Общая характеристика МКДОУ д/с «Гармония» детский сад № 85 комбинированного вида
Детский сад был открыт в 1984 году и расположился в типовом двухэтажном здании с плавательным бассейном по адресу: 622012 г.Нижний Тагил, ул.9 января, дом 3.
Учредителем является Управление образования Администрации города Нижний Тагил.
С 01.01.2014 года детский сад №85 комбинированного вида является структурным подразделением МКДОУ детский сад «Гармония». Учреждение МКДОУ детский сад «Гармония» комбинированного вида создано на основании постановления Администрации города Нижний Тагил от 07.10.2013г. № 2403 «О реорганизации муниципальных дошкольных образовательных учреждений».
Основной целью СП д/с №85 комбинированного вида является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования, направленным на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Специфику содержания образования, особенности организации воспитательно-образовательного процесса, характер оказываемых образовательных и медицинских услуг в дошкольном образовательном учреждении отражает основная общеобразовательная программа Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения детский сад «Гармония» - нормативно-управленческий документ, принятый на заседании Педагогического совета Учреждения от 25.02.2014 г.
Программа спроектирована с учетом ФГОС ДО, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Нормативно-правовой базой для разработки основной общеобразовательной программы Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения детский сад «Гармония» комбинированного вида является:
· Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
· «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
· «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).
Одним из основных направлений работы СП д/с № 85 комбинированного вида является профилактика и коррекция нарушений в речевом развитии детей [24].
Непосредственное руководство муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением детский сад комбинированного вида № 85 осуществляет директор.
В МБДОУ создана оптимальная структура управления в соответствии с целями, задачами и содержанием работы, направленной на реализацию основных направлений нормативных документов, регламентирующих организацию дошкольного образования на современном этапе.
Формами самоуправления Учреждения, обеспечивающими государственно-общественный характер управления являются: Общее собрание трудового коллектива, Педагогический совет, Совет учреждения, Первичная профсоюзная организация (см. приложение 4).
Разграничение полномочий между данными органами закреплено Уставом и локальными актами МКДОУ.
Руководство д/с осуществляет заведующий, прошедший соответствующую аттестацию, действующий в соответствии с должностной инструкцией, трудовым договором (контрактом), Уставом МКДОУ д/с «Гармония», «Кодексом профессиональной этики МКДОУ д/с «Гармония», настоящим Положением и законодательством Российской Федерации на основании Структуры МКДОУ д/с «Гармония».
Заведующий д/с:
1. осуществляет расстановку педагогических кадров в д/с, определяет их функциональные обязанности;
2. представляет на аттестацию педагогических работников детского сада, участвует в проведении аттестации и учитывает ее результаты при расстановке кадров;
3. обеспечивает разработку концепций, планов, образовательной программы, программы развития, учебного плана, расписания занятий воспитанников д/с;
4. обеспечивает выполнение санитарно - гигиенических норм, противопожарных требований и других условий по охране жизни и здоровья воспитанников и работников д/с;
5. обеспечивает учет, сохранность, своевременный контроль и подготовку документов, образовавшихся в результате деятельности д/с, к передаче на хранение в соответствии с номенклатурой дел МКДОУ д/с «Гармония»;
6. обеспечивает представление отчетности в МКДОУ д/с «Гармония» в установленном порядке;
7. заведующий вправе ходатайствовать перед директором МКДОУ д/с «Гармония» о награждении Почетной грамотой МКДОУ д/с «Гармония» сотрудников д/с;
8. осуществляет иные полномочия, необходимые для обеспечения нормального функционирования д/с и выполнения требований действующего законодательства Российской Федерации, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции директора МКДОУ д/с «Гармония».
Заведующий д/с несет персональную ответственность:
· за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, в пределах, определенных Трудовым кодексом Российской Федерации;
· совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения – в пределах, определенных административным и гражданским законодательством Российской Федерации;
· за сохранность имущества д/с и причинение материального ущерба – в пределах, определенных трудовым, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
· нарушение требований локальных нормативных документов МКДОУ д/с «Гармония»;
· невыполнение приказов директора МКДОУ д/с «Гармония»;
· неправомерное использование должностных полномочий, а также использование их в личных целях.
Педагогический совет структурного подразделения (далее - малый педагогический совет) осуществляет управление образовательным процессом и инновационной деятельностью в детском саду, а именно:
1. обсуждает и производит отбор различных вариантов содержания образования, форм, методов и способов его реализации;
2. организует работу по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив, распространению передового педагогического опыта;
3. разрабатывает и принимает учебный план, годовой план д/с, расписание образовательной деятельности, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов , а также оценочных и методических материалов;
4. обсуждает и принимает решения по любым вопросам, касающимся содержания образования;
5. ходатайствует перед директором МКДОУ д/с «Гармония» о поощрении педагогов за достижение высоких результатов в образовательной деятельности;
6. рассматривает иные вопросы в пределах своей компетенции.
Заседания Педагогического совета д/с правомочны, если на них присутствует более половины его состава (50 % + 1 человек). В состав педагогического совета д/с входят все педагогическое работники д/с. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих. На заседании Педагогического совета д/с с правом совещательного голоса могут присутствовать родители (законные представители) воспитанников.
Решения Педагогического совета д/с доводятся до сведения директора МКДОУ д/с «Гармония».
Дошкольное учреждение укомплектовано кадрами на 98%. На сегодняшний день есть вакансия инструктора ФК. В МКДОУ работает 59 человек. Мы будем анализировать только педагогический состав (30 человек).
По половому признаку (см. табл. 1):
Таблица 1
Данные по половому признаку МКДОУ д/с «Гармония» детский сад № 85 комбинированного вида
Мужской | Женский |
30 человек (100%) |
По образованию педагогических кадров (см. табл. 2)
Таблица 2
Данные об образовании педагогических кадров МКДОУ д/с «Гармония» детский сад № 85 комбинированного вида
Образование | Средне-профессиональное педагогическое дошкольное | Высшее педагогическое дошкольное | Средне-профессиональное педагогическое недошкольное | Высшее педагогическое недошкольное |
Количество человек | 11 чел. (37%) | 14 чел.(47%) | - | 5 чел. (16%) |
По стажу педагогической деятельности и квалификационной категории (см. табл. 3)
Таблица 3
Данные по стажу педагогической деятельности и квалификационной категории МКДОУ д/с «Гармония» детский сад № 85 комбинированного вида
Квалификационная категория | Стаж | ||||
1 кат. | соответствие | - | До 5 лет | Свыше 5 лет | Свыше 10 лет |
15 чел. | 4 чел. | 11 чел. | 9 чел. | 14 чел. | 7 чел. |
На сегодняшний день в ДОУ насчитывается 3 молодых педагога (из них в 2015-2016 на работу поступил 1 молодой педагог, 2 педагога находятся в декретном отпуске).
В 2015-2016 большинство педагогов СП д/с № 85 повысили свою квалификацию через курсы и программу профессиональной переподготовки.
Ежегодно в дошкольных образовательных учреждениях города приступают к работе множество молодых специалистов, выпускников педагогических вузов и колледжей. Новичок на новом месте работы сталкивается с большим количеством трудностей. Специальная процедура введения нового сотрудника может способствовать снятию большего количества проблем, возникающих в начале работы и облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Чем комфортней будет каждому из молодых специалистов на рабочем месте, тем быстрее будет развиваться его педагогическое мастерство.
Программа адаптации сотрудников разработана в МКДОУ д/с «Гармония» детский сад № 85 комбинированного вида с целью сохранения и развития кадрового состава.
Мы считаем создание коллектива единомышленников одной из первоочередных задач в детском саду, т.к. лишь слаженно работающая команда, имеющая общие цели сумеет максимально эффективно и оперативно решать свои профессиональные задачи.
Под адаптацией сотрудников мы понимаем взаимное приспособление организации и сотрудника, в результате которого сотрудник осваивается в новой организации, а именно:
· учится жить в относительно новых для него профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях;
· находит свое место в структуре организации, как специалист, способный решать задачи определенного класса;
· осваивает организационную культуру;
· включается в систему сложившихся до его прихода межличностных связей и отношений.
Виды адаптации:
· первичная – приспособление молодых сотрудников, не имеющих опыта профессиональной деятельности (выпускников ВУЗов);
· вторичная – приспособление сотрудников, имеющих опыт профессиональной деятельности (в данной профессии либо в иной).
Уровни адаптации:
· Психофизиологическая адаптация – это привыкание к новым для организма физическим и психофизиологическим нагрузкам, режиму, темпу и ритму труда, санитарно-гигиеническим факторам производственной среды, особенностям организации режима питания и отдыха.
· Социально-психологическая адаптация – это приспособление к новой социальной среде, включение в систему межличностных связей и отношений, освоение новых социальных ролей, норм поведения, групповых норм и ценностей, идентификация себя с какой-либо формальной или неформальной группой.
· Профессиональная адаптация – это приспособление уже имеющегося профессионального опыта и стиля профессиональной деятельности к требованиям нового рабочего места, освоение сотрудником новых для него профессиональных функций и обязанностей, доработка требуемых навыков и умений, включение в профессиональное сотрудничество и партнерство, постепенное развитие конкурентоспособности.
· Организационная адаптация – это адаптация к своему организационному статусу, месту и роли в общей структуре организации, усвоение организационных норм и традиций, углубление понимания организационного и экономического механизма функционирования организации и управления ею, осознание её миссии и основных факторов конкурентоспособности на внешнем рынке [14, с. 110].
Исходя из обозначенных уровней и видов в МКДОУ д/с «Гармония» детский сад № 85 комбинированного вида составлен план мероприятий, направленных на адаптацию вновь принятых сотрудников в организации (см. табл. 4).
Таблица 4
План мероприятий в МКДОУ д/с «Гармония» детский сад № 85 комбинированного вида, направленных на адаптацию новых сотрудников в организации
Наименование мероприятия | Срок исполнения | Ответственный | Примечание |
1.Психофизиологическая адаптация | |||
1.1. Гибкий режим дня | первый рабочий день | заведующий | |
1.2. Практическое занятие «Соблюдение режима труда и отдыха как фактор профилактики дезадаптации» | Первая рабочая неделя | медсестра | групповое или индивидуальн. |
1.3. Релаксационный тренинг (снятие состояния тревоги и эмоц. напряжения) | еженедельно | Педагог-психолог | По плану педагога-психолога |
1.4. Информирование нового сотрудника о том, кто и в каких вопросах может оказать ему помощь. | Первый рабочий день | Заведующий детским садом | |
1.5. Консультации непосредственного руководителя и прочих сотрудников по возникающим у “новичка” вопросам (создание климата соц. поддержки) | постоянно | Сотрудники ДОУ | |
2. Социально-психологическая адаптация | |||
2.1. Знакомство работника с организацией: вручение информационного листа и краткий комментарий к нему (история развития учреждения; положение учреждения в настоящее время; организационная структура, перечень подразделений. | Собеседование | Заведующий | |
2.2. Представление работника непосредственному руководителю | Первый рабочий день | Заведующий | |
2.3. Представление сотрудника коллегам | Первый рабочий день | Непосредственный руководитель / заведующий |
2.4. Ознакомление с локальными актами организации: • устав; • правила внутреннего трудового распорядка; • должностная инструкция или должностные обязанности; • положение об оплате труда; | при оформлении на работу | Заведующий | |
2.5. Вводный инструктаж по технике безопасности | При оформлении на работу | Зам. заведующей по ХР | Под подпись в журнале вводного инструктажа |
2.6. Знакомство сотрудника с принятыми режимными моментами и правилами: продолжительностью рабочего дня; днями и порядком выплаты зарплаты, аванса; дресс - кодом; действующими социальными программами и гарантиями; организацией питания; регламентированными перерывами на чай/кофе, отдых и т.п. | При первичном собеседовании, при приеме на работу | Заведующий, зам. заведующей по ВМР, зам. заведующей по ХР | |
2.7. Включение сотрудника в “малую рабочую группу” с четкой постановкой задач её работы | С первой рабочей недели | зам. заведующей по ВМР, зам. заведующей по ХР | Возможно включение в несколько групп |
2.8. Закрепление за сотрудником “наставника” | В первый рабочий день | зам. заведующей по ВМР, зам. заведующей по ХР | |
2.9. Проведение социально-психологического тренинга (групповая сплоченность) | В начале уч.года, в конце уч.года | Педагог-психолог | Для всех сотрудников |
2.10. Проведение тренинговых занятий (гр.сплоченность, сотрудничество) | еженедельно | Педагог-психолог | Для педагогов |
2.11. Проведение традиционных праздников, дней рождения сотрудников | В течение года | Музыкальный руководитель, делопроизводитель | |
3. Профессиональная адаптация | |||
3.1. Ознакомление с миссией, целями и задачами организации | При приеме на работу, в течение года | Заведующий, зам. заведующей по ВМР, зам. заведующей по ХР |
3.2. Повышение квалификации (посещение курсов, семинаров, составление плана проф. саморазвития | В течение учебного года | Заведующий, вновь принятый сотрудник | |
3.3. Участие сотрудника в производственных совещаниях (собраниях по рабочим вопросам, пед.консультациях, круглых столах) | В течение учебного года | Непосредственный руководитель | |
3.4. Анкетирование, диагностика ПВК педагогов, определение направления организационной и психолого-педагогической помощи | В течение учебного года | Заведующий, зам. заведующей по ВМР, педагог-психолог | |
3.5. Прохождение аттестации, присвоение квалификационной категории | Согласно плана | Заведующий, зам. заведующей по ВМР | |
4. Организационная адаптация | |||
4.1. Ознакомление с миссией, целями и задачами организации | При приеме на работу, в течение года | Заведующий, зам. заведующей по ВМР, зам. заведующей по ХР |
Из данной таблицы мы видим, что задача по управлению процессом адаптации, в основном, ложится на заведующую МКДОУ и заместителей заведующей ВМР и ХР. Все выше перечисленные мероприятия, если они проводятся в полной мере, то позволяют достигать целей, которые поставлены перед системой адаптации персонала.