Права и обязанности студентов-практикантов

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. М. АКМУЛЛЫ"

КАФЕДРА ДИЗАЙНА

КОНТРОЛЬНО-УЧЕТНАЯ КНИЖКА

ПО КВАЛИФИКАЦИОННОЙ

ПРАКТИКЕ

Для студентов 3 курса

Художественно-графического факультета

специальности «Профессиональное обучение (дизайн)»

Фамилия______________________________________________

Имя__________________________________________________

Отчество_____________________________________________

УФА 2013

Общие положения практики

Программа квалификационной практики предназначена для студентов III курса специальности «Профессиональное обучение: дизайн» на ХГФ БГПУ им. М.Акмуллы. Вместе с курсом «История изобразительных искусств» музейная практика, проводимая в VI семестре, призвана ознакомить студентов с лучшими произведениями мирового и отечественного искусства. Требования государственного образовательного стандарта определили задачи, цель, содержание и систему организации квалификационной практики.

Квалификационной практика состоит из теоретического и практического разделов.

Теоретический раздел (12 часов) включает в себя краткий вводный курс лекций, дающих представление об источниках комплектования и содержания основных музейных собраний страны и нашей республики; о путях превращения музейных собраний в общедоступное культурное учреждение, о характере экспонирования коллекций и деятельности самих музеев, знакомство с внутренней структурой музея (отдел хранения, отдел реставрации, научный отдел, отдел пропаганды).

Практический раздел (132 часа) – это посещение музейных экспозиций, выставок современного искусства, мастерских художников – рассчитан на «живое» ознакомление с произведениями искусства, в ходе которого студентам предлагается осмыслить место и значение этих произведений в контексте всего развития изобразительного искусства. Здесь на помощь придут преподаватель, музейные сотрудники, а также собственный опыт студентов в общении с миром искусства, опора на знания, полученные при изучении теории композиции, истории искусств.

Цель квалификационной практики заключается в изучении основных коллекций крупнейших художественных музеев страны и республики. Необходимо научить студентов критически оценивать явления искусства, разбираться в стилях и направлениях, грамотно и профессионально анализировать художественные произведения.

Во время посещения музеев целесообразным будет фиксировать сведения об основных произведениях, составляющих уникальность той или иной музейной коллекции, делать зарисовки наиболее интересных с точки зрения дизайнерских решений предметов прикладного искусства.

Основными задачами практики как важного этапа профессиональной подготовки учителя-дизайнера являются:

·установление связи теории с практикой;

·понимание специфики различных видов искусства;

·приобретение будущими преподавателями дизайна навыков формально-стилистического, содержательного, композиционного и смыслового анализа рассматриваемого произведения искусства;

·ознакомление с принципами взаимодействия формальных, содержательных и смысловых особенностей произведения искусства (важно обратить внимание на разнообразие и преемственность принципов соотнесения формы, содержания и смысла в произведениях, относящихся к различным культурным периодам;

· выработка творческого подхода к написанию научно-исследовательской работы с использованием различных методов анализа произведений:

а) сравнительно-стилистического, который позволяет включить рассматриваемое произведение в определенный временной контекст, провести аналогии с созданными в те же годы произведениями литературы, философии; даёт возможность проследить структурные изменения в творческом методе художника.

б) историко-типологического, раскрывающего исторические закономерности создания и функционирования произведения искусства, степени значимости анализируемого памятника для определенной национальной художественной (английской, голландской, французской и т.д.) школы или творческой эволюции конкретного мастера.

·формирование художественно-творческих способностей, эстетического вкуса и других профессиональных качеств будущих педагогов (наблюдательности, образного мышления, творческого воображения) для осуществления продуктивной организации педагогического процесса на уроках дизайна, технологии и для интересного проведения внеклассных мероприятий (творческих кружков, дизайн-студий, детских выставок и др.);

·формирование потребности в самосовершенствовании при проведении научно-исследовательской деятельности педагога-дизайнера.

Итогом прохождения квалификационной практики будет творческая, научно-исследовательская работа студента по выбору:

1) история возникновения и комплектования того или иного музея. Основные произведения, составляющие гордость данного музейного собрания, с описанием и исчерпывающим анализом 2-х – 3-х наиболее запомнившихся предметов декоративно-прикладного искусства.

2) концепция выставки современного художника со своим вариантом вступительной статьи к выставке;

Какая бы из этих тем не была выбрана, необходимо раскрыть исторические закономерности создания и функционирования произведения искусства:

а) при описании и анализе произведения искусства Древнего мира или Средних веков следует раскрыть законы построения композиции с учетом канона и иконографии, культово-религиозного характера произведения, предложить возможную интерпретацию символики образного языка произведения, показать особенности условного языка цвета, света, пространственных построений композиции, объемно-пластических моделировок формы, линий, силуэтов;

б) при описании и анализе произведения искусства нового и новейшего времени следует выявить формально-стилистические признаки барокко, классицизма, романтизма, модернизма или постмодернизма; показать взаимосвязь художественной идеологии рассматриваемого стиля и композиционных, сюжетно-тематических, жанровых задач, решаемых в произведении;

в) при описании и анализе произведений искусства нового и новейшего времени следует учитывать роль открытий в области оптики, физики цвета, пространства, оказавших влияние на изменения в области композиционного мышления, колорита, а также появление реалистических тенденций в развитии искусства;

г) при описании и анализе произведений искусства эпохи модернизма, постмодернизма следует учитывать своеобразие творческой концепции автора, его личную философию цвета, света, композиции.

В заключении важно сформулировать основные положения работы, подвести итоги и сделать выводы. Следует показать культурно-историческую роль и своеобразие анализируемого материала, его место и роль в истории искусств. Например: А.Матисс одним из первых мастеров ХХ века обратился к самоценной значимости образного языка изобразительного искусства, его интерес к чистоте и звучности локальных пятен, линеарной условности языка формы повлиял на дальнейшее развитие принципов живописного мышления ХХ века.

После заключения следует список использованной литературы в алфавитном порядке.

Написание такой творческой работы и представление заполненной контрольно-учетной книжки по квалификационной практике будет формой зачета по квалификационной практике. Оценка выставляется по 5-бальной системе.

Основные темы квалификационной практики:

1. Возникновение и этапы формирования музейных коллекций.

2. Музейные собрания Москвы.

3. Музейные собрания Санкт-Петербурга.

4. Музейные собрания Уфы.

5. Варианты описания и художественного анализа произведений искусства.

6.Способы хранения, консервации и реставрации произведений изобразительного искусства и ДПИ.

Права и обязанности студентов-практикантов

Студент-практикант своевременно выполняет все виды деятельности, предусмотренные программой практики.

В период практики студент должен проявить себя как начинающий специалист, обладающий глубокими знаниями по предмету и профессиональными навыками и умениями специалиста. Он должен быть примером организованности, дисциплинированности и трудолюбия.

Студент-практикант имеет право по всем организационным и профессиональным вопросам, возникающим в процессе практики, обращаться к факультетскому руководителю и групповому руководители практики на ХГФ.

Каждый студент в период практики ведет дневник (контрольно-учетную книжку), где фиксирует индивидуальный план и краткий отчет о результатах контрольных работ и экспериментальных данных с указанием сроков проведения запланированных мероприятий.

Каждый студент обязан явиться на установочную конференцию, на которой руководитель практики сообщает об общих положениях практики, об этапах прохождения практики, о правилах техники безопасности на момент прохождения практики и об организационных вопросах. На конференции студенты записываются в группы, различающиеся своим составом и спецификой работы, и совместно с групповым руководителем практики составляют ежедневный график работы практиканта..

График ежедневной работы студента-практиканта:

9.00 - собрание (оперативка);

10.00-14.00 – сбор эмпирического материала (изучение специальной литературы и сайтов Интернет), экскурсии в музеи, выставочные залы, галереи и др., подготовка отчетной документации по практике;

14.00-15.00 – отчет практиканта о текущей работе перед групповым руководителем; консультация.

На период практики один студент из группы практикантов, назначается старостой и помогает координировать взаимодействие практикантов с групповым руководителем учебной практики. В установленное время по индивидуальному графику работы практиканта преподаватель созывает группу практикантов, с целью организации индивидуальной практической работы со студентами на определенный промежуток времени, при этом делает конкретные практические установки-задания. По окончанию запланированного срока практики староста отчитывается перед групповым руководителем практики об объеме проведенной работы.

В случае невыполнения требований руководителя практики, а также за нарушение внутреннего распорядка вуза студент может быть отстранен от прохождения практики, и иметь дисциплинарные взыскания или иные формы воздействия со стороны администрации вуза (ректората, факультета и кафедры).

Наши рекомендации