Связь между музыкальными произведениями в процессе изучения тем программы

Благодаря данному методу учитель имеет возможность устанавливать в самой практике занятий со школьниками единство и непрерывность процесса овладения музыкальной культурой. Во всех случаях основой применения данного метода является система тематического содержания программы.

3.Метод эмоциональной драматургии: направлен на активизацию эмоционального отношения учащихся к музыке. Он способствуетсозданию атмосферы увлечённости, живого интереса к музыкальному занятию. Его основная функция состоит в первую очередь в том, чтобы помочь учащимся впитывать в себя опыт эмоционально-нравственного отношения человека к действительности, заключённый в музыкальном произведении, а также не менее важная функция – «режиссура» структуры урока, определение его кульминации. В то же время этот метод призван делать процесс познания музыки, её исполнения детьми процессом более эмоциональным и увлекательным. Важна роль учителя в реализации данного метода. Увлечённость предметом, проявляющаяся в исполнении музыки, в словесных суждениях, в соответствии поведения учителя с конкретной музыкальной ситуацией урока, в его живом интересе к процессу восприятия, исполнения музыки детьми, в объективной оценке успехов учащихся и, конечно, в широте музыкальных впечатлений, - выступает как мощный стимул активизации деятельности школьников на уроке.

4. Приёмы педагогического контроля и оценка на уроке музыки.

Наряду с методами организации и стимулирования учебной деятельности учащихся на уроках музыки используются приёмы её педагогического контроля и оценки. Они играют вспомогательную роль, корректируя ход музыкального развития учащихся. Педагогический контроль и оценкапредполагает:

- в равной мере учёт успехов и неуспехов учащихся;

- активное, творческое отношение детей к музыке;

К средствам педагогического контроля по новой программе предлагается:

- наблюдение за проявлением знаний в процессе исполнения произведений учащимися (хоровое и сольное пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, разного рода импровизации);

- наблюдение за проявлением знаний в процессе слушания музыкальных произведений. О росте учащихся как слушателей могут свидетельствовать их высказывания о музыке, живое коллективное обсуждение прослушанных произведений;

Цель и содержание новой системы музыкального обучения обусловливает необходимость разработки нового подхода к оценке. Важнейшая функцияоценки на уроке музыки как уроке искусства – этическая: поддержать, стимулировать активность учащихся или в тактичной форме указать учащемуся на пробелы в музыкальном развитии. Применение отрицательных оценок резко противоречит, в первую очередь в начальной школе, эстетическим задачам предмета «Музыка», направленным на формирование положительного, эмоционального отношения к музыкальному искусству.

При оценке учащихся на уроке музыки следует учитывать:

- проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё; высказывания о прослушанном или исполненном произведении;

- активные усилия учащихся, обнаруженные в ходе поисковых ситуаций, и умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе восприятия музыки;

- рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.

Вывод: Новая программа послужила основой для выделения и разработки ведущих методов музыкального обучения. Эти методы находятся в закономерной связи с целью и содержанием предмета, а также другими частными методами и приёмами обучения.

Особенность и новизна рассматриваемых ведущих методов заключается в том, что каждый из них способствуетформированию музыкальной культуры учащихся, организуя усвоение одновременно всех элементов содержания обучения. Тесно связанные между собой, они могут и должны применяться на любом уроке, но каждый раз сообразно содержанию занятия, условиям его проведения, уровню жизненного, музыкального опыта учащихся и особенностям работы учителя.

Важной отличительной чертой ведущих методов музыкального обучения является то, что они представляют собой ряд последовательныхдействий, складывающихся из применения частных методов и приёмов обучения. Таким образом, ведущие методы не только не отрицают действие других, ранее существовавших методов, но и организуют их в определённой последовательности и взаимосвязи, подчиняя решению главной цели – формированию музыкальной культуры учащихся.

Новый подход проявляется в педагогической оценке деятельности учащихся на уроке музыки. Он отличается от традиционного тем, что обращён прежде всего к личности учащихся, а не только к практическим результатам обучения в отдельных видах деятельности на уроке. Педагогическая оценка отражает меру реализации не только частных, а прежде всего ведущих задач музыкального обучения; не столько степень усвоения отдельных элементов содержания обучения, а их совокупности.

Раздел 3. Планирование и учёт работы по музыкальному воспитанию.

Цели и задачи: сформировать представление о роли планирования в работе учителя как важном условии целенаправленной организации уроков и внеклассной работы в музыкальном воспитании: возможности последовательно и систематически развивать интересы и вкусы учащихся, их музыкальные и творческие способности, формировать взгляды, убеждения, навыки и умения; об учёте музыкальной деятельности, контроле результатов и их видах; формировать умение в составлении плана-конспекта урока по музыке, учитывая все методические требования; формировать понимание методически правильного отбора музыкальных произведений для достижения его целостности исходя из темы урока; умение самостоятельно определять конкретные цели и задачи урока, учитывая тему урока, четверти и особенностей развития учащихся; формировать умение в составлении творческих заданий во всех видах деятельности; проявлять творческий подход к составлению поурочных планов на основе предмета «Музыка».

1.Планирование работы как творчество учителя.

2.Специфика поурочного планирования.

3.План и конспект урока музыки.

4.Учёт музыкальной деятельности и контроль результатов музыкального воспитания учащихся. Виды контроля.

Планирование работы как творчество учителя.

Решение задач музыкального воспитания школьников требует от учителя тщательного планирования работы. Учителю необходимо представлять себе перспективы музыкального воспитания, связь уроков и внеклассных занятий. Только тогда можно последовательно и систематически развивать интересы и вкусы учащихся, их музыкальные, творческие способности, формировать взгляды, убеждения, навыки и умения.

Педагогическая деятельность по самой своей природе носит творческий характер, ибо учителю ежедневно приходится решать множество не только типовых, но и оригинальных задач, требующих анализа педагогической ситуации, прогнозирования результатов обучения в соответствии с имеющимися исходными данными, учёта средств, используемых для достижения результата, конструирования и реализации учебно-воспитательного процесса, оценки полученных данных, определения новых задач в зависимости от полученного эффекта.

Музыкально-педагогическая деятельность учителя музыки в школе складывается из общепедагогической, дирижёрской, инструментальной, вокальной, исполнительской, музыковедческой, лекторской, исследовательской деятельности. В деятельности учителя музыки можно выделить несколько направлений. Среди них: организационное, познавательное, эмоциональное, исследовательское. Каждое требует определённых знаний и умений.

Организационное направление в работе связано с целенаправленными действиями учителя музыки по планированию и организации учебно-воспитательного процесса. Это отбор учебного материала, организация различных форм учебной и воспитательной работы, планирование собственных действий и действий учащихся в ходе урока музыки и во внеклассной работе. Для этого необходимо знать:

1.основные формы организации музыкальной деятельности учащихся в школе;

2.содержание программы «Музыка», её идейно-теоретические основы, дидактические принципы и методы;

3.художественные достоинства и воспитательное значение произведений, используемых как на уроках музыки, так и во внеклассной работе;

4.возрастные особенности школьников;

Уметь:

1.выбирать наиболее эффективные (для данного класса и школы) формы и методы организации учебно-воспитательного процесса;

2.конструировать музыкальные уроки: составлять план-конспект, отбирать необходимые музыкальные произведения, применять наиболее продуктивные методы обучения музыке;

3.формулировать и решать педагогические задачи;

4.создавать и использовать проблемные педагогические ситуации для решения как ретроспективных, так и перспективных задач, связанных с усвоением программы «Музыка»;

5.выбирать, учитывая уровень общемузыкального и исполнительского развития данного класса, наиболее целесообразные виды музыкальной деятельности, способствующие активному проявлению музыкальных способностей детей;

6.проектировать собственно педагогические действия и действия учащихся, связанные с усвоением школьниками ключевых знаний и формированием их исполнительских умений и навыков;

7.побуждать учащихся к самостоятельным обобщениям и выводам;

8.активизировать стремление учащихся к исполнительской деятельности в разных её проявлениях;

9.планировать конкретные обратные связи, исходя из достигнутого уровня музыкального развития конкретного класса;

10.пользоваться техническими средствами обучения.

Начинающие учителя нередко полагают, что для работы важно иметь музыкальный материал, программу, методические пособия, и мало задумываются над тем, как их лучше использовать. Но реализовать воспитательные, образовательные и развивающие возможности музыкального материала на занятиях при существующем дефиците времени, организовать плодотворное сотрудничество учителя и класса оказывается труднее всего. Опытные учителя, творчески относящиеся к своему делу, придают большое значение планированию как важному условиюцеленаправленной организации уроков и внеклассной работы. В нём необходима взаимосвязь трёх перспектив. Первая из них – далёкая, представляющая итог работы по музыкальному воспитанию в целом; вторая – средняя перспектива, в основе которой лежит конкретная цель предстоящей системы знаний, и, наконец, третья – это ближайшие задачи, определяющие повседневное планирование.

Учитель, исходя из содержания каждого урока, темы четверти, а также особенностей класса, музыкального развития учащихся, должен самостоятельно определить конкретные воспитательные, образовательные и развивающие задачи. Основой творческого планирования являетсяметодический замысел, т.е. идея, объединяющая задачи, которые могут быть решены в работе над темой, и средства их решения. Одна и та же тема у разных учителей или у одного учителя в разных классах планируется неодинаково. В работе каждого учителя неизбежны пробы, сомнения, поиски лучших вариантов. В итоге возникает решение, которое в данных условиях является наиболее удачным.

Большое значение имеет планирование и внеклассных занятий. Продуманная учителем перспектива музыкального воспитания школьников во внеурочное время находит отражение в годовом плане воспитательной работы школы. Здесь большое внимание уделяется планированию календарных праздников, дискотек, тематических и комплексных занятий, олимпиад. Каждое занятие должно последовательно решать поставленные задачи общего и музыкального развития учеников. Не следует нагружать перспективный план обилием массовых мероприятий, поскольку перегрузка приводит к утрате интереса и снижению качества исполнения, что отрицательно сказывается на воспитании школьников.

Совершенствование планирования требует глубокого знания закономерностей музыкального воспитания детей, только тогда оно создаёт предпосылки для развития творчества учителя, овладение педагогическим мастерством.

Специфика поурочного планирования.

Каждый урок музыки является определённым и конкретным звеном цельной системы музыкального воспитания младших школьников, поэтому подготовка учителя к уроку должна складываться из органически связанных этапов – планирования системы уроков по теме и конкретизации этого планирования применительно каждому уроку. Немаловажное условие при этом – ясное понимание учителем задач первоначального этапа (начальные классы) в становлении музыкально-эстетической культуры учащихся, знание их психолого-возрастных особенностей, владение методами и дидактическими принципами общей педагогики и педагогики искусства.

Тематическое планирование на дальнюю и ближайшую перспективу начинается с тщательного изучения учебной программы по музыке. Каждая четверть имеет своё название, подразумевающее конкретное понятие или конкретное содержательное направление-ориентир деятельности. Поэтому учителю надо конкретизировать тематическое планирование применительно к системе взаимосвязанных уроков.

Тематическое планирование учебного материала

Класс

1четверть «Песенный, танцевальный и маршевый характер музыкальной речи» (8 часов)

N п /п Номер урока Тема урока Содержание учебного материала
1.   1.   «Песенный, танцевальный и маршевый характер музыкальной речи» (1час)  
2. 2.     «Песенный характер музыкальной речи» (1час)      
 

Обязательным условием планирования является соблюдение принципа преемственности: учитель музыки должен чётко осознавать, какими ключевыми (опорными) знаниями, умениями, навыками уже владеют учащиеся и что на этой основе должно быть развито на конкретном этапе. Это естественно подразумевает чёткое представление стратегии музыкального развития младших школьников от года к году, от четверти к четверти, от урока к уроку.

Приступая к поурочному планированию, учитель музыки в плане-конспекте должен:

1) определить цель урока;

2) отобрать необходимый и достаточный музыкальный материал с учётом целостности урока;

3) структурировать последовательность различных видов деятельности детей с учётом целостности урока;

4) определить дозировку времени для каждого раздела так, чтобы не допустить переутомления учащихся;

5) сформулировать комплекс задач (образовательных, воспитательных, развивающих), решение которых предполагается в каждом разделе урока;

6) подобрать адекватные целям и задачам методы работы и основные дидактические принципы;

7) продумать методику работы, прогнозируя возможные ответы детей в проблемных ситуациях, технические сложности в песенном репертуаре.

План-конспект может быть развёрнутым и кратким. К уроку учитель планирует как новый музыкальный материал, так и уже знакомые учащимся произведения по предыдущим темам, но с позиции нового ключевого знания. В конспекте урока должно найти отражение сочетание фронтальной работы с учащимися и индивидуальной, предусмотрены вопросы и задания детям, а также использование информационно-компьютерных технологий.

План и конспект урока музыки.

Уроки музыки в начальной школе должны быть прежде всего интересными и полезными для учеников. Урок музыки – комплекс различных видов музыкальной деятельности. Все эти виды могут быть представлены в различных комбинациях, нет определённого «трафарета» в его проведении. «У этой композиции, - есть своего рода завязка проблемы, ход её решения, кульминация самая яркая точка урока, когда на максимально высоком эмоциональном напряжении дети делают для себя неожиданные эстетические открытия, и, наконец, развязка, где подводятся итоги».

Каждый урок музыки является определённым и вполне конкретным звеном целостной системы музыкального воспитания младших школьников. Поэтому подготовка учителя к уроку, как и к любому уроку искусства, должна складываться из органически связанных этапов – планирования системы уроков по теме и конкретизации этого планированияприменительно к каждому уроку. Выбор между планом или конспектом – дело учителя. Однако начинающим учителям следовало бы поначалу писать конспекты – это поможет сконцентрироваться при проведении занятия.

План и конспект урока музыки имеют общие составные элементы:

1) тема урока (по программе);

2) формулировка цели урока (каких результатов следует добиться в пении, понимании музыкальных закономерностей при слушании музыкальных произведений и др.).

Цель как идея «педагогического произведения» делает урок музыки чётким, имеющим ясную перспективу. План урока, будучи учительским документом, должен содержать следующие элементы:

1) разработку содержания урока (перечень его этапов с примерной дозировкой времени);

2) описание хода урока, заключающееся в кратком изложении того, как предполагается реализовывать каждый из элементов урока.

План – это письменная формулировка основных этапов занятия, описание тематики опроса, музыкальных проблем для беседы, тем для закрепления и повторения пройденного материала, перечень задач и упражнений. В плане может быть предусмотрена и характеристика возможного домашнего задания. Уместно зафиксировать в плане и основные тезисы нового материала.

Конспект представляет собой более подробное раскрытие хода урока с формулировками не только вопросов, но и предполагаемых ответов, описание наглядных пособий, изложение объяснений учителя, т.е. конспект– это сценарий урока, подобный поурочным разработкам школьной программы Д.Б.Кабалевского.

Учитель музыки в плане-конспекте должен:

- определить цель урока;

- отобрать необходимый и достаточный музыкальный материал с учётом целостности урока

- структурировать последовательность различных видов деятельности детей с учётом целостности урока;

- определить дозировку времени для каждого раздела так, чтобы не допустить переутомления учащихся;

- сформулировать комплекс задач (образовательных, воспитательных, развивающих), решение которых предполагается в каждом разделе урока;

- подобрать адекватные целям и задачам методы работы и основные дидактические принципы;

- продумать методику работы, прогнозируя возможные ответы детей в проблемных ситуациях, технические сложности в песенном репертуаре.

План-конспект может быть не только развёрнутым, но и кратким. Надо сказать, что ученики не должны страдать от того, что план слишком напряжён или, наоборот, лёгок. И потому в ходе занятий в нём, конечно же, многое можно изменять. Однако планирование урока делает труд учителя-музыканта целенаправленным и потому результативным.

План-конспект урока по музыке:

Тема четверти:

Тема урока:

Тип урока:

Цель урока:

Вид музыкальной деятельности Задачи Ход работы
Музыкальный репертуар Образовательная Воспитательная Развивающая  

4.Учёт музыкальной деятельности и контроль результатов музыкального воспитания учащихся. Виды контроля.

Проблема учёта и контроля музыкальной деятельности учащихся и по сей день вызывает много споров. Могут ли быть определённые критерии, по которым оцениваются результаты музыкального воспитания, если совершенно невозможно измерить воздействие музыки на внутренний мир ребёнка, богатство его душевных переживаний.

Сложностьучёта обусловлена тем, что любая музыкальная деятельность является творческой, поэтому приобщение к музыкальному искусству немыслимо без развития творческого воображения, которое помогает ученикам открыть для себя мир композитора: его чувства, мысли, переживания, переданные в музыке. В процессе творчества создаётся нечто новое – в данном случае своё понимание музыкального образа, эмоциональное восприятие его. Именно благодаря творческому воображению и происходит духовное обогащение. Но в каждом конкретном случае результат будет зависеть от индивидуальных особенностей и возможностей учащихся. Таким образом, специфика урока музыки ведёт учителя к тому, чтобы учитывать не только знания, навыки и умения, которые наиболее очевидны в результатах музыкальной деятельности. Особое значение на уроке приобретает увлечённость ребят, их интерес к музыке, эмоциональная отзывчивость, работа воображения, которые важны на всех этапах деятельности учащихся и свидетельствуют о влиянии музыки на внутренний мир ребёнка. При таком понимании учёта хорошо видна его не только обучающая, но и воспитывающая функция.

В соответствии с усвоением тем и делением учебно-воспитательного процесса на четверти, полугодия учёт может быть текущим и итоговым.

Текущий учёт ведётся на каждом уроке в течение изучения темы: учитывается и фиксируется любая деятельность учащихся – их участие в коллективной работе, а также выполнение групповых и индивидуальных заданий. Текущий учёт способствует проверке правильности планирования и обусловливает введение в него тех или иных корректив.

Итоговый учёт невозможно осуществлять только в виде контрольных работ либо индивидуального опроса учащихся, потому что учитель не располагает таким количеством времени, да и полученные результаты не дадут полного представления о музыкальном росте школьников. В какой-то мере ощутить достигнутые успехи позволяют заключительные уроки-концерты года, стимулирующие интерес ребят и закрепляющие положительные мотивы. Увидеть же динамику музыкального развития детей можно лишь благодаря данным текущего учёта. Поэтому, подводя итоги, учитель делает выводы, используя всю информацию, полученную об отдельных учащихся и их совместной деятельности в процессе повседневных занятий (на уроках и во внеклассной работе).

Так как музыкальная деятельность на уроке осуществляется коллективно, то возникает необходимость коллективного учёта, который даёт представление о сформированности таких хоровых навыков, как ансамбль, строй, многоголосное пение. В практике бывают случаи, когда в хоре дети поют фальшиво, а индивидуально – чисто, и наоборот, теряясь при пении по одному, вместе поют лучше. Используя коллективную и индивидуальную формы учёта, можно получить более объективные результаты о музыкальном развитии школьников.

Основная дидактическая функция контроля заключается в обеспечении обратной связи между учителем и учащимися, в получении информации о степени усвоения учебного материала – уровне и качестве обученности. Результат проверки – оценка – фиксируется учителем в классных журналах и дневниках учащихся в виде отметок. Целесообразно выставлять оценки в журнал в конце урока, подводя итог работы детей. Проблема оценки остаётся одной из наиболее дискуссионных. Оценка – это не только констатация результата, но и средство мотивации учения. Важно, чтобы она стимулировала интерес, творческую инициативу ребят. Поэтому успехи необходимо всегда поощрять, закрепив их хорошей отметкой, неудачи же можно обсудить, но оценка при этом необязательна. Оценивать следует все виды музыкальной деятельности детей на уроке. Так, учитель может поставить, например, две оценки – одну за слушание музыки, другую за пение. А может поставить одну общую. Коллективной отметкой поощряются удачи, достигнутые учащимися в совместной работе. Её разумное сочетание с индивидуальной оценкой оказывает большое воспитательное воздействие как на отдельных учащихся, так и на коллектив в целом.

Наряду с методами организации и стимулирования учебной деятельности учащихся на уроках музыки используются приёмы её педагогическогоконтроля и оценки. Они играют вспомогательную роль, корректируя ход музыкального развития учащихся. Педагогический контроль и оценкапредполагает:

- в равной мере учёт успехов и неуспехов учащихся;

- активное, творческое отношение детей к музыке;

К средствам педагогического контроля по новой программе предлагается:

- наблюдение за проявлением знаний в процессе исполнения произведений учащимися (хоровое и сольное пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, разного рода импровизации);

- наблюдение за проявлением знаний в процессе слушания музыкальных произведений. О росте учащихся как слушателей могут свидетельствовать их высказывания о музыке, живое коллективное обсуждение прослушанных произведений;

Цель и содержание новой системы музыкального обучения обусловливает необходимость разработки нового подхода к оценке. Важнейшая функцияоценки на уроке музыки как уроке искусства – этическая: поддержать, стимулировать активность учащихся или в тактичной форме указать учащемуся на пробелы в музыкальном развитии. Применение отрицательных оценок резко противоречит, в первую очередь в начальной школе, эстетическим задачам предмета «Музыка», направленным на формирование положительного, эмоционального отношения к музыкальному искусству.

При оценке учащихся на уроке музыки следует учитывать:

- проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё; высказывания о прослушанном или исполненном произведении;

- активные усилия учащихся, обнаруженные в ходе поисковых ситуаций, и умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе восприятия музыки;

- рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.

Новый подход проявляется в педагогической оценке деятельности учащихся на уроке музыки. Он отличается от традиционного тем, что обращён прежде всего к личности учащихся, а не только к практическим результатам обучения в отдельных видах деятельности на уроке. Педагогическая оценка отражает меру реализации не только частных, а прежде всего ведущих задач музыкального обучения; не столько степень усвоения отдельных элементов содержания обучения, а их совокупности.

Наши рекомендации