Характеристика контингента воспитанников
Программа
Дополнительного образования по коррекции
Звукопроизношения
«Говорим правильно»
Срок реализации -1 год
Составитель: учителя – логопед высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 16
Филиппова М. Г.
г. Набережные Челны, 2012 год
Оглавление
1. Пояснительная записка ……………………………………………………….стр. 3
2. Содержаниекоррекционной - образовательной деятельности...… ………стр. 12
3. Перспективное планирование занятий в старшей группе……………….….стр. 22
4. Перспективное планирование занятий в подготовительной группе………стр. 33
5. Мониторинг эффективности коррекционно – развивающего процесса (старшая группа)…………………………………………………………………………….стр.40
6. Мониторинг эффективности коррекционно – развивающего процесса (подготовительная группа) ..……………………………………………………………стр. 42
7. Библиография……………………………………………………………….....стр. 45
Пояснительная записка
Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребёнка», Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития образования. Одним из таких подходов является дальнейшее развитие систем коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, которые нацелены на создание наиболее адекватных педагогических условий для детей, имеющих проблемы в развитии.
В этих условиях требуется повышенное внимание к вопросам охраны здоровья детей, личностно-ориентированный подход в образовательном процессе, помощь специалистов, готовых осуществлять активное взаимодействие с учётом познавательно-речевых, физических и психологических возможностей детей.
В МБДОУ детский сад № 16 осуществляется коррекция нарушений речи в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи. В связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, возникла необходимость введения специализированных программ по коррекции речевых нарушений. Исходя из этого, логопедическую деятельность необходимо адаптировать к условиям работы в логопедических группах при массовом детском саде.
Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
В основу логопедической работы МБДОУ детский сад № 16 (деятельности логопеда по коррекции речевых нарушений) положены программа и методические разработки:
1. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т. В., Миронова С. А.,
Лагутина А. В.
2. Если дошкольник плохо говорит. Ткаченко Т.А. Методическое пособие
3. В первый раз в первый класс. Ткаченко Т.А. Методическое пособие
4. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР. Коноваленко В. В., Коноваленко С.В. Методическое пособие
Данная рабочая программа сообразуется с образовательной программой МБДОУ детский сад № 16, отвечает Федеральным государственным требованиям. Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет (старший дошкольный возраст) с нарушениями речи.
Цель программы – организация эффективных условий, обеспечивающих механизм компенсации речевого недоразвития у детей, способствующих развитию личности ребёнка, эффективному усвоению ими содержания образования.
Содержание образовательной области«Коммуникация»направлено на достижение целей овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, через решение следующих задач:
- практическое овладение воспитанниками нормами речи: правильным произношением всех звуков родного языка в соответствии с возрастными возможностями, умение различать звуки по артикуляционным и акустическим признакам, самостоятельное выполнение звукового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры;
- развитие свободного общения воспитанников с взрослыми и детьми, как социализация ребенка: применять слова всех частей речи, использовать фразы различной конструкции, самостоятельно рассказывать, выражать свои мысли;
- формирование компонентов устной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности через включение родителей в коррекционно-образовательный процесс и взаимодействие специалистов ДОУ (учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, специалиста по физическому воспитанию).
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
1. Принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой;
2. Принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
3. Принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
4. Принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
5. Принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
6. Принцип постепенного повышения требований, предполагающий
постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
7. Принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи.
Характеристика контингента воспитанников
В логопедические группы зачисляются дети с речевыми диагнозами, утвер-
жденными ПМПК, на два года. Основной контингент старших дошкольников имеет второй и третий уровни речевого недоразвития.