения и списка литературы (списка библиографии или библиографического списка). Также, здесь могут быть указаны возможные приложения к реферату (иллюстрации, дополнительная информация) .3).Однако в составлении плана есть и сложные стороны, это выделение глав реферата. Хороший объем реферата - 10-20 страниц. Обычно оглавление, введение с заключением и список литературы занимают несколько страниц. Поэтому на главы реферата остается 6-16 страниц. Если реферат получился довольно маленький (общий объем - 8-10 стр.), то план реферата полностью исключает главы. В таком случае единственную главу называют «Основная часть». Но, тем не менее, нужно стараться, чтобы было хотя бы две главы, которые естественно нумеруются. В плане реферата главы можно разбивать на параграфы или подпункты. Обычное количество параграфов от 2 до 4. Параграфы в пределах главы нумеруются .4).Для составления плана необходимо выделить вопросы, концепции, которые вы и будете описывать в самом реферате. Таких пунктов может быть несколько, с их помощью вы и раскроете суть поставленных проблем. Помните, что план представляет четкую схему самого реферата. План должен быть логичным и последовательным, таким, чтобы легко понять, о чем мы узнаем из текста .5.)Формально к плану предъявляются такие же требования, как и ко всему реферату. Шрифт обычно TimesNewRoman, кегль (или размер шрифта) - 14, интервал (расстояние между строчками) - 1,5 – стандарт. Поля - стандартные для MicrosoftWord. Это стандарт, но если у вас есть методичка, то посмотрите, какие требования указаны в ней. У каждого вуза свои требования!
3)Рассказать об ученом – медика Казахстана
ХайржанАбисатовичАбисатов - доктор медицинских наук, профессор, академик Академии профилактической медицины Республики Казахстан. Почетный член Республиканского научного общества онкологов.
Награжден орденом Трудового Красного Знамени, серебряной медалью Байтурсынова, значками "Отличник здравоохранения" и "Отличник просвещения", автор более 150 научно-педагогических работ. Родился ХайржанАбисатов в 1937 году в Нарынских песках Атырауской области. Сельский паренек мечтал стать инженером, но внезапная болезнь мамы определила его дальнейшую судьбу. Ей, прикованной к постели, он пообещал, что будет врачом. Так и свершилось. По окончании в 1960 году Казахского государственного медицинского института молодого специалиста командируют в московскую аспирантуру, где он защитил кандидатскую диссертацию. В 1964 году вернулся в Алма-Ату и приступил к практической деятельности. С тех пор его жизнь тесно связана с Казахским НИИ онкологии и радиологии.
Добрым словом вспоминают ХайржанаАбисатовича и в Атырау, где с 1976 года он проработал девять лет заведующим филиала института и главным врачом облонкодиспансера, внедрив в практику 54 новых метода диагностики и лечения онкобольных.За всю свою практическую деятельность ученый Абисатов прооперировал свыше 2000 онкобольных, вернув им надежду на полноценную здоровую жизнь.
Сегодня ХайржанАбисатович занимается педагогической работой. Алматинские студенты охотно посещают лекции выдающегося казахстанского ученого, где мэтр клинической онкологии делится с будущими специалистами основами этой сложной, но столь актуальной практической науки.
№21
1). Выражения целевых значений в простом и СПППридаточные цели содержат указание на цель или назначение того, о чем говорится в главной части предложения.
В предложении А чтоб в хмелю не сделать мне пожару, так я свечу совсем задул (Кр.) придаточная часть указывает цель совершения действия главной. В предложении Слово дано для того человеку, чтобы он сообщал свои мысли другим придаточная часть говорит о назначении того, о чем идет речь в главной.
Придаточные цели присоединяются к главной части предложения посредством союзов чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы, причем характерным является выражение сказуемого сослагательным наклонением или инфинитивом. Придаточная часть обычно относится ко всей главной части в целом. Целевые отношения, выраженные в сложных предложениях с придаточными цели, обычно выступают в неосложненном виде. Особый оттенок значения вносится лишь союзами лишь бы, только бы. В предложениях с этими союзами подчеркивается усиленное стремление к цели, причем средством достижения ее является то, о чем говорится в главной части предложения:Тут же выяснилось, что железа на бандажи не хватает, и артельный староста все ведра у бабы своей покрал, все крыши посымал с битых вагонов, лишь бы не останавливать движения на любимом транспорте (Леон.); Отец готов был все сделать, только бы сыну было хорошо.
Цитаты и их правописание.
Цитаты-это текст из какого-либо произведения,дословно воспроизводимый авторым в издании.Цитата обычно приводится с целью обосновать собственные утверждения или опровергнуть цитируемого автора.
Основные требования к цитате-это уместность и точность.Уместная цитата всегда обоснована целями автора.
3) Люди в белых халатах:
Смерть не хочет щадить красоты
Ни веселых,ни злых,ни крылатых,
Но встают у нее на пути
Люди в белых халатах
И дыхание станет ровней
И страданья отступят куда-то
Лишь нагнутся к постели твоей
Люди в белых халатах
И на свете тебя еще нет,
И едва лишь откроешь глаза ты,
Твою жизнь охраняют от бед
Люди в белых халатах
Сколько раненых в битве крутой,
Сколько их в тесноте медсанбатов
Отнимали у смерти слепой
Люди в белых халатах
Вечный подвиг!Он вам по плечу
Ваши руки бессонны и святы
Низко вам поклониться хочу
Люди в белых халатах!
№22
1). Сложноподчинённые предложения с придаточными условнымиПридаточные условные отвечают на вопрос при каком условии?, они относятся ко всему главному и прикрепляются к нему союзами если, когда, раз и др. Например: Раз мы начали говорить, то лучше договорить всё до конца.Если растение не поливать, то оно засохнет.Сложноподчинённые предложения с придаточными уступительнымиПридаточные уступительные относятся ко всему главному и прикрепляются к нему союзами хотя (хоть); несмотря на то, что; пускай; пусть, например: Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят.В степи было тихо, пасмурно, несмотря на то, что солнце поднялось.
2).ПолилогПолило́г (греч., букв. ’речь многих’) — разговор многих участников. При этом предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому, в противном случае разговор превращается в монолог. Является синонимом слова диалог, так как ошибочно полагать, что термин «диалог» предполагает наличие ровно двух участников (греческий префикс диа- ’через’ в слове диалог и греческое ди- ’два’ лишь внешне схожи). В связи с этим в диалоге, как и в полилоге, может участвовать любое число участников.иалог - форма речи, которая характеризуется сменой высказываний двух говорящих. Каждое высказывание, называемое репликой, обращено к собеседнику.ДиалогДиалог - это разговор двух или нескольких лиц. Основной единицей диалога является диалогическое единство - тематическое объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего. На характер реплик оказывает влияние так называемый кодекс взаимоотношений коммуникантов. Выделяют три основные типа взаимодействия участников диалога: зависимость, сотрудничество и равенство.Диалогическая речь - первичная, естественная форма языкового общения. Если иметь в виду бытовые диалоги, то это, как правило, речь спонтанная, неподготовленная, в наименьшей степени литературно обработанная.Для диалогической речи характерна тесная содержательная связь реплик, выражающаяся чаще всего в вопросе и ответе:- Где ты был?- На работе задержался.МонологМонологической является научная, деловая, во многом публицистическая речь.Монолог можно определить как компонент художественного произведения, представляющий собой речь, обращенную к самому себе или к другим. Монолог- это обычно речь от 1-го лица, не рассчитанная (в отличие от диалога) на ответную реакцию другого лица (или лиц), обладающая определенной композиционной организованностью и смысловой завершенностью.Классический пример, иллюстрирующий сказанное, - монолог Чацкого из комедии Грибоедова "Горе от ума".
Не образумлюсь... виноват,
И слушаю, не понимаю,
Как будто все еще мне объяснить хотят.
Растерян мыслями ... чего-то ожидаю.
3)Рассказать об одном из медицинских открытий прошлого. Электронный глаз-точнее, специальный микрочип, который разработали исследователи из Массачусетского технологического института (США). Благодаря этому чуду современной технологии слепые люди, конечно, не прозреют, зато смогут узнавать лица и ориентироваться в пространстве без посторонней помощи.Чип имплантируется на глазное яблоко, а сигналы получает от специальной маленькой камеры, вмонтированной в очки. Далее обработанная чипом информация передается в мозг. Новая система транспортировки донорских органов -холодильные камеры, в которых транспортировали органы для пересадки, вскоре канут в Лету, считают американские инженеры. Максимальный срок хранения органов в таких камерах - пять часов. Такое ограничение по времени оказывало огромное давление на врача и пациента, которым приходится быть готовыми к операции, как только появляется нужный орган.Теперь временной интервал расширяется почти до 12 часов благодаря системе, которая поддерживает орган в тепле, а не в холоде, и обеспечивает подачу крови, кислорода и питательных веществ. Это также сделало возможным доставку органов из других стран.
№23
1)Прямая речь — чьё-либо высказывание, дословно введённое в авторскую речь (говорящего или пишущего). В отличие от косвенной речи, сохраняет индивидуальные и стилистические особенности речи того, чьё высказывание воспроизводится: диалектные черты, повторы, паузы, вводные слова и т. п. Прямая речь вводится без союзов, личных местоимений, глагольные формы обозначают отношение к лицу говорящего, например: «Ты сказал: „Вернусь поздно“». Для сравнения в косвенной речи: «Ты сказал, что вернёшься поздно». Обычно прямая речь выделяется в тексте кавычками либо дается отдельным абзацем, в начале которого ставится тире. К прямой речи в качестве её разновидности относятся цитаты.
Прямая речь не является членом предложения.
Правила оформления прямой речи в русском языке
]СхемыПрямая речь после слов автора Прямая речь перед словами автора Прямая речь внутри слов автора
А: «П!»А: «П?»А: «П…»А: «П». «П!» — а.«П?» — а.«П», — а. А: «П!» — а.А: «П?» — а.А: «П…» — а.А: «П», — а.
Обозначения:«П» — прямая речь, «А» — слова автора.
Косвенная речьКосвенная речь - один из способов передачи чужой речи (см.), при к-ром эта речь грамматически приспосабливается говорящим к своей речи: чужая речь в форме косвенной оформляется как придаточная часть при глаголе речи (сказать и др.), находящемся в главной части сложного предложения: Он сказал, что хочет видеть её часто.
2)Язык — многофункциональное явление. Все функции языка проявляются в коммуникации. Выделяют следующие функции языка
1)коммуникативная (или функция общения) — основная функция языка, использование языка для передачи информации;2)конструктивная (или мыслительная; мыслеформирующая) — формирование мышления индивида и общества;3)познавательная (или аккумулятивная функция) — передача информации и её хранение;4)эмоционально-экспрессивная — выражение чувств, эмоций;5)волюнтативная (или призывно-побудительная функция) — функция воздействия;6)метаязыковая (металингвистическая) — разъяснения средствами языка самого языка; По отношению ко всем знаковым системам язык является орудием объяснения и организации. Речь идет о том, что метаязык любого кода формируется в словах.7)фатическая (или контактноустанавливающая)- Использование языка для установления психологического контакта собеседников ;8)идеологическая функция — использование того или иного языка или типа письменности для выражения идеологических предпочтений. Например, ирландский язык используется главным образом не для общения, а в качестве символа ирландской государственности. Использование традиционных систем письма часто воспринимается как культурная преемственность, а переход на латиницу — как модернизаторство.9)омадативная (или формирующая реальности) — создание реальностей и их контроль;10)номинативная — вера человека в название11)денотативная, репрезентативная — передача информации, представление12)конативная — ориентация на адресата;13)эстетическая — сфера творчества;14)аксиологическая — оценочное суждение (хорошо/плохо).15)референтная (или отражательная) - функция языка, в которой язык является средством накопления человеческого опыта.Основными функциями языка являются:Коммуникативная (функция общения);Мыслеформирующая (функция воплощения и выражения мысли);Экспрессивная (функция выражения внутреннего состояния говорящего);Эстетическая (функция создания прекрасного средствами языка).
3).Пословицы о здоровье.Обьяснить смысл 1-2 пословиц. 1.Здоровый телом и духом здоров.2.Здоровье не купишь, его разум дарит.3.Лоырю всегда нездоровиться.4.Кто к здоровью относится беспечно,болеет вечно.5.Здоровому врача не требуется.6.Здоровье клад бесценный.7.Здоровье ни за какие деньги не купишь.8.Заболеть легко, труднее вылечиться..9.Болен лечись, а здоров берегись.10.Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест. Смысл:Здоровье не купишь, его разум дарит.Здоровье это главная составляющая часть человека, бесценное богатство , которая не восстановишь при утрате.Здоровье не купишь ни за какие деньги, поэтому о нем надо заботиться с самых ранних лет.Если человек богат и у него много денег, но нет здоровье, то счастливым назвать его нельзя, самое главное богатство здоровье
№24
1)Синонимы
Определение: слова, близкие или тождественные по своему значению, но разные по написанию и различающиеся оттенками значения, или стилистической окраской (смелый, отважный, мужественный, храбрый). Синонимы используются для обогащения речи, придания ей выразительности, устранения повторения слов. Примеры: кавалерия — конница, смелый — храбрый. красный — алый — багряный — багровый.Антонимы
Определение: слова, имеющие противоположные значения (теплый - холодный, пленный - свободный, дружеский - вражеский). Слова могут становится антонимами в контексте (черный - белый), но не являться ими вне контекста.Примеры: плохой — хороший, ложь — истина, живой — мёртвый .войти — выйти, спуститься — подняться, зажечь — потушить, революция — контрреволюция.ОмонимыОпределение:разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию единицы языкаПримеры:наряд (одежда) — наряд (распоряжение), горн (кузнечный) — горн (духовой инструмент).ласка (животное) и ласка (проявление нежности) ПаронимыОпределение:ПАРОНИМЫ (от пара... и греч. onyma - имя), разные по смыслу, но близкие по звучанию слова ("база" и "базис"). Сходство паронимов может привести к ошибкам в речи ("представился" вместо "преставился"). Паронимы используются часто в каламбурах; см. также ПРимеры:дресант — адресат, абонент — абонемент, генералъный — генеральский, грозный — грозовой, поступок — проступок
2)Стили речи-разговорный,художественный,официфльно деловой, научный.Стиль языка— это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение; официально-деловые отнощения; агитационно-массовую деятельность; науку; словесно-художественное творчество. В каждой из этих сфер общественной жизни используется своя разновидность литературного языка, ил стиль литературного языка, а также присущие им языковые средства.Научный стиль — стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля — наука и научные журналы, адресатами текстовых сообщений могут выступать учёные, будущие специалисты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной научной областью; авторами же текстов данного стиля являются учёные, специалисты в своей области. Целью стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п. Основная его функция — сообщение информации, а также доказательство ее истинности. Для него характерно наличие малых терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики, в нем преобладает имя существительное, немало отвлеченных и вещественных существительных.Научный стиль существует преимущественно в письменной монологической речи. Его жанры — научная статья, учебная литература, монография,школьное сочинение и т. д. Стилевыми чертами этого стиля являются подчёркнутая логичность, доказательность, точность (однозначность).: Официально-деловой стильДеловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства,административно-правовой деятельности). Этот стиль служит для оформления документов: законов, приказов, постановлений, характеристик,протоколов, расписок, справок. Сфера применения официально-делового стиля — право, автор — юрист, правовед, дипломат, просто гражданин. Адресуются работы в данном стиле государству, гражданам государства, учреждениям, служащим и т. д., с целью установления административно-правовых отношений.Этот стиль существует чаще в письменной форме речи, тип речи — преимущественно рассуждение. Вид речи — чаще всего монолог, вид коммуникации — общественная.Стилевые черты — императивность (долженствующий характер), точность, не допускающая двух толкований, стандартизированность (строгая композиция текста, точный отбор фактов и способов их подачи), отсутствие эмоциональности.Основная функция официально-делового стиля — информационная (передача информации). Для него характерно наличие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложения материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований, наличие сложных несокращенных слов, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов.Публицистический стильПублицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Он встречается в жанрах статьи, очерка,репортажа, фельетона, интервью, ораторской речи и характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью.Этот стиль употребляется в сферах политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направляется не только на разум, но и на чувства адресата.Для него характерны отвлечённые слова с общественно-политическим значением (гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый).Задача — сообщить информацию о жизни страны, воздействовать на массы, сформировать определенное отношение к общественным деламСтилевые черты — логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.:Разговорный стильРазговорный стиль служит для непосредственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. Отличается большой смысловой ёмкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность.Обычная форма реализации разговорного стиля — диалог, этот стиль чаще используется в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала. В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка.Языковые средства разговорного стиля: эмоциональность, выразительность разговорной лексики, слова с суффиксами субъективной оценки; употребление неполных предложений, вводных слов, слов-обращений, междометия, модальные частицы, повторы. Жанры — диалог, личные письма, личные записки, телефонХудожественный стильХудожественный стиль используется в художественной литературе. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.Эмоциональность художественного стиля отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства.Жанры — эпос, лирика, драма, эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание, поэма, баллада, трагедия, комедия, драма (в узком смысле).
3).Какова роль физической культуры в жизни человека
Известно, что движение является основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Тренировки активизируют физиологические процессы и способствуют обеспечению восстановления нарушенных функций у человека. Поэтому физические упражнения являются средством неспецифической профилактики ряда функциональных расстройств и заболеваний, а лечебную гимнастику следует рассматривать как метод восстановительной терапии. Физические упражнения воздействуют на все группы мышц, суставы, связки, которые делаются крепкими, увеличиваются объем мышц, их эластичность, сила и скорость сокращения. Усиленная мышечная деятельность вынуждает работать с дополнительной нагрузкой сердце, легкие и другие органы и системы нашего организма, тем самым повышая функциональные возможности человека, его сопротивляемость неблагоприятным воздействиям внешней среды. Физический труд для человека перестаёт иметь значение в связи с развитием техники. Человек постепенно теряет те качества, в основном физические, которыми его наградил Бог. Человек по сравнению со своими далёкими предками становится более дряхлым и здесь ещё ко всему прочему на него очень плохо могут влиять такие соблазны, как спиртное, табак и наркотики. Крайне не желательно поддаваться этим соблазнам, а особенно наркотикам. И в этом замечательную роль для человека может сыграть занятие спортом, т.к. он прямо противоположен этим злым факторам и спокойно может служить той альтернативой, которая не даст человеку стать алкоголиком, курильщиком и наркоманом.
Роль спорта в нашей жизни очень велика!
№25
1)ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ слитно:1) слово образовано на базе подчинительной связи (железнодорожный ← железная дорога (согласование),машиноремонтный ← ремонт машин(управление), быстрорастворимый ← быстро растворимый (примыкание));2) одна из частей самостоятельно не употребляется (длинноволосый, скоротечный, позднеспелый);3) части являются неоднородными определениями (древнецерковнославянский, первобытнообщинный);4) слово образовано от существительного со слитным написанием (шарикоподшипниковый ← шари-коподшипник, лесостепной ← лесостепь);5) сложные обозначения химических веществ (дибензилэтилендиаминовый, железистосинеродистый);6) терминологизмы и книжные выражения (мелкооптовый, тонкомолотый, глубокоуважаемый, нижеподписавшийся);7) слово образовано на базе числительных (двадцатитрёхлетний, семисотидвадцатитрёхрублёвый) через дефис:1) слово образовано на базе сочинительной связи (желудочно-кишечный ← желудочный и кишечный,фарфорово-фаянсовый ← фарфоровыйи фаянсовый);2) слово образовано от существительного с дефисным написанием (дизель-моторный ← дизель-мотор, контр-адмиральский ← контр-адмирал, нью-йоркский ← Нью-Йорк);3) слово обозначает оттенок цвета, вкуса (ярко-синий, сине-красно-белый, кисло-сладко-горький);4) первая часть оканчивается на -ико(историко-архитектурный, химико-технический);5) слово начинается с военно-, массово-, народно-, научно-, учебно-;6) слово образовано от сочетаний имён и/или фамилий (лев-толстовский, жюль-верновский, бойль-мариоттовский);7) слово образовано на базе сочетания «прилагательное + существительное» с перестановкой частей местами(литературно-художественный ← художественная литература)
2) Фразеологизмы.Примеры.Фразеологизмы устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.Поэтому фразеологизмы часто можно заменить одним словом.Сравните: на краю света-далеко; зуб на зуб не попадает-замерз;зарубить на носу-запомнить.Как и слова, фразеологизм может иметь синонимы и антонимы.Фразеологизм-синонимы:два сапога пара,одного поля ягода (один другого не лучше).Фразеологизмы антонимы:засучив рукова- спустя рукова.Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный, характер русского языка.Прямой смысл многих фразеологизмов связан с историей,традициями,обчаями, бытом русского народа.Фразеологизмы –яркие и выразительные средства языка.Они выполняют роль одного члена предложения:Ребята работали засучив рукова.(хорошо)К фразеологизмам относятся также пословицы,поговорки,меткие образные выражения из художественных проиведений:Сила-в знаний,знания – в книге.Счастливые часы не наблюдают(А.Грибоедов)Сейте разумное, доброе, вечное.(Н.Некрасов)
3)Рассказать об ученом – медика Казахстана
ХайржанАбисатовичАбисатов - доктор медицинских наук, профессор, академик Академии профилактической медицины Республики Казахстан. Почетный член Республиканского научного общества онкологов.
Награжден орденом Трудового Красного Знамени, серебряной медалью Байтурсынова, значками "Отличник здравоохранения" и "Отличник просвещения", автор более 150 научно-педагогических работ. Родился ХайржанАбисатов в 1937 году в Нарынских песках Атырауской области. Сельский паренек мечтал стать инженером, но внезапная болезнь мамы определила его дальнейшую судьбу. Ей, прикованной к постели, он пообещал, что будет врачом. Так и свершилось. По окончании в 1960 году Казахского государственного медицинского института молодого специалиста командируют в московскую аспирантуру, где он защитил кандидатскую диссертацию. В 1964 году вернулся в Алма-Ату и приступил к практической деятельности. С тех пор его жизнь тесно связана с Казахским НИИ онкологии и радиологии.
Добрым словом вспоминают ХайржанаАбисатовича и в Атырау, где с 1976 года он проработал девять лет заведующим филиала института и главным врачом облонкодиспансера, внедрив в практику 54 новых метода диагностики и лечения онкобольных.
За всю свою практическую деятельность ученый Абисатов прооперировал свыше 2000 онкобольных, вернув им надежду на полноценную здоровую жизнь.
Сегодня ХайржанАбисатович занимается педагогической работой. Алматинские студенты охотно посещают лекции выдающегося казахстанского ученого, где мэтр клинической онкологии делится с будущими специалистами основами этой сложной, но столь актуальной практической науки.