В) Методы проблемного обучения

А) Объяснительно-иллюстративные методы.

Основаны на том, что педагог сообщает специально отобранную информацию, организует ее восприятие учащимися, показывает, как эти знания применяются на практике.(дать под запись) При этом педагогу нужно помнить о том, что, выбирая данные методы он может рассчитывать на определенный результат, а именно - на формирование у обучаемых лишь первичных представлений об изучаемом объекте или процессе (но не умений или навыков). В этом случае обычно говорят, что знания освоены только на уровне осознанного восприятия и запоминания. В деятельности педагогов эти методы проявляются обычно через рассказ, лекцию, сопровождаемую различными демонстрациями.

Б) Репродуктивные методы.

Педагог отбирает систему задач, заданий, упражнений на воспроизведение действий, уже известных и осознанных учащимися благодаря информационно-рецептивным методам, а учащиеся, выполняя эти задания, отрабатывают их воспроизведение.(дать под запись)

Когда целесообразно использовать репродуктивные методы? Если нужно научить обучаемых воспроизводить действия по образцу. Репродуктивные методы в профессиональном обучении чаще всего воплощаются в лабораторных и практических занятиях. Результат использования этих методов приводит к формированию у обучаемых типовых умений и навыков.

Многие преподаватели часто отдают предпочтение указанным методам потому, что они экономичны, требуют менее напряженной предварительной подготовки.

в) Методы проблемного обучения.

Они ориентированы на формирование у обучаемых умений решать не типовые, а творческие задачи, на формирование оперативного мышления.(дать под запись) По сравнению с предыдущими, эта группа методов имеет неоспоримые преимущества. Во-первых, создание проблемных ситуаций формирует исходную учебную мотивацию; во-вторых, усвоение материала происходит в ходе активной деятельности самого учащегося по решению проблемных задач, как "открытие", совершаемое обучаемым через самостоятельный поиск; в-третьих, сама деятельность организуется с максимальным использованием имеющихся у обучаемых знаний.

Именно с проблемным обучением связывается возможность формирования у обучаемых технического мышления, конструкторско-технических навыков, возможностей рационализаторства и др.

Обычно к группе проблемных или проблемно-поисковых методов относят метод проблемного изложения, эвристический и исследовательский.

Наряду с методами проблемного обучения сегодня в профессиональном образовании получают распространение так называемые игровые методы (деловые, учебные, ролевые. оргдеятельностные и др.) и коммуникативные (дискуссия, "мозговой штурм" и др.).

Нацеленность педагога на формирование у обучаемых устойчивых типовых умений и навыков приводит к необходимости выбрать репродуктивные методы. Если же он стоит перед необходимостью формирования у обучаемых умений решать творческие задания и задачи, находить пути выхода из проблемных ситуаций, то он должен будет выбрать продуктивные методы, ориентированные на организацию активной деятельности самих обучаемых по типу "открытия".

Вывод: к важным критерием выбора методов относятся также особенности обучаемых, в данном случае - особенности взрослых людей; специфика содержания учебного материала; особенности условий, в которых обучаются люди и ряд других.(дать под запись)


г) Метод "Мозгового штурма"

Является одним из наиболее интересных и продуктивных в группе проблемных и одновременно коммуникативных методов.

В основе этого метода лежит свободное высказывание участниками самых разных идей, которые могут способствовать разрешению проблемы, например, производственной.(дать под запись) Использование этого метода весьма целесообразно для достижения цели формирования коммуникативной культуры у наших обучаемых (кем бы они ни были - руководителями производственных коллективов, например, бригадирами, или рядовыми рабочими) - это современное требование к подготовке профессиональных рабочих. Любой руководитель сегодня предпочтет взять на вакантное место рабочего, умеющего решать проблемные вопросы в коллективе не с помощью кулака, а с помощью мысли.

Какова же методика проведения "мозгового штурма" ("мозговой атаки")? Обычно он проводится в несколько этапов.

Первый этап - этап генерирования способов решения проблемы, когда учащийся предлагает свой вариант, пока на уровне идеи.(дать под запись) Автор каждой идеи может дать краткий (до 30 секунд) комментарий по существу, но без аргументов (для этого время будет выделено специально). Общее число предложений не должно превышать примерно половины числа участников. Все идеи преподаватель должен обязательно фиксировать на доске, экране, бумаге.

Особенность этапа - никаких критических высказываний. Принимаются все идеи: и здравые, обдуманные, и фантастические, и даже абсурдные. Ни идеи, ни люди их предлагающие не должны на этом этапе подвергаться критике, - чем больше идей, тем лучше!

Второй этап - поиск аргументов в поддержку предложенных способов решений.(дать под запись) Методика может быть такой: по числу зафиксированных идей создается несколько малых групп, представитель ("спикер") вытаскивает карточку с идеей (аналогично билету на экзамене); карточки заполняются педагогом в конце первого этапа и раскладываются на столе. Далее в течение 8-10 минут группа нарабатывает как можно большее число аргументов в пользу доставшейся ей идее, даже если сам способ решения и не очень нравится участникам.

Третий этап - отбор наиболее аргументированных способов решения.(дать под запись) "Спикер" каждой команды излагает наработанные группой аргументы, а затем начинается обсуждение с целью отбора приблизительно половины из имеющихся вариантов для дальнейшей проработки. Продолжительность любого выступления строго ограничивается по времени (не более 40 секунд).

Четвертый этап - критика отобранных решений. (дать под запись) Из карточек с идеями изымаются те, которые не прошли предыдущий этап. И далее вновь в групповой работе (аналогично второму этапу) идет острая, но доказательная критика доставшегося варианта. Чем больше недостатков, слабых сторон, неясностей, тем продуктивнее работа.

Пятый этап - выбор наиболее продуктивных способов решения, для которых нашлось меньше всего критических суждений по методике третьего этапа. (дать под запись) Здесь важно выбрать не единственный вариант, об этом должен позаботиться педагог. В итоге обсуждения желательно иметь два или три варианта решения проблемы. Обучаемым надо привыкать к пониманию множественности истин, допустимости и естественности несовпадающих путей к одному и тому же результату.

Вывод: мы рассмотрели метод "мозгового штурма" и пять его этапов. Практика показывает, что при хорошей организации такое учебное занятие в методике "мозгового штурма" займет от 2 до 4- академических часов в зависимости от сложности рассматриваемой проблемы. При этом более длительными оказываются межпредметные семинары, готовящиеся усилиями преподавателей разных учебных дисциплин и проводимые за счет объединения времени их занятий.


Д) Игровой метод

По определению игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. (дать под запись)

Игру как метод обучения передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современных образовательных учреждениях, делающих ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

• в качестве самостоятельных методов для освоения понятия, темы и

даже раздела учебного предмета;

• в качестве учебного занятия или его части (введения в деятельность,

отработки умений, контроля и др.);

Вывод: в отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, который может быть обоснован и выделен в явном виде.

Средства обучения

А) Лекция.

Обычно в педагогической литературе лекция определяется как систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала. (дать под запись) Так как лекция - это устное изложение определенной темы или раздела, то ее спецификой является речевое общение педагога с аудиторией.

В каких случаях целесообразно обратиться к лекции? Чаще всего, когда необходимо передать информацию в готовом виде (изложить теоретические положения, формулировки законов, закономерностей, описать следствия этих законов, ознакомить с методами той или иной науки или области знания и др.).

Преимущества этого метода заключаются в том, что за короткий временной интервал можно раскрыть максимальный объем информации. (дать под запись) Именно это часто и привлекает внимание педагогов к лекциям. Однако хороший педагог стремится прибегнуть к лекции не там, где можно, а там, где нужно, т.е. руководствуется целями учебного занятия, условиями в которых оно проходит и особенностями своих учеников.

Однако, лекция имеет недостатки: в ней, как правило, представляется одна точка зрения; коммуникация осуществляется только в одну сторону; мера активности учащихся незначительна (исключение составляют хорошо продуманные лекции-беседы или проблемные лекции). У них нет собственной активной деятельности, кроме слушания. Содержание и методика изложения материала сильно зависят от личности лектора. (дать под запись) Лекции могут быть подготовлены по всем учебным дисциплинам. В профессиональном образовании лекции имеют свои особенности, к которым относятся использование большого количества научно-технических, производственных примеров из жизни базовых предприятий, отрасли в целом.

При подготовке лекционного занятия по разным учебным дисциплинам (независимо от специфики содержания) можно выделить общие черты.

Методика проектирования лекции включает:(дать под запись)

1. Формулировку темы лекции.

2. Определение цели (ожидаемого результата).

3. Выбор типа лекции.

4. Выделение основных ключевых понятий, вокруг которых будет строится

изложение материала.

5. Построение плана.

6. Отбор содержания.

7. Структурирование содержания в выбранной лектором логике и составление

в случае необходимости (это особенно важно для молодого лектора)

конспекта лекции.

8. Определение характера включения обучаемых в лекцию и подбор средств, с

помощью которых они будут включены в собственную деятельность

(вопросы, задания, задачи и др.).

9. Подбор средств, обеспечивающих достижение целей лекции (языка

схематических изображений, аудио- видеотехники и др.).

Формулировка темы - первый значительный шаг, хотя зачастую педагоги обращают на это мало внимания. Что значит обозначить тему лекции (доклада, семинара пособия и др.)? Это значит, что Вам необходимо "очертить" тот круг вопросов, который будет рассматриваться в лекции. Это своеобразные рамки события, за которые Вы не предполагаете выходить. Формулировка темы не должна быть слишком короткой, но и чрезмерно развернутой. Например, такие формулировки, как "Резка" или "Полы" не совсем корректны, так как не определяют содержание лекционного материала. Тема будет точнее, если вы введете уточняющие слова - "Резание металла ножовкой и труборезом" или "Технологии покрытия пола" и т.п.

Определить цель лекции будет легче, если Вы зададите себе вопросы типа; "Чего я хочу добиться на выходе? С чем должны выйти после лекции мои учащиеся?", т.е. сформулируете цели через результат. Отсюда понятна абсурдность такой формулировки цели, как "Изложить тему....", "Раскрыть вопрос..." и напротив адекватность иной формулировки - "Сформировать у учащихся представление о современных технологиях...." или "Обобщить и систематизировать представления обучаемых о "и др. (общие требования к формулировке целей описаны в разделе 1).

Далее, в соответствии с целями, выбирается тип лекции. Ниже представлены типы лекций , которым в последнее время отдают предпочтение профессиональные педагоги, работающие в профессиональном образовании и озабоченные эффективностью лекций.

• Вводная лекция. В ней преподаватель, как правило, задает общую схему

учебного предмета, ориентировку в нем, решает мотивационные цели.

• Обобщающая лекция. Само название характеризует ее цели. Успех ее часто

определяется умением педагога организовать рефлексию учащихся

относительно освоенного материала.

• Текущая лекция (традиционное и не совсем адекватное название).

Используется, когда необходимо изложить ту или иную информацию.

• Проблемная лекция. В ней моделируются противоречия реальной жизни.

Главная цель такой лекции включить обучаемых в активную самостоятельную деятельность. « Парная лекция. Читается двумя преподавателями. Каждый из них играет определенную роль, например, основной докладчик и критик или эксперт или проблематизатор и пр. Критика и проблематизация может происходить как за счет формы, так и содержания.

• Лекция-консультация проводится по предварительно сформулированным

вопросам обучаемых.

• Лекция пресс - конференция сходна по типу с предыдущей, т.к. содержание оформляется под запрос слушателей, но проводится несколькими

преподавателями.

• Лекция - провокация (или лекция с запланированными ошибками), формирует у обучаемых умение внимательно слушать, оперативно ориентироваться в информации, анализировать и оценивать ее. Может использоваться как метод "живой ситуации".

• Лекция - диалог, где содержание подается через серию . вопросов, На

которые учащиеся должны отвечать по ходу лекции. К этому типу

относятся лекции с применением техники обратной связи, а также

программированные лекции - консультации.

Важным моментом в подготовке лекции является составление ее плана - последовательности этапов изложения.

Каждый пункт плана, сообразно целям, должен раскрывать тот или иной содержательный "узел", на котором педагог хочет заострить внимание слушателей. Логика плана определяет логику усвоения материала обучаемыми, поэтому надо стремиться к тому, чтобы пунктов в плане было немного (3-5). Их формулировка должна быть четкой и служить ориентиром не только для педагога, но (если план раскрывается учащимся, что весьма желательно) и для слушателей. Например, план лекции по теме "Применение слесарной обработки в машиностроении при единичном, серийном и массовом производстве" может быть следующим.

1. Обоснование темы лекции и ее места в учебном процессе.

2. Раскрытие цели лекции.

3. Изложение содержания учебного материала:

• виды слесарных работ и их применение в единичном, серийном и массовом

производствах;

• пути повышения производительности труда в слесарной обработке и

сборке;

• значение творческой инициативы рабочих для повышения

производительности труда и качества продукции в машиностроении.

4. Постановка контрольных вопросов к слушателям.

5. Подведение итогов лекции в виде обобщающих тезисов.

Как отмечалось выше, при подготовке лекции особенно важно продумать деятельность самих учащихся, решить, какой будет степень их включенности в лекцию, т.е. разработать своеобразную методическую "партитуру". Это могут быть вопросы, по прошлой лекции, чтобы учащиеся самостоятельно установили "мостики" между настоящей и прошедшей лекциями; контрольные вопросы, которые можно задавать по ходу лекции в сложных для понимания местах. Еще один тип вопросов, который привлекает и активизирует внимание слушателей употребляется довольно часто - это риторические вопросы.

К средствам активизации деятельности обучаемых на лекции следует отнести проблемные ситуации (см. Приложение 4) или проблемные вопросы, аудио- и видеофрагменты, введенные малыми порциями, например, для иллюстрации или проблематизации какого-либо тезиса; устные или письменные задания для индивидуального или парного выполнения слушателями; включение содокладчиков (заранее подготовленных учащихся), которые включаются в Вашу лекцию со своими небольшими фрагментами и др.

Часто преподаватели, готовясь к лекции, составляют план только содержательного материала, не учитывая процессуальной стороны учебного события, в частности, организации познавательной деятельности слушателей. Естественно, что рассчитывать на высокую результативность будущей лекции не приходится, так как включенность учащихся оказалась не продуманной Вами.

После разработки плана педагог приступает к работе с содержанием учебного материала, что завершается составлением конспекта. Здесь важно дидактически корректно ответить на вопрос о соотношении содержания лекции и учебника или пособия (если таковые имеется). Если по Вашему курсу есть учебник, то следует определить, в чем лекция будет расширять, уточнять, дополнять сведения, изложенные в нем. Естественно, что ваша лекция не должна подменять учебник! В противном случае гарантирована потеря интереса и к лектору, и к предмету.

По отношению к учебнику лекция реализует поставленные Вами цели. Ее содержание, как правило, отличается новизной; отобрано и структурировано с учетом особенностей учебной ситуации и самих обучаемых (их мотивации, исходного уровня, профессиональных интересов, степени включения в лекцию и др.). Главный акцент преподаватель должен сделать на установление причинно - следственных связей в содержании материала, т.к. даже самая яркая в ораторском плане лекция окажется неэффективной в случае бессистемного структурирования содержания.

Итак, условиями эффективного проведения лекции является ее тщательная предварительнаяподготовка, которая может включать и импровизации. Вы же знаете, что лучшая импровизация - это подготовленная импровизация. Более детально эти условия состоят в следующем: осмысление темы лекции, определенность и однозначность ее цели, логически стройное и последовательное изложение всех пунктов плана с заключениями и выводами после каждого пункта, логичность связей при переходе к каждому последующему пункту плана, научность и доступность содержания, целесообразное использование средств наглядности и аппарата по организации деятельности слушателей.

Другим методом теоретических учебных занятий является семинар.


Б) Семинар.

Семинар- коллективное обсуждение учащимися какой-либо темы под руководством педагога. (дать под запись) Он способствует формированию у обучаемых умений самостоятельно работать с литературой на этапе подготовки (чтение, конспектирование, составление тезисов, плана и др.); на выработку коммуникативных умений (быть докладчиком и излагать свою точку зрения, слушать и понимать других участников коммуникации, выступать в критической позиции созидательного, а не разрушительного критика); на приобретение социального опыта публичных выступлений и коллективных обсуждений.

Семинар отличается от лекции не только целями, но функциями и позициями педагога и обучаемых, а также степенью включенности тех и других в деятельность. В семинаре обучаемый - активный участник коммуникации. В зависимости от ее фазы он занимает то позицию докладчика, то понимающего, то позицию критика. За педагогом же остается функция организатора коммуникации.

Кроме того, у учащихся при подготовке к семинару степень самостоятельности большая, чем при подготовке к лекции (если такая практика культивируется педагогом) - это выбор темы, подбор литературных источников, работа с текстом и др.

Что должен учесть преподаватель, использующий семинар как один из методов проведения занятий?

1. Общая тема семинара должна быть ключевой с мировоззренческой и

познавательной точки зрения. Она должна быть интересной для обучаемых

и в то же время посильной для самостоятельного изучения.

2. Важно определить цель, место и тип семинара в системе учебных занятий.

Сегодня в практике начинают все чаще применяться "межпредметные"

' семинары по двум или нескольким смежным дисциплинам и успешно применяются на этапах заключительного обобщения и повторения.

3. Общая тема семинара должна быть разделена на отдельные частные темы,

которые и предлагаются учащимся для предварительной подготовки.

4. Желательно предварительно ознакомить учащихся с методикой подготовки

к семинару (оформить стенды, провести, консультации и др.) и правилами

участия в нем.

5. Четко обозначить позиции всех участников (в том числе и свою), указать

функции и распределить роли,

6. В завершении семинара необходимо обязательно предусмотреть

рефлексивную фазу, на которой следует обсудить психологическое

состояние участников (их чувства, эмоции и др.), результативность

семинара, а также те трудности, с которыми столкнулись обучаемые на

этапе подготовки семинара и в ходе его проведения.

Ниже остановимся кратко еще на одной группе методов обучения - проблемных методах. Эти методы не новы. Они получили распространение в 20-30-х годах в отечественной и зарубежной педагогике. Как было отмечено выше, проблемные методы ориентированы на такую организацию учебных занятий, где педагог создает проблемную ситуацию и организует активную самостоятельную деятельность обучаемых по ее разрешению. В результате происходит творческое овладение профессиональными навыками и умениями и развитие мыслительных способностей обучаемых.

Проблемное обучение основано на создании особого типа мотивации - проблемной, поэтому требует соответственного конструирования содержания учебного материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям. Проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий педагога, его вопросов подчеркивающих новизну, важность, оригинальность и другие отличительные качества изучаемого объекта. Планировать проблемные ситуации можно на различных этапах учебного занятия: на этапе введения в учебную деятельность, на этапе изложения материала или на этапе организации действий по усвоению и контролю.

Общая схема метода следующая: преподаватель вызывает проблемную ситуацию; направляет обучаемых на ее решение; организует поиск решения. Обучаемый ставится в позицию человека, который сам себя обучает. Результатом этого являются новые знания и способы деятельности (т.е. умение эти знания получать).

Какие методические приемы можно посоветовать преподавателю в этом случае? (дать под запись)

1. Подвести обучаемых к противоречию и предложить им самим найти способ

его разрешения.

2. Столкнуть противоречия практической деятельности.

3. Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос.

4. Предложить обучаемым рассмотреть явление с различных позиций,

например, заказчика, исполнителя, бригадира и др..

5. Побудить обучаемых сделать сравнение, обобщение, выводы из ситуации

сопоставить факты.

6. Поставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование

конкретизацию, логику рассуждения.

7. Определить проблемные теоретические или практические задания.

8. Поставить проблемные задачи (например, с недостаточными или

избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке

вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными

ошибками, с ограничением времени на решение и др.). (дать под запись)


В) Деловая игра

Используется для решения комплексных задач усвоения нового материала, развития творческих способностей и коммуникативных умений. (дать под запись) Иногда Вы можете услышать о различных модификациях деловых игр: имитационных, операционных, ролевых и др.

В имитационных играх имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или подразделения, например, кондитерского цеха, бригады сварщиков и др. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (утренняя планерка, беседа бригадира с рабочими) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха и др.). Сценарий этого вида игры, кроме сюжета события. Он содержит описание структуры и назначение имитируемых процессов и объектов.

Операционные игры помогают отрабатывать конкретные специфические операции, например, методики газосварки, разбора конфликтной ситуации в бригаде и пр. (дать под запись)

Исполнение ролей. В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретных лиц.(дать под запись) Для проведения этих игр разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с обязательным содержанием. Например, бригадир, провокатор конфликта, защитники.

При разработке деловых игр преподавателю необходим энтузиазм, творческий запал и знание методики проектирования. На последней мы остановимся ниже.

Проектирование деловой игры включает три этапа: подготовки, проведения, анализа и обобщения.


Г) Сase study

В последнее время он широко распространился в бизнес-образовании, однако с успехом используется и в других видах профессионального образования. Этот средство представляет описание конкретной ситуации, требующей практического разрешения. (дать под запись Особенность и привлекательность в том, что рассматриваемые ситуации приближены к реальной практике и одновременно достаточно демократичны по отношению к учащимся. Слушатели, работая с ситуацией, учатся правильно ставить задачи, анализировать материал, выявлять ключевые факторы, аргументировать свои позиции и решения.

Для эффективного использования этого метода рекомендуется определенная схема преподавания. (дать под запись)

1. Учащиеся заранее должны получить задание познакомиться с

ситуацией, уяснить суть дела i<- основные проблемные вопросы, мысленно

сформулировать свою стратегию поведения в предстоящем обсуждении.

2. Перед занятием группа учащихся должна быть разбиты на малые

группы (4-5 человек), в которых будет происходить первое обсуждение

ситуации и коллективное решение поставленных задач (в течение 1,5-2

часов).

3. Работа учащихся в большой группе (все малые группы собираются

вместе) в форме дискуссии (1,5-2 часа). Представители малых групп

аргументируют свои позиции. Общую коммуникацию обеспечивает

преподаватель, направляющий учащихся к принятию рациональной оценки

различных ситуации, а на этой основе - к выработке общего коллективного

решения с учетом альтернатив.

Заключение

С развитием научно-технического прогресса, увеличивается объем информации, обязательной для усвоения. Установлено, что информация быстро устаревает и нуждается в обновлении. Отсюда вытекает следующее, что обучение, которое ориентировано главным образом на запоминание и сохранение материала в памяти, уже только отчасти сможет удовлетворять современным требованиям. Значит, выступает проблема формирования таких качеств мышления, которые позволили бы студенту самостоятельно усваивать постоянно возобновляющуюся информацию, развитие таких способностей, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспечивали человеку возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса. Из этого можно сказать, что нужны новые методы и подходы в обучении, которые могли научить студентов учиться, т.е. самостоятельно находить и усваивать нужную информацию. Ведь, то, что усвоено самостоятельно, методом проб и ошибок усваивается лучше. Роль педагога направить, указать путь, но не давать все в готовом виде, подвести итог проделанной самостоятельной работы студента, указать на ошибки.

План семинара:

Задание. Воспроизведите по пунктам шаги своей предварительной подготовки. Что Высчитаете наиболее важным при проектировании лекции?

Задание. Представьте себе ситуацию: Вам, как опытному педагогу ПО, предложили прочитать лекцию тем специалистам, которые с нового учебного года приняли приглашение директора работать в вашем училище. До этого у каждого из приглашенных не было опыта преподавательской работы. Тема лекции "Особенности педагогической работы в системе ПО". Составьте план такой лекции, а потом прочтите дальнейший текст.

Задание. Опишите отличия семинара от лекции и укажите особенности семинара.

Задание. Разработайте рабочую версию сценария непродолжительной по времени имитационной игры на тему "Если на трассе газопровода произошла авария..."

Задание. Основываясь на своем опыте, придумайте хотя бы одну

профессиональную ситуацию, которую важно обсудить на учебном

занятии с вашими учащимися.


Список литературы:

1. Захарова Л.Н. и др. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование: Учеб. пособие. Н.Новгород: Изд-во Нижегор. ун-та, 2009.

2. Буланова М.В.- Топоркова Педагогические технологии- Москва - Ростов- на- Дону, 2010.

3. Интернет (http://www.rmk.stavedu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=79:2010-10-14-10-59-45&catid=15:2010-09-28-11-41-01&Itemid=28)

4. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. - М., 2008.

Наши рекомендации