Организационно-педагогические основы обучения одаренных детей
ГЛАВА 1
ДЕТСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Часто в литературе, посвященной проблеме обучения одаренных детей, формы организации учебной деятельности выделяются нечетко. Они рассматриваются параллельно либо с описанием содержания, либо с методами. При этом нельзя не учитывать, что проблема разработки форм организации учебной деятельности -относительно самостоятельная дидактическая задача. И нуждается в специальном рассмотрении, тем более что этого требуют и традиции отечественной дидактики.
Большинство специалистов в области дидактики единодушны в том, что понятие «форма организации учебной деятельности» включает в себя следующие признаки: характер связи между педагогом и учащимися на занятии; группировка учащихся; характер их деятельности; место занятия; режим его проведения.
В официальной отечественной педагогике принято считать, что существует три основных способа организации обучения:
индивидуальный - господствовавший до XVII в.;
коллективный - имеется в виду обычно классно-урочная система» (Я. А. Коменский, И. Штурм и др.);
групповой - способ, утвердившийся в 20-30-х годах XX в. (Р. Кузине, С. Френе, П. Эстрейх и др.).
Этой точки зрения придерживаются многие отечественные и зарубежные дидакты. Но существуют и другие представления.
Одним из самых интересных вариантов решения данной проблемы является выделение основных исторических стадий развития организационной структуры учебного процесса, предложенное В. К. Дьяченко. Проведенный им исторический анализ развития организационной структуры учебного процесса не только систематизирует то, что было создано в этой сфере, но и, что особенно важно, дает возможность заглянуть в будущее, увидеть некоторые перспективы. Им выделено три, как он сам их называет, «общественно-исторических способа организации процесса обучения»: индивидуальный способ обучения; групповой способ обучения; коллективный способ обучения.
На первый взгляд, если судить по названиям, они идентичны изложенным ранее, но реально все оказывается совсем иначе. По утверждению автора, каждый из названных способов обучения состоит из определенных элементов - организационных форм обучения. В. К.Дьяченко дает этим способам организации обучения более полные названия в зависимости от форм, образующих организационную основу каждого.
Первый - «парно-индивидуальный»; его структура включает в себя два основных элемента - «работу ученика с учителем» и «работу ученика с источником знаний».
Второй - «группо-парно-индивидуальный»; структура этого способа обучения сложнее, она включает в себя «работу ученика с учителем», «работу ученика с источником знаний» и «работу учителя с группой учеников».
Третий - «коллективно-группо-парно-индивидуальный»; в структуру данного способа кроме трех выше названных элементов входит четвертый - «взаимное обучение».
Таким образом, каждый последующий отличается от предыдущего новым компонентом (новой формой организации), который в новых исторических условиях приобретает значение системообразующего элемента.
Особенно любопытно то, что не соглашаясь с большинством отечественных дидактов, В. К. Дьяченко рассматривает классно-урочную систему как воплощение группового, а не коллективного способа организации обучения. Созвучные идеи, однако, выраженные не в такой категоричной форме, можно найти и у других исследователей. Так, например, Д. Б. Эльконин отмечал, что учебная деятельность (в условиях классно-урочной системы) является коллективной по форме, но индивидуальной по результату. В этой связи многие дидакты отмечают, что практически мы имеем дело с обучением «рядом, но не вместе» (В. В. Котов, Г. И. Щукина и др.).
В этой главе мы рассмотрим, как преломляется в этом аспекте предложенная в предыдущей главе модель обогащения содержания образования и какими могут быть формы организации образовательной деятельности в современной отечественной школе. Поскольку проблема развития детской одаренности исследуется нами в контексте образовательной деятельности, осуществляемой в массовой школе, начнем рассмотрение с основной формы организации обучения, принятой в отечественной практике.