Информация о композиторе

Бородин

Введение

Великая Русь... бесконечные степные просторы, над которыми в необозримой вышине реют соколы, бурные порожистые реки - и народ, пришедший сюда много веков назад. Обветренные, загорелые лица сильных людей, готовых до последней капли крови защищать свой небольшой пока мир. А угроз в то героическое время было предостаточно. Самая значительная - пожалуй, половецкие орды. Эти кочевники вторглись с востока в доселе безмятежную жизнь простого русского крестьянина, разбив прежнее его представление о целостности и безмятежности окружающего мира. Но не таков русский человек, чтобы отступить перед ударами судьбы. Великий князь созвал свои дружины, чтобы нанести удар и выбить половцев из исконно русских земель. На клич его собрались воины со всех подвластных земель - кряжистые белобородые северяне, широкоплечие южане, меткие древляне и хитрые поляне... истинные герои седой старины, воспетые в эпосах той эпохи...

Информация о композиторе

Первое имя, которое приходит в голову, когда речь идет о выражении эпико-героического начала в музыке - Александр Бородин. Действительно, большая часть его произведений наполнена именно народным, эпическим характером. Здесь полезно отметить, что во 2-ой четверти 19-го века, когда творил Бородин, русская музыка вступила в период своего расцвета. Основоположником русской классической музыки считается М. И. Глинка. Наиболее значимыми жанрами стали оперы, романсы, симфонии и камерно-инструментальная музыка. Новый этап начался в 60-е годы - основанное в 1859 году А. Рубинштейном русское музыкальное общество способствовало приобщению широких кругов слушателей к серьезной классической музыке. Создание консерваторий в 1862 году в Петербурге и в 1866 году в Москве положило начало подготовке профессиональных композиторов, педагогов, музыкальных критиков. В 60-е и 70-е годы за решительное обновление русской музыки выступают композиторы "Могучей кучки" во главе с Балакиревым. Входил в "Могучую кучку" и Александр Порфирьевич Бородин.

Родился композитор 13 сентября 1833 года в Петербурге. Под руководством матери юный композитор с раннего возраста приобщился к миру музыкальных звуков. В 1850 году Бородин поступил в Медико-хирургическую академию, устроив в своей квартире домашнюю химическую лабораторию. Но как не увлечен был он разнообразными занятиями в академии, он не оставил музыки. Занимаясь на 4-ом курсе, чтобы повысить уровень своих знаний в музыкальной области, Бородин тщательно изучил полифонию и гармонию. По окончании академии будущий композитор некоторое время работал военным врачом в госпитале, где служил офицером М.П. Мусоргский. Там и состоялось их знакомство, событие столь важное в жизни обоих.

В 1858 году Бородин, получив звание доктора наук, уезжает на более чем три года за границу, где получает массу музыкальных впечатлений от произведений Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа, находящихся тогда на пике популярности. Вернувшись в 1862 году в Петербург, Бородин стал профессором на кафедре химии, но не забывая о своих музыкальных интересах, он часто посещал посвященные музыке вечера, где и познакомился с Балакиревым, который был к тому времени хорошо известен как композитор и блестящий пианист. Это способствовало музыкальному росту Бородина, т.к. Балакирев был главой кружка композиторов под названием "Могучая Кучка", в который входили многие видные композиторы того времени. В то время из под его пера выходит ряд замечательных романсов и песен: "Спящая княжна", "Песня темного леса", "Морская царевна" и др.

По совету Стасова Бородин приступил к работе над своей единственной оперой "Князь Игорь", либретто которой писал сам. А в 1869 году была задумана симфония героического характера, которую друзья композитора окрестили "Богатырской". В 1877 году она была с успехом исполнена на одном из концертов Русского музыкального общества. Величественной музыке симфонии присуща яркая, почти наглядная картинность образов. Так в историю музыки вошел новый жанр – эпическая симфония.

Постепенно музыка Бородина получает признание не только на родине, но и заграницей, чему способствует деятельность Ф. Листа, с которым композитор познакомился в Вене в 1877 году. В 80-е годы Бородин продолжает работать в жанре вокальной миниатюры, а увлекшись восточной тематикой, композитор пишет симфоническую картину "В Средней Азии". Продолжалась работа над оперой "Князь Игорь", для которой композитор специально изучал русские народные песни, а также подлинные венгерские и половецкие напевы. Из-за огромной занятости создание большинства произведений длилось очень долго, а некоторые из них остались незавершенными. Его оперу закончили и отредактировали Н.А. Римский-Корсаков и А.К. Глазунов. Премьера оперы "Князь Игорь" состоялась в 1890 году в Петербурге, и вскоре стала одним из любимейших репертуарных произведений концертных залов всего мира. Умер Бородин 15 февраля 1887 года.

Впрочем, сказать, что А.П. Бородин является одним из величайших русских композиторов, автором оперы "Князь Игорь", Богатырской симфонии, представителем "Могучей кучки", – значит, не сказать ничего. Зато, если вспомнить, что своим девизом по жизни Бородин избрал "мудрое правило" – "Никогда не делай сегодня того, что можешь отложить до завтра" – всё сразу встанет на свои места. Но, как ни странно, при этом его можно было назвать трудоголиком. Для своего "Князя Игоря" он сделал столько вариантов, что одно их перечисление заняло бы довольно много места. И интересно было бы попробовать понять то, что стоит за его творчеством (или, возможно, впереди него) – его личность, характер.

Итак, самый талантливый музыкант из химиков и самый талантливый химик из музыкантов. Страсть к химии и страсть к музыке сочетались в Бородине с детства. Но если увлечение музыкой было довольно безобидным, то никак нельзя сказать того же об увлечении химией. Ещё маленький Саша увлекался лепкой из мокрой бумаги, гальванопластикой, составлял и делал акварельные краски и т. д.; эти увлечения приведут, в конце концов, к тому, что Бородин сделает несколько важных открытий в этой области, которые поставят его в один ряд с такими светилами русской науки, как Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов, С. П. Боткин. Менделеев, кстати говоря, был иногда очень недоволен Александром Порфирьевичем. А всё потому, что работая в лаборатории, профессор химии никогда не забывал о музыке. Он постоянно что-либо про себя мурлыкал или распевал, охотно спорил или разговаривал с окружающими о музыкальных новостях, направлениях.

Маленького Сашу баловали, и шалости сходили ему с рук. Можно подумать, что благодаря такому воспитанию, из Саши вырос законченный эгоист. Отнюдь. Вот несколько отзывов о нём его современников. "Бородин вообще производил обаятельное впечатление с первого взгляда, и в дальнейшем впечатление это только закреплялось". "...Я увидела перед собою человека, который произвёл на меня чарующее впечатление, и обаяние его личности охватило меня и осталось во мне до сих пор". "Бородин был необыкновенно доступен и располагал к себе всех, кому с ним приходилось встречаться". Такие же отзывы встречаются во всех без исключения воспоминаниях знакомых Бородина. Далеко не все они были дружны с ним, не все разделяли его взгляды и вкусы. Взять, к примеру, Чайковского, в некотором отношении антипода Бородину по своим творческим устремлениям и симпатиям. Но и его слова вполне гармонируют с общим мнением. После смерти Бородина Чайковский писал: "Покойный оставил во мне самое симпатичное воспоминание. Мне чрезвычайно по душе была его мягкая, утончённая, изящная натура". Поразительно это единодушие, не столь уж частое в отношении "больших" людей.

В чём же был секрет обаяния Бородина? С первого взгляда привлекала его внешность: высокая, стройная фигура, красивое восточное лицо (он был внебрачным сыном грузинского князя), чёрные глаза... Стоит добавить к этому ум, талантливость, приветливость, естественность, общительность, потрясающее чувство юмора – и вот в общих чертах портрет Александра Порфирьевича.

Добродушие Бородина граничило с благодушием: он не любил осуждать людей, даже заслуживающих порицания, предпочитая прощать им их недостатки. Вспыльчивый и раздражительный не в меру Мусоргский в сердцах кричал: "О, если б Бородин озлиться мог!". Но Бородин "озлиться" не мог...

Александр Порфирьевич Бородин прожил 54 года. Умер он во время маскарада, устроенного для всеобщего веселья самим Александром Порфирьевичем в своей квартире. Он скончался от разрыва сердца. Мгновенно. Он упал во время разговора, не успев даже вскрикнуть. Так как случилось это на костюмированном празднике, то всё воспринималось, как какой-то жуткий фарс. Он лежал в голубой шёлковой рубашке и пунцовых шароварах, вокруг стояли растерянные гости в глупых, никому не нужных костюмах, и никто ничего уже не мог сделать...

Наши рекомендации