V. Игровые методы и приемы
Достоинство: вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с максимальными волевыми усилиями. Методы дают возможность направлять умственную активность детей и моторную. Моторная активность способствует образованию богатых ассоциативных связей, что облегчает усвоению знаний, умений. Игровые методы достаточно разнообразны:
1. Дидактическая игра включает 2 функции:
• Совершенствование и закрепление знаний;
• Освоение новых знаний и умений разного содержания.
2. Воображаемая ситуация в развернутом виде.
Игровые приемы:
• Загадывание и отгадывание загадок;
• Введение элементов соревнования (ст. гр.);
• Создание игровых ситуаций.
V I. Словесные методы.
Они позволяют в короткие сроки передавать детям информацию, ставить
перед ними учебную задачу, указывать пути ее разрешения.
Рассказ — важнейший словесный метод, который позволяет в доступной для
детей форме излагать учебный материал.
В качестве материала для рассказа используются литературные
произведения. Рассказ относится к наиболее эмоциональным методам
словесного обучения.
Рассказ должен быть доступным, понятным детям, соответствовать возрасту.
Информация должна быть новая, необычная. Речь педагога должна быть
выразительная, эмоциональная.
В младших группах рассказ сопровождается демонстрацией наглядного
материала (так уточняются образы, облегчается восприятие
последовательности событий). В старших группах не рекомендуется
злоупотреблять наглядностью: следует приучать детей к мышлению на
основе слова.
Беседа применяется, когда у ребенка имеются некоторый опыт и знания о
предметах и явлениях, которым она посвящена. В ходе беседы знания детей
уточняются, обогащаются, систематизируются.
Достоинства:
• Беседа учит детей слушать друг друга;
• Не перебивать;
• Дополнять;
• Тактично оценивать высказывания;
• Учит мыслить логически;
• Делать выводы, обобщения;
• Требует сосредоточения мышления, внимания;
• Умение управлять поведением. Беседа — диалогический метод обучения. Виды:
• По содержанию:
•^ Этические (старший дошк. возраст);
•^ Познавательные (со ср.гр.);
Цель этической беседы: воспитание нравственных чувств, формирование нравственных представлений, суждений, оценок. Познавательные беседы тесно связаны с содержанием жизни детей, окружающей природой и трудом взрослых.
• По дидактическим целям:
^ Вводная (подготовить детей к предстоящей деятельности, наблюдению);
•^ Беседа-сообщение (даются новые знания);
•^ Обобщающая (итоговая): проводится с целью уточнения, систематизации знаний.
В процессе беседы задаются вопросы, направленные на установление связей, отношений, обобщение усвоенных знаний.
Чтение художественной литературы.
Художественная литература - источник знаний об окружающем мире, важнейшее средство воспитания чувств ребенка, развития мышления, воображения, памяти; формирование у детей способности к восприятию и осознанию художественных произведений. Требования:
• Произведения должны быть ценные в воспитательном отношении;
• Соответствовать возрасту и уровню развития. Нужно сочетать чтение с другими методами (наглядными). После чтения -беседа. В ходе нее педагог старается усилить эмоционально-эстетическое воздействие на ребенка.
Словесные приемы:
• Вопросы;
• Указания;
• Пояснения;
• Объяснения;
• Педагогическая оценка. Типы вопросов (А.И. Сорокина):
• Вопросы, требующие констатации фактов (что?, кто?, какой?, где?, когда?)
• Вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, к формулировке выводов (почему?, зачем?, отчего?)
Вопросы должны быть:
• Определенными;
• Четкими;
• Краткими;
• Точными.
Следует отметить, что все эти методы в реальном процессе обучения используются в совокупности.