Пример положения об адаптации нового сотрудника в МКДОУ д/с «Гармония» детский сад № 85 комбинированного вида

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение разработано в целях оказания всесторонней (правовой, социальной, психологической, педагогической, методической и др.) помощи при адаптации нового сотрудника.

1.2. Адаптация новых сотрудников в МКДОУ д/с «Гармония» детский сад № 85 комбинированного вида (далее – МКДОУ) предусматривает:

- создание психологически комфортных условий для профессиональной деятельности педагога;

- оказание новому сотруднику всесторонней (правовой, социальной, психологической, педагогической, методической и др.) ненавязчивой помощи при решении вопросов, возникающих в процессе работы, привлечении специалистов, разного профиля к оказанию такой помощи;

- привлечение педагога к решению задач развития МКДОУ, реализации программ, проектов и т.п. на основе сотрудничества и педагогического сотворчества;

- обеспечение разноплановой и более объективной экспертизы его профессиональной деятельности;

- обеспечение условий для формирования и развития профессиональной компетентности в интересах МКДОУ и запросов, интересов, потребностей самого нового сотрудника.

1.3. Адаптация нового сотрудника в МКДОУ включает в себя:

· актуализацию «сильных сторон» деятельности педагога и спокойное преодоление «проблемных ситуаций», возникающих в его профессиональной деятельности;

· анонимность разрешения «проблемных ситуаций», возникающих в профессиональной деятельности нового сотрудника, непубличном характере решения проблем и публичном характере представления достижений;

· создание условий для наиболее полной реализации педагогом его профессиональных возможностей, создание различных «ситуаций успеха»;

· активное использование механизмов морального и материального поощрения нового сотрудника.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ, РУКОВОДСТВО И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО АДАПТАЦИИ НОВОГО СОТРУДНИКА

2.1. Периоды адаптации

1 период – «самоактуализация». Новый сотрудник совместно с коллегами, воспитанниками, родителями (законными представителями) составляет индивидуальный план своей педагогической деятельности, в котором определяет основной набор дополнительных форм саморазвития, разрабатывает систему стимулов, являющихся основой для осознанного самоопределения.

2 период – «самопознание». Новый сотрудник познает себя, свои возможности в определенных формах и видах деятельности – разнообразные диагностики, консультации, «контрольные срезы», обеспечивающие оценку и самооценку успешной работы:

· собеседования с заведующей, заместителем заведующей по УВР, педагогом – наставником;

· выступления на заседаниях педагогического совета, методического объединения;

· проведение открытой совместно-образовательной деятельности, мероприятий в режимных моментах, позволяющих познать себя в нестандартных ситуациях.

3 период – «самоутверждение». Новый сотрудник должен утвердиться среди своих коллег, воспитанников, родителей и общественности.

Основная задача педагога – наставника, администрации МКДОУ– помочь новому сотруднику сориентироваться в сфере педагогической деятельности, увидеть интерес к определенному направлению учебно – воспитательной, развивающей деятельности и мотивировать молодого педагога на участие в семинарах, фестивалях, «круглых столах», конференциях, проводимых в МКДОУ и на муниципальном уровне.

4 период – «самореализация». На этом этапе новый сотрудник реализует свои знания, способности, профессиональную компетентность через активное участие – в МКДОУ и муниципальных организационно – педагогических - организацию обратной связи «новый сотрудник – руководитель, педагоги – воспитанники – родители» в нестандартных формах общения с различными категориями субъектов образовательного процесса, в которых новый сотрудник проявит свои психолого – педагогические, социально – культурные способности, профессиональный творческий потенциал, что будет способствовать более успешной адаптации и самореализации.

2.2. В МКДОУ могут проводиться следующие мероприятия по методическому сопровождению нового сотрудника:

1. проведение анкетирования, встреч, собеседований, «круглых столов» по выявлению профессиональных, бытовых затруднений, правовых основ взаимодействия молодого специалиста с работодателем;

2. посещение новым сотрудником совместно-образовательной деятельности, мероприятий у опытных коллег с целью знакомства с опытом учебно-воспитательной, социально – педагогической и организационно – управленческой деятельности опытных педагогов;

3. руководства МКДОУ и других муниципальных образовательных учреждений через:

а) семинары, занятия методических объединений, печатную продукцию;

б) самообразование;

в) участие в организационно – педагогических мероприятиях по обмену опытом, разрешению проблем (семинарах, «круглых столах», педагогических чтениях, конференциях) на муниципальном и региональном уровне;

г) информирование нового сотрудника об изменениях в учебно – воспитательном процессе;

д) индивидуальные тематические консультации и практикумы по:

· нормативно-правовому обеспечению учебно-воспитательного процесса (разработке перспективного, календарного плана)

· плану самообразования – профессиональному становлению, саморазвитию и обобщению с собственного педагогического опыта, определению перспектив развития и коррекции образовательных программ.

3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НОВОГО СОТРУДНИКА

3.1. Новый сотрудник имеет право:

· отказаться от методического сопровождения педагога – наставника;

· вносить на рассмотрение администрации МКДОУ предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством;

· защищать профессиональную честь и достоинство;

· знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

· повышать квалификацию удобным для себя способом.

3.2. Новый сотрудник обязан:

· изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности МКДОУ и функциональные обязанности по занимаемой должности;

· выполнять план профессионального становления в установленные сроки;

· постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;

· учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;

· совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;

· периодически отчитываться о своей работе перед педагогом – наставником и педагогическим советом.

4. ДОКУМЕНТАЦИЯ И ОТЧЕТНОСТЬ

4.1. В МКДОУ по индивидуальному методическому сопровождению, адаптации молодых специалистов имеется следующая нормативная правовая документация:

· настоящее Положение об адаптации нового сотрудника;

· план мероприятий по адаптации нового сотрудника;

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

5.1. Ответственность за организацию и содержание деятельности по адаптации нового сотрудника в МКДОУ возлагается на:

· на заместителя заведующей по учебно-воспитательной работе;

· при его отсутствии – на заведующую.

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

Наши рекомендации