Методы прямого и косвенного воздействия
Методы прямого воздействия могут изменять только произвольно управляемые характеристики и структуры, когда они не чрезмерно зафиксированы. Методы непрямого воздействия (изменения обстановки, состояния спортсмена, задачи упражнения) могут опосредованно изменять систему движений, если ограничена или отсутствует возможность ее прямой произвольной перестройки.
Для обучения спортсменов и особенно для совершенствованияих мастерства применяются методы прямого и косвенного воздействия. К методам прямого воздействия относится постановка перед спортсменом прямого задания по дифференцировке, уточнению характеристик (кинематических и динамических), перестройке ритмов (изменение усилий и времени их приложения) и т. п. Здесь используются возможности сознательного произвольного управления спортсменом своей деятельностью.
Огромное количество особенностей движений определяется тончайшей дозировкой усилий, ритмов и других характеристик. Они не осознаются спортсменом из-за их малых величин и быстроты протекания и поэтому не поддаются произвольному управлению. Кроме того, прогрессивной перестройке мешает еще и чрезмерная фиксация характеристик и структур.
В качестве методов непрямого воздействия используют:
— изменение условий обстановки: усложнение их, упрощение или переключение на иные, равноценные;
— изменение состояния, спортсмена: повышение и понижение его работоспособности;
— постановка косвенной задачи: облегченной или затрудненной.
Изменяя внешние и внутренние условия и постановку косвенной задачи, добиваются «принудительного» воздействия на нужные особенности в требуемом направлении. Этим методом изменяют, перестраивают систему движений тогда, когда сам спортсмен прямо не может произвольно влиять нанее в нужном направлении.
Процесс преодоления ошибок включает в себя несколько различных по существу операций, самостоятельных или взаимосвязанных.
1. Текущие коррекции (движений и мышечных напряжений) с целью локализации и ограничения величины ошибки, распознанной спортсменом уже в ее начальной стадии, должны производиться мгновенно. Следовательно, двигательное содержание их должно быть заранее известно спортсмену и даже отработано. В противном случае трудно ждать хорошего эффекта: полная импровизация (к тому же мгновенная)—вещь ненадежная. Спортсмен должен владеть своего рода двигательными «штампами» и «заготовками»1 и пускать их в ход сразу же по распознании ошибки. Чтобы это могло быть сделано своевременно, нужно включить пусковые сигналы «заготовок» в двигательные метапрограммы (11.1). Конечно, на все возможные ошибки «штампов»-коррекций не напасешься, поэтому иногда без импровизации не обойтись, но успешной она может быть только в том случае, если основана все же на опыте разрешения в чем-то существенно сходных двигательных ситуаций.
Текущие коррекции представляют собой, образно выражаясь, что-то вроде заплаты на ткани двигательной структуры. Чем раньше замечена и идентифицирована ошибка, тем меньше должна быть «заплата». Вообще ставить ее целесообразно на еще достаточно прочную ткань. Если же ткань уже расползается, заплаты бесполезны: опоздание с идентификацией ошибки делает бесполезными попытки облегчить дело коррекциями движений и напряжений. Именно поэтому текущие коррекции неприменимы в очень кратковременных действиях.
2. Предупреждающие коррекции (движений и мышечных напряжений) могут значительно повысить надежность выполнения упражнения или действия. Продолжая начатую аналогию, можно сказать, что незачем ждать, пока ткань порвется, дабы только после этого наложить заплату. Если знаешь, где она должна прорваться, имеет смысл заранее укрепить данное место то ли вторым слоем ткани, то ли дополнительными швами. Именно таково назначение предупреждающих коррекций: система движений подвергается некоторой перестройке, чтобы предупредить возникновение двигательной ошибки, снизить ее вероятность. Предупреждающие коррекции в той или иной степени снижают качество выполнения упражнения или действия, в противном случае они были бы составной частью его нормализованной техники. Но с этим приходится мириться, если вероятность ошибки достаточно велика, а вредные последствия предварительных коррекций малосущественны или, во всяком случае, в данной ситуации приемлемы.
3. Компенсаторные действия (компенсация ошибок) могут применяться не только после двигательной ошибки, иногда их можно и полезно выполнять в момент ее совершения и даже предварительно (когда заранее известно, что данная ошибка будет иметь место). Задача компенсаторных действий состоит в том, чтобы изменением структуры других действий или другой части данного действия по возможности снизить отрицательный эффект ошибки. Компенсаторные действия сами по себе в той или иной мере снижают эффективность действия, так что они целесообразны только в том случае, если устраняемое ими снижение эффективности явно более существенно, чем вносимое. Чтобы определить данное соотношение, необходимо предварительно оценить ошибку. Поэтому предварительная (предупреждающая) компенсация предполагает предварительную оценку ожидаемой ошибки, текущая—также предварительную либо же очень оперативную текущую оценку, последующая-— предварительную либо текущую, но еще лучше (если спортсмен успевает) — аналитическую (конечно, такая оценка носит качественный характер).
Компенсация двигательной ошибки обычно дается труднее, если выполняемые действия или упражнения соединены цепной связью или совершаются одновременно. При этом чем сильнее и глубже связь, тем больше затруднение: удлиняются и разветвляются причинно-следственные связи ошибок, а потому и их причинные цепи. В результате приходится компенсировать не одну-две ошибки, а целую их систему, одновременно корректируя движения и мышечные напряжения с целью локализации и уменьшения величины ряда ошибок.
4. Подавлениедвигательной ошибки заключается в том, что спортсмен стремится свести ее к минимуму, используя свои резервные двигательные возможности. При этом он не устраняет причину ошибки или первичную ошибку-причину, поскольку не знает их либо не может за короткий срок их устранить. Подавление ошибки является, конечно, неполноценной мерой, но в ряде случаев достаточно эффективной и наиболее целесообразной.
5. Ликвидацияошибки предполагает прежде всего избавление от ошибки, лежащей в основе причинной цепи. Значит, начинать надо с анализа увиденных ошибок и их причинных цепей. Это можно сделать только с помощью аналитического определения замеченных ошибок и всех промежуточных на пути к первичной ошибке. Следует отметить, что ликвидация первичной ошибки еще не означает, что автоматически исчезнут все производные ошибки (хотя так тоже бывает). Ликвидация остаточныхошибок, рефлекторно закрепившихся и вошедших в привычку, порой дается с немалым трудом. Ведь в привычные двигательные ощущения, многократным закреплением объединенные в целостный комплекс, отраженные в афферентной программе и в оценочных критериях механизма сличения, входят и ощущения от ошибочных компонентов действия. Переделка этих информационных структур может оказаться непростой задачей.
Какое-то время могут «сосуществовать» вновь сформированная афферентная программа, соответствующая правильному выполнению действия, и достаточно яркие следы старой, связанной с ошибочным его выполнением. Из-за этого спортсмен нередко чередует по-новому правильное и по-старому неправильное выполнение действия, без видимых причин «вспоминая» старую ошибку, возвращаясь к ней в связи с утомлением или каким-нибудь усложнением двигательной ситуации. В таком случае большую помощь могут оказать идеомоторная тренировка и непосредственная идеомоторная подготовка к выполнению действия, так как они позволяют укрепить, сделать стабильной, легко и без искажений извлекаемой из памяти новую афферентную программу.