Боккаччо Джованни, Вольтер, Доде, Мольер, Ромен Рол-лан, Роден, Россини, Флобер, Шопен.
Задание 30
Мягко или твердо произносятся в современном литературном языке согласные перед звуком [э] в следующих заимствованных словах? В каких словах допускается вариантное произношение?
1. Айсберг, бактерия, безе, деликатес, дельта, декан, депрессия, интеллект, интервью, кофе, кодекс, кратер, кредо, крейсер, критерий, модель, музей, неологизм, нетто, одесский, орхидея, патент, патетика, пантера, пенсне, сессия, свитер, синтез, тент, терапевт, термин, термос, тест, фланель, штемпель, энергия, эффект.
2. Адекватный, анестезия, аннексия, артерия, бутерброд, бассейн, генезис, декадент, декольте, детектив, кларнет, кратер, крепдешин, плиссе, полонез, сессия, сейф, сонет, стенд, тезис, тенор, темп, террор, термин, теннис, тет-а-тет, трек, фанера, фонема, фонетика, шинель, шоссейный, штемпель, эдем, экстерн, эссенция, этногенез.
Задание 3 1
Произнесите следующие слова. Возможны ли варианты произношения?
1. Булочная, конечно, молочный, скучно, нарочно, пустячный, сливочный, яичница, прачечная, молочница, ячневая, Ильинична, скворечник, беспорядочный.
2. Подсвечник, будничный, войлочный, селедочница, девичник, горничная, гречневый, непорядочный, перечница, спичечный, к шапочному разбору.
Задание 32
Правильно произнесите выделенные слова, объясните произношение.
1. На девичник собираясь. Вот царица, наряжаясь Перед зеркальцем своим, Перемолвилася с ним... (А. Пушкин)
Трое суток было слышно, как в дороге
скучной, долгой Перестукивали стыки: на восток, восток, восток... (П. Антокольский) ■ Задание 33
Какой звук ([о] или [э]) произносится под ударением в следующих словах?
Безнадежный, блеклый, гренадер, желчь, никчемный, облекший, обнесший, одновременный, одноименный, планер, поблекший, подсекший, предрекший, преемник, разновременность, расседланный, старьевщик, тетерка, местоименный, маневр, белесый, решетчатый, атлет, бытие, опека, затекший, острие, отыменный.
Задание 34
Определите значения слов, составьте с ними словосочетания.
Железка — желёзка, истекший — истёкший, небо — нёбо, падеж — падёж, оглашенный — оглашённый.
Задание 35
Учитывая размер и рифмику произведения, установите особенности произношения выделенных слов в отрывках из романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Сформулируйте сходство и различие пушкинских и современных орфоэпических норм.
1. Monsieur ГАЬЬё, француз убогой , Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой... 2. Он по-французски совершенно мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно... 3. Но, шумом бала утомленный И утро в полночь обратя. Спокойно спит в тени блаженной Забав и роскоши дитя. 4. ...По имени Владимир Ленский, С душою прямо геттингенской... 5. в глуши, под сению смиренной, Невинной прелести полна, В глазах родителей, она Цвела, как ландыш потаенный... 6. Случалось ли поэтам слезным Читать в глаза своим любезным Свои творенья? Говорят, что в мире выше нет наград. 7. Что ж он? Ужели подражанье, Ничтожный призрак, иль еще Москвич в Гарольдовом плаще, Чужих причуд истолкованье, Слов модных полный лексикон?.. Уж не пародия ли он?
Задание 3 6
Прочтите статью Р. В. Зеленой "Поговорим о том, как мы говорим". Правильно произнесите выделенные в тексте слова, объясните произношение.
Я долго-долго почему-то собирала какие-то слова. Потом нашла тетрадь, где они, услышанные в разное время по радио, телевидению, в выступлениях, В разговоре, были мною записаны. Зачем? Ничто их не связывало. Прочла их вслух, подряд и тогда поняла, услышала ясно, что их объединяло неправильное произношение. Были утеряны, выброшены из сдвоенных гласных и согласных по одному звуку. Звучало так: сапщене , сображене, запарк, наборот, ваще , почеркну л, к ас а , кацу (к отцу), подержал кандидатуру, они уже прибрели навыки и т. д.
Отдельные "исказители" идут еще дальше, "для скорости" выбрасывая уже целые слоги: вместо "пятьдесят-шесть-десят" говорят писят-шисят. Или: "Послушайте стит-ворение Фета". Объявляют: Обедненный (объединенный) хор; Обедненные нации; Арктура (архитектура); Кимограф и я (кинематография) и т. д.
Кто-то скажет: подумаешь, один звук, один слог, и так все понятно. Нет, не подумаешь! От этого речь наша становится небрежной, невнятной, неряшливой. Вот это особенно угнетает. Небрежность.
...Я кричу: Послушайте! Неужели, чтобы сэкономить время, мы будем пропускать звуки, не выговаривать слоги, терять сдвоенные гласные и согласные? Вместо "вообще" говорить ваще и вместо "специальность"— с пеца ль-н ост ь? Идут в тятр , пошел кацу (к отцу), зашел в к а -су, выграл первые мачи (матчи). Да эти сдвоенные звуки не нужно выговаривать, они почти проскальзывают, но они есть и должны чувствоваться в речи, в любой скороговорке, как бы мы ни торопились. Может быть, подобное произношение экономит время, столь ценное в наш век? Нет. Нисколько. Проверяла по хронометру. Гораздо экономнее избавляться от многословия.
Сколько любви к родному языку в словах великих наших мастеров: Л. Толстого, Гоголя, Тургенева, Даля! Сколько уважения к нашей прекрасной речи! Какая тревога за нее! И все-таки люди идут в ф ил ял тят ра , в за п а р к , едут на арадром, у них развивается выбражене, появляются с об ражен я . Надо произнести все это вслух, чтобы услышать, как это некрасиво, безобразно звучит. Конечно, эти гласные произносятся не так, как пишутся, и два [о] переходят почти всегда в редуцированные два [а], но они остаются в речи, в ее ритме. И силы у нас всегда "вооруженные", а не воруженные. И "Спартак" "выиграл" два "матча", а не выграл два м а ча .
Теперь речь пойдет об ударении... Тут уж мы распоясались вовсю. Каждый придумывает, что хочет: дала, взяла, вы не правы, теперь прибавилось поняла, заняла и т. д.
...Как говорить: зеркало или зэркало? Даже удивительно. Да, на юге и в Одессе говорят: зэркало , ш и -нэль , пи он эр , тарэлоч к а , крас ивее , а теперь прибавилось т а н цэ ват ь . До сих пор произносили просто: после [ц] в этом слове редуцированное [а]. А теперь слышим: "Он ушел на тан цэвал ьную площадку тан-цэвать под хан цэ вальную музыку".
Проверяйте себя! Не поддавайтесь примеру окружающих! Помните, что кругом — дети. Уж они-то подхватят любое искажение и понесут дальше банты и торты .
И вот вам мое слово: русскую речь надо хранить и беречь, как русскую природу. Она столь же прекрасна и беззащитна.
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Вариант 1
1. Расставьте ударения: дремота, знамение, кремень, приданое, диоптрия, багроветь, закупорить, ржаветь, облегчить, намерение.
2. Образуйте род. пад. и расставьте ударения: бант, дверь,
Гуляш, гусь, клок.
3. Объясните значения слов с разными ударениями: характерный — характерный, броня — броня, склонен — склонён, морщить — морщить.
4. Образуйте все возможные краткие формы и простые формы степеней сравнения; расставьте ударения.