Способы оценивания системы менеджмента качества. Анализ со стороны руководства
Характеристика этапов работы по созданию и внедрению системы менеджмента качества на предприятии.
Этапы разработки и внедрения СМК
Основные этапы внедрения и разработки системы менеджмента качества в организации
В различных организациях разработка и внедрение системы менеджмента качества занимает от 9 месяцев до 18 месяцев.
На продолжительность разработки и внедрения системы менеджмента качества организации влияют изменяющиеся потребности, конкретные цели, выпускаемая продукция, применяемые процессы, численность и структура организации.
Разработка и внедрение системы менеджмента качества состоит из следующих этапов:
1. Принятие высшим руководством организации решения о создании системы менеджмента качества
2. Анализ исходного состояния системы менеджмента качества, составление плана организационно-технических мероприятий по разработке и внедрению системы менеджмента качества
1 месяц
3. Поэтапное обучение персонала организации (в соответствии с планом обучения)
5-17 месяцев
4. Разработка документов системы менеджмента качества: Матрицы распределения полномочий и ответственности, Политики в области качества, Целей в области качества, Должностных инструкций, Положений о структурных подразделениях, Перечней, Документируемых процедур управления (обязательных по ИСО 9001:2000 и по необходимым процессам), Руководства по качеству и др.
6-10 месяцев
5. Проведение внутренних аудитов системы менеджмента качества
1-2 месяцев
6. Выполнение корректирующих и предупреждающих действий
1-11 месяцев
7. Сертификация системы менеджмента качества
0,5-1 месяца
Некоторые этапы осуществляются параллельно.
Способы оценивания системы менеджмента качества. Аудит.
2.8.1 Оценивание процессов системы менеджмента качества
При оценке систем менеджмента качества следует задавать четыре основных вопроса в отношении каждого оцениваемого процесса:
а) выявлен и определен ли соответствующим образом процесс?
б) распределена ли ответственность?
в) внедрены и поддерживаются ли в рабочем состоянии процедуры?
г) эффективен ли процесс в достижении требуемых результатов?
Совокупные ответы на приведенные выше вопросы могут определить результаты оценивания. Оценка системы менеджмента качества может различаться по области применения и включать такие виды деятельности, как аудит (проверку) и анализ системы менеджмента качества, а также самооценка.
2.8.2 Аудит (проверка) системы менеджмента качества
Аудиты (проверки) применяют для определения степени выполнения требований к системе менеджмента качества. Наблюдения аудитов (проверок) используют для оценки эффективности системы менеджмента качества и определения возможностей для улучшения.
Аудиты (проверки), проводимые первой стороной (самой организацией) или от ее имени для внутренних целей, могут служить основой для декларирования организацией о своем соответствии.
Аудиты (проверки), проводимые второй стороной, могут проводиться потребителями организации или другими лицами от имени потребителей.
Аудиты (проверки), проводимые третьей стороной, осуществляются внешними независимыми организациями. Такие организации, обычно имеющие аккредитацию, проводят сертификацию на соответствие требованиям, например требованиям ГОСТ Р ИСО 9001.
ИСО 19011 содержит методические указания по аудиту (проверке).
Способы оценивания системы менеджмента качества. Анализ со стороны руководства.
2.8.3 Анализ системы менеджмента качества
Одна из задач высшего руководства - проведение регулярного систематического оценивания пригодности, адекватности, эффективности и результативности системы менеджмента качества с учетом политики и целей в области качества. Этот анализ может включать рассмотрение необходимости адаптации политики и целей в области качества в ответ на изменение потребностей и ожиданий заинтересованных сторон. Анализ включает определение потребности в действиях.
При анализе системы менеджмента качества наряду с другими источниками информации используют отчеты по аудитам (проверкам).