Типичные формы взаимодействия следователя и органа дознания

Формы взаимодействия следователя и органа дознания различаются в правовой литературе в зависимости от их содержания и норматив­ного закрепления способов его осуществления.

С учетом этих критериев различают две основные формы взаи­модействия: процессуальную и организационную.

Процессуальные формы взаимодействия следователя и органа доз­нания по уголовному делу— способы, методы, средства взаимодейст­вия, регламентированные уголовно-процессуальным законом.

Уголовно-процессуальными формами взаимодействия по уго­ловному делу являются:

1) письменные поручения следователя органу дознания о произ­водстве отдельных следственных, иных процессуальных или опера­тивно-розыскных действий, которое для них является обязательным для исполнения;

2) содействие органа дознания процессуальной деятельности следователя при производстве отдельных следственных действий (например, при осмотре места происшествия, производстве обыска, проверки и уточнении показаний на месте, задержании членов ор­ганизованной преступной группы и т.д.);

3) уведомление органом дознания следователя о результатах реа­лизации оперативно-розыскных мер по уголовным делам, по кото­рым не установлена личность преступника, совершившего преступ­ление;

4) передача следователем имеющейся у него информации органу дознания для осуществления оперативно-розыскных мероприятий по установлению виновного в совершении преступления;

5) поручение розыска имущества предполагаемого виновного при наличии к нему имущественных претензий со стороны участ­ников уголовного процесса и государства;

17. Основы взаимодействия следователя и органа дознания

6) производство органом дознания по поручению следователя на основании судебного решения контроля и записи телефонных и иных переговоров с использованием различных средств связи;

7) поручение следователем органу дознания о розыске скрывше­гося подозреваемого или обвиняемого;

8) возбуждение уголовного дела следователем на основе опера­тивно-розыскных данных;

9) использование следователем оперативно-розыскных данных при их трансформации в качестве доказательств по уголовному делу;

10) передача органом дознания, дознавателем материалов уго­ловного дела руководителю следственного органа после производст­ва неотложных следственных действий; и т.д.

Организационные формы взаимодействияследователя и органа дознания — способы, методы, средства взаимодействия, выработан­ные следственной, розыскной и оперативно-розыскной практикой и регламентированные подзаконными актами министерств, ведомств и служб Российской Федерации.

К этим формам взаимодействия следователя и органа дознания можно отнести:

1) извещение органом дознания или дознавателем следователя, обслуживающего участок, где совершено преступление, либо следо­вателя, специализирующегося на предварительном следствии уго­ловных дел определенной категории, о начатом предварительном расследовании в форме дознания по производству неотложных следственных действий;

2) направление органом дознания следователю материалов про­верки сообщений о преступлении по данным, полученным опера­тивно-розыскным путем, для решения вопроса о возбуждении уго­ловного дела;

3) ознакомление органом дознания следователя с результатами оперативно-розыскной деятельности, имеющими отношение к воз­буждаемым или расследуемым им уголовным делам;

4) согласованное, совместное планирование органом дознания и следователем соответственно оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий по уголовным делам, находящимся в произ­водстве следователя, для установления необходимых фактических обстоятельств совершения преступления;

5) совместное обсуждение и анализ следователем и сотрудником органа дознания собранных по уголовному делу в процессе предва­рительного расследования доказательств и оперативно-розыскных данных;

6) создание следственной группы с привлечением оперативных работников для раскрытия преступлений «по горячим следам», для

. Предварительное досудебное производство

расследования сложных и трудоемких уголовных дел, а также уго­ловных дел о преступлениях прошлых лет (нераскрытых ранее или возвращенных прокурором для дополнительного предварительного следствия);

7) создание следственных групп, с привлечением оперативных работников органа дознания, для выезда на места происшествий и их осмотра;

8) взаимное информирование о наличии доказательств и опера­тивно-розыскных данных по уголовному делу, представляющих ин­терес соответственно для органа дознания и следователя;

9) осуществление организационного руководства взаимодейст­вием оперативного работника и следователя со стороны соответст­венно начальника гор(рай)органа внутренних дел и руководителя следственного органа;

10) непосредственное участие (присутствие) следователя в произ­водстве контроля и записи телефонных и иных переговоров при из­вестности места, времени и участников информационного общения;

11) совместное обсуждение путей и способов легализации (пре­образования, трансформации) результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовно-процессуальные доказательства.

В целом можно констатировать, что существующие формы взаимодействия следователя и органа дознания при добросовестной их реализации обеспечивают в целом успешное достижение целей и решение задач уголовного судопроизводства.

При этом нужно иметь в виду, что между уголовно-процессуальными и организационными формами взаимодействия следователя и органа дознания отсутствуют непроходимые границы.

Правда, для повышения эффективности взаимодействия следо­вателя и органа дознания и более широкого использования опера­тивных данных в качестве доказательств по уголовному делу следо­вало бы, на наш взгляд, предусмотреть в уголовно-процессуальном законодательстве процедуры проверки в стадиях предварительного расследования и судебного разбирательства оперативных данных, по образу и подобию существующих за рубежом, с использованием современных высоких технологий.

Глава

Приостановление производства по уголовному делу

Наши рекомендации