Пробный текст
М. Цветаева «Август - астры ...»
Август ~ астры,
Август - звёзды,
Август - грозди
Винограда и рябины
Ржавой - август!
Полновесным, благосклонным
Яблоком своим имперским,
Как дитя, играешь, август.
Как ладонью, гладишь сердце
Именем своим имперским:
Август! - Сердце!
Месяц поздних поцелуев,
Поздних роз и молний поздних!
Ливней звёздных
-Август! - Месяц
Ливней звездных!
Звучание даётся в индивидуальном или групповом варианте. Каждому студенту может достаться слово, два слова или строка. Один подхватывает другого так, чтобы не нарушился ритм стиха, заложенная в него мысль и эмоциональность.
В. Хлебников «Там, где жили свиристели...»
Там, где жили свиристели,
Где качались тихо ели,
Пролетели, улетели
Стаи лёгких времирей.
Где шумели тихо ели,
Где поюны крик пропели,
Пролетели, улетели
Стаи лёгких времирей.
Стр. 57
В беспорядке диком теней,
Где, как морок старых дней,
Закружились, зазвенели
Стаи лёгких времирей.
Стаи лёгких времирей!
Ты поюнна и вабна,
Душу ты пьянишь, как струны,
В сердце входишь, как волна!
Ну же, звонкие поюны,
Славу лёгких времирей!
В работе над предложенным текстом можно использовать повышение и понижение тона, растягивание сонорных согласных, напевную интонацию и многое другое - по усмотрению педагога (может использоваться как зачётный или экзаменационный материал).
Звучание в регистрах. Расширение диапазона
Если до этого момента студенты пользовались серединой голоса, то теперь необходимо уже добиваться звучания в трёх основных регистрах. Обычно сложность вызывает попадание в верхний головной регистр. Попробуйте предложить студенту нагнуться, опустить голову вниз, попробовать головные резонаторы на высоком тоне. Затем можно медленно подняться и повторить найденный звук. Важно зафиксировать устойчивое звучание в разных регистрах и уметь плавно переходить из одного регистра в другой. Это может пригодиться в работе над текстом, ролью.
Пробный текст
М. Цветаева «Гордость и робость - родные сестры...»
Гордость и робость - родные сестры, Над колыбелью, дружные, встали.
«Лоб запрокинув!» - гордость велела. «Очи потупив»! - робость шепнула.
Стр.58
Так прохожу я - очи потупив -
Лоб запрокинув - Гордость и Робость.
При чтении этого стихотворения можно использовать все три регистра.
Работа над расширением диапазона ведётся обычно на индивидуальных занятиях второго семестра. Она состоит из упражнений и текстов, которые помогут каждому студенту развить и расширить возможности своего голоса.
Чем выше голос поднимается по диапазону, тем глубже становится дыхание. Не рекомендуется пользоваться своим максимально возможно высоким тоном, так как при этом существует вероятность срыва голоса. Низкий звук со сцены звучит устойчивее и убедительнее.
4. Голосовой «посыл»
Во втором семестре при продолжении дыхательно-голосовых разминок - начинается работа над одним из основных разделов - голосовым «посылом». К этому времени на занятиях по мастерству актёра в программу вводятся этюды с импровизированным текстом, и студенты на практике понимают важность и значение правильного голосоведения.
Текст на сцене произносится с точным словесным действием и определенной направленностью, так что, работая со звуком, теперь его необходимо не только укрепить, выровнять и распространить, но и направить.
Важно в начале второго семестра объяснить студентам практическую ценность упражнений на голосовой посыл и настроить их на использование этих упражнений на показе самостоятельных отрывков, проходящих в марте месяце.
Во второй части второго семестра можно использовать тренировочные тексты - «зазывы».
Стр. 59
Примеры «зазывов»:
К. И. Чуковский «Чудо-дерево»
Эй вы, ребятки,
Голые пятки,
Рваные сапожки,
Драные калошки,
Кому нужны сапоги, ,
К чуду-дереву беги!
Сюда, сюда –
Готова еда!
Столик накрыт,
Чтоб каждый был сыт.
Соседи, сюда -Готова еда!
Е. Л. Шварц. «Тень»
- Арбузы, арбузы! Кусками!
- Вода, вода, ледяная вода!
- А вот ножи для убийц!
Кому ножи для убийц!
- Цветы, цветы. Розы! Лилии! Тюльпаны!
- Дорогу ослу, дорогу ослу!
- Посторонитесь, люди, идёт осел!
- Подайте бедному немому!
- Яды, яды, свежие яды!
В работе над «зазывами» особое внимание надо обращать на контроль дыхания и опоры звука. Нельзя разрешать студентам кричать. Необходимо добиваться сильного, опёртого, направленного звучания, напоминать студентам о необходимости использования приобретённых навыков на занятиях по мастерству актёра.
В процессе постановки голоса рекомендуется комбинировать упражнения по дыханию и голосу с упражнениями по темпо-ритму, а также с ритмическими и акробатическими упражнения-
Стр. 60
ми. Это часто даёт положительные результаты и помогает подготовить студентов к дальнейшему сценическому звучанию в спектаклях разных жанров.
Задание:
- Определите взаимосвязь разделов «Дыхание» и «Голос».
- Сформулируйте типичные проблемы студентов при прохождении этих разделов и продумайте упражнения для их устранения.
- Составьте перечень вопросов, определяющих основные темы разделов.
- Проанализируйте эффективность и результативность
методологических приёмов.