РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ.
Дата «___» __________ ______ ________________
Группа/класс
Занятие 56
Грамота. Звуки [т], [т']. Буквы Т, т
Цель:
• закрепить произношение звуков [т], [т'], познакомить с их графическим обозначением ; совершенствовать звуко-буквенный анализ:
• формировать, умение читать слоги, слова, текст с буквами Т, т; находить «потерявшуюся» букву;
·продолжать учить разгадывать ребусы;
·развивать мелкую моторику, логическое мышление, память;
·воспитывать ответственность, инициативность. активность.
Ход Занятия
1. Какой первый весенний праздник мы отмечаем в марте? (8 Марта) Какие подарки мы «купили» к празднику на прошлом 'занятии? (Утюг, торт, тюльпаны, телефон, туфли, конфеты и т.д.)
Какие звуки мы учинись произносить и различать? [T], [т']
Артикуляция. Характеристика: звуки согласные, глухие, твердый и мягкий.
11. 1. У этих звуков есть своя буква - буква Т.Выделить элементы написания, сравнить большую и маленькую буквы. На что похожа Т?
2. Отгадайте загадки (отгадки из наших подарков):
Неразлучные подружки
По тропинке друг за дружкой,
Кто быстрее прыг да скок,
Но куда б они без ног?! (Туфли)
Когда порою одиноко -
Вдруг в тишину ворвётся звон,
И голос друга издалёка
Тебе подарит... (телефон).
Найдите отгадки и наклейте в тетради.
3. Звукобуквенный анализ слов туфли, телефон. Выделить слоги, поставить ударение.
Знакомство с буквой Т (по общепринятой методике). Узнайте все буквы Т.
Физминутка.
Чтение слогов с буквой Т, дополнение их до целого слова.
2. Чтение слов с буквой Т. Почему слова написаны с большой буквы'! (Это имена.)
3.Дополните по смыслу, прочитайте слова.
4.Прочитать предложения.
5.Разгадывание ребусов.
V. Выполнение упражнений по подготовке детей к письму,
VI. Итог.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ
Дата «___» __________ ______ ________________
Группа/класс
Занятие 57
Развитие речи. Звуки [д], [д']. Ранняя весна
Цель:
·'Закрепить 'звуки [д], [д'], дифференцировать их по твердости-мягкости;
·упражнять в звуковом анализе слов;
·упражнять в образовании и подборе родственных слов;
·расширять представления детей о характерных признаках весны;
• развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать их в речи;
·отрабатывать дикцию, речевое дыхание; развивать мелкую моторику;
·воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ход занятия
1. Мимические упражнения, релаксация. «Ласковые лучики»,
_ Шел дождь и нам было очень грустно (показывают грусть). Но вот из-за тучки вытянуло солнышко (улыбаются). Дети подставляют лицо его ласковым лучам (голова запрокинута назад, глаза 'закрыты, мышцы лица расслаблены, плечи опущены).
В такой чудесный солнечный день мы с вами отправимся в лес.
2. Работа по картинке. Что изменилось в лесу? (Ярко светит солнце, снег потемнел, бегут ручьи, появились проталинки и т.д.) Значит наступила ... ранняя весна.
11 1. 1. Но кто это так громко стучит по дереву'?
Загадка.
Черный жилет,
Красный берет,
Нос, как топор,
Хвост, как упор.
Деревья не калечит,
А только их он лечит. (Дятел)
Найти и наклеить отгадку.
Как еще называют дятла? (Лесной доктор)
2. На какой звук обращает внимание дятел? ([д])
Постучите по бугоркам нал верхними зубами (д-д-д-д), А теперь прикоснемся языком помягче (дь-дь-дь-дь).
Какие это звуки? (Согласные) Докажите. (Не тянутся, не поются) Они
произносятся с голосом или нет'?
Положите руку на горлышко и произнесите [д], [д']. Значит они ... звонкие. Вывод: звук [д] – согласный, звонкий, может быть твердым и мягким.
3. Какие еще «лесные» слова вы встретили в лесу на звуки [д], [д ']? (Дерево, дуб, дорога, дрозд, следы, ландыш)
Найдите место звуков в словах, соедините со схемой (начало, середина), 4. Подберите родственные слова к слову дом.
Домик совсем небольшой. Как еще можно сказать про него? (Домишко)
А это что? (Дом) Он большой. Как можно сказать про него? (Домище)
А чтобы зайти в него, нужно позвонить в ... домофон. Там нас встретят все ... домашние
Какие слова про дом мы сказали?
Дом, домик, домишко, домище, домофон, домашние. Это слова родственники.
Физминутка,
Но вот подул весенний ветерок и закачал тоненькие деревья.
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише-тише,
Деревцо все выше-выше.
IV.1. Придумайте предложения о ранней весне по картинке.(Наступила ранняя весна. Ярко светит солнце. Появились первые проталины. Журчат весенние ручьи. Скоро прилетят птицы.)
2.Предложить 2-3 детям повторить рассказ полностью.
3.Подобрать определения к словам: небо, солнце, день, капель
V. Выполнение упражнений на развитие мелкой моторики.
Нам пора домой. На чем мы поедем, на легковом автомобиле или на автобусе? (На автобусе) Почему? (Нас много) Помогите водителю довезти нас. (Выполнение графического задания.)
VI. Итог.